Учет основных средств организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного вопроса и обусловила выбор темы дипломной работы, целью которой является изучение учета основных средств на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие основных средств, их классификацию, оценку и задачи учета.
-Изучить документальное оформление и учет движения основных средств.
.-Изучить особенности бухгалтерского учета основных средств на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая бух учет.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

В форме № 1 «Бухгалтерский баланс» в разделе 1 «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» приводятся данные об остаточной стоимости основных средств (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком изменение стоимости не производится), как действующих, так и находящихся на консервации или в запасе. По указанной статье также отражается по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом начисленной амортизации) имущество, предоставляемое по договору аренды (имущественного найма) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода.

В соответствии с п.1 статьи 12 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» [1] для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия по местам эксплуатации. Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя по форме № ИНВ-22.

До начала инвентаризации проводится проверка:

  1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  2. технических паспортов или другой технической документации;
  3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи  по форме № ИНВ-1 полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией  собственных основных средств проверяются  основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости по форме № ИНВ-18. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке

    • основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;
    • недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

В первой главе рассмотрены  понятие, классификации и оценки основных средств, документальное оформление и учет движения основных средств.

 

ГЛАВА 2. Анализ финансового состояния и существующей системы учета основных средств организации

2.2 Учет основных средств на предприятии

Учетная политика ОАО  «Челныхлеб» содержит следующие критерии признания актива объектом основного средства:

    • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
    • использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
    • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
    • стоимость актива более 40000 рублей за единицу при соблюдении вышеуказанных критериев.

Таким образом, учетная политика предприятия совпадает  с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Поступление  ОАО «Челныхлеб»

Выбытие ОАО «Челныхлеб»

1

2

3

4

1. Приобретение  основных средств за плату

+

1. Списание основных средств из-за морального и физического износа

+

2. Сооружение  и изготовление основных средств  за плату (т.е. подрядным способом)

+

2. Ликвидация  основных средств при авариях,  стихийных бедствиях и иных  чрезвычайных ситуациях

-

3. Сооружение и изготовление основных средств самой организацией (т.е. хозяйственным способом)

-

3. Продажа (реализация) основных средств

+

4. Поступление основных  средств в счет вклада в  уставный (складочный) капитал

-

4. Передача основных  средств в счет вклада в  уставный (складочный) капитал других организаций

-

6. Поступление основных  средств в обмен на другое  имущество

-

6. Передача основных  средств в обмен на другое  имущество

-

   

7. Недостача  и порча основных средств, выявленные  при проведении инвентаризации  активов и обязательств

+

   

8. Передача основных  средств в счет вклада по  договору

-


Таблица 2.6 Движение основных средств в ОАО «Челныхлеб» в 2009-2011гг.

Большую часть основных средств ОАО «Челныхлеб» приобретало в период с 2009 по 2011 год за деньги у поставщиков на основании договоров купли-продажи или договоров поставки. На поставляемые основные средства поставщики предоставляют счета-фактуры. Основные средства, приобретенные у поставщиков, приняты в ОАО «Челныхлеб» по акту № ОС-1, на каждый объект основных средств открыта инвентарная карточка по форме № ОС-6. Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 21.01.2003г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» документы на оприходование объектов основных средств оформляются в момент их приобретения, а если необходимы монтажные работы, то эти формы заполняются после приема основных средств из монтажа и сдачи в эксплуатацию. В некоторых случаях ответственные лица ОАО «Челныхлеб» составляют форму №ОС-1 не вовремя ввода объекта основного средства в эксплуатацию, что является нарушением вышеуказанного Постановления.

В 2011 году ОАО «Челныхлеб» приобрело здание стоимостью 5000 тыс. руб. Здания относятся к недвижимому имуществу, которое подлежит государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимого имущества согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ. Включение здания в состав основных средств и ввод его в эксплуатацию оформлены по форме № ОС-1a «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. В данной форме, кроме прочего, указан номер и дата государственной регистрации прав на недвижимость. Затраты, связанные с государственной регистрацией прав на здание, признаны расходом в налоговом учете, а в бухгалтерском отражены в составе вложений во внеоборотные активы. Вся информация о поступлении основных средств в организацию сначала отражается на счете 08, к которому в ОАО «Челныхлеб» открыты следующие субсчета:

08.01 «Приобретение земельных  участков»;

08.02 «Приобретение объектов  природопользования»;

08.03 «Строительство объектов  основных средств»;

08.04 «Приобретение объектов  основных средств»;

08.05 «Приобретение нематериальных  активов»;

08.06 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

08.07 «Приобретение взрослых  животных»;

08.08 «Выполнение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических  работ».

В некоторых случаях предприятие приобретало основные средства бывшие в эксплуатации. Первоначальная стоимость бывших в эксплуатации основных средств, приобретенных за плату, определена исходя из суммы фактических затрат, связанных с приобретением основного средства. Таким образом, в учете были сделаны такие же записи, что и при покупке новых объектов основных средств. Вместе с тем у продавца наряду с другими документами взята копия инвентарной карточки (формы №№ ОС-6, ОС-6а, ОС-6б), с тем, чтобы иметь необходимые сведения о приобретенном объекте. Помимо приобретения основных средств за плату у поставщиков ОАО «Челныхлеб» в 2011 году ввело в эксплуатацию здание, построенное подрядной организацией, стоимостью 1610 тыс. руб. Строительство здания велось на основании договора строительного подряда (ст.740-757 ГК РФ). Выполненные и оформленные в установленном порядке строительно-монтажные работы отражены по договорной стоимости (без НДС) согласно принятым к оплате счетам подрядной организации на счете 08.03 «Строительство объектов основных средств». Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах подрядчика, учитывались на счете 19-1 «НДС при приобретении основных средств» и предъявлены к возмещению после принятия здания, завершенного строительством, к бухгалтерскому учету. Строительство здания осуществлялось за счет заемных средств, проценты по которым начислялись ежемесячно и были отнесены в расходы предприятия. Однако, в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утверждённого Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н, в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.. Следовательно, организация неправильно относила проценты по кредиту в расходы, тем самым была занижена первоначальная стоимость построенного здания. Окончание работ по строительству здания было оформлено актом с указанием договорной (сметной) стоимости строительства по форме № КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта».

В процессе эксплуатации основных средств ОАО «Челныхлеб» ежемесячно переносит часть стоимости основного средства на затраты текущего периода, т.е. начисляет амортизацию. Амортизация начисляется по тем основным средствам, которые принадлежат организации на праве собственности или находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, и производится до полного погашения стоимости или до момента списания объекта с учета. Согласно учетной политике в ОАО «Челныхлеб» применяется линейный способ начисления амортизации основных средств как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. По объектам основных средств, используемым при производстве продукции (работ, услуг), начисленная амортизация отражается по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 02. Аналитический учет на счете 02 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

В своей деятельности предприятие использует не только собственные основные средства, но и принятые в аренду. Выбытие основных средств в ОАО «Челныхлеб» имело место в 2009-2011гг. в следующих случаях: при продаже основных средств, ликвидации основных средств в результате износа, а также недостаче и порче основных средств, выявленные при проведении инвентаризации активов и обязательств. При любом способе выбытия основных средств сначала сделали записи по списанию стоимости объекта с учета. При этом бухгалтер оформила акты приема-передачи объекта основных средств по форме № ОС-1. На основании данных актов сделаны соответствующие записи в инвентарных карточках по форме № ОС-6. При списании объектов основных средств из-за их непригодности к дальнейшему использованию были оформлены акты о списании объекта основных средств, используя форму №№ ОС-4, ОС-4а. Для обобщения информации о выбывающем объекте основных средств в ОАО «Челныхлеб» открыт специальный субсчет 01.09 «Выбытие основных средств», в дебет которого списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта в корреспонденции с субсчетом 01.01 «Основные средства в организации». Накопленная к моменту выбытия амортизация списывается в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетом 01.09. Поскольку при реализации предприятие иногда несло расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, упаковке и т.п., то сумму таких расходов отражали в составе прочих расходов: Дебет счета 91.02 Кредит счетов 10, 70, 69 – отражены расходы, связанные с продажей основного средства. В результате морального и физического износа некоторые объекты основных средств пришли в негодность и были списаны. Это объекты основных средств, неспособные приносить организации доход в будущем. Для определения, непригодности основных средств для дальнейшего использования (либо их восстановления), в организации была создана постоянно действующая комиссия, челны которой осматривали объекты основных средств, подлежащих списанию, и проверяли наличие технической документации, проверяли данные бухгалтерского учета по этому объекту, устанавливали непригодность объекта к восстановлению или дальнейшему использованию, также устанавливали причины списания (физический или моральный износ, нарушение условий эксплуатации, авария, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и т.д.). При списании основных средств составлена соответствующая первичная документация: акты о списании объекта основных средств по форме № ОС-4, на основании этих актов сделаны соответствующие записи в инвентарных карточках по форме № ОС-6. Согласно учетной политике ОАО «Челныхлеб» инвентаризация основных средств проводится раз в год.

Последняя инвентаризация основных средств проводилась 31.10.2011 года согласно Приказа руководителя о проведении инвентаризации, оформленного по форме ИНВ-22. Для проведения инвентаризации в организации была создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При инвентаризации основных средств комиссия осмотрела объекты основных средств и указала в описях, составленных по форме № ИНВ-1, полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверила наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты, и документов, свидетельствующих о государственной регистрации этого права. В результате инвентаризации были выявлены объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные или указаны неверные сведения. Комиссия включила в опись правильные показатели. Машины, оборудование и транспортные средства отражены в описи пообъектно с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения и мощности. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств были проверены основные средства, принятые в аренду. По ним составлена отдельная опись со ссылкой на документы, подтверждающие принятие этих объектов в аренду. По результатам инвентаризации основных средств составлена сличительная ведомость по форме № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов». В ней отражены все расхождения между фактическими данными о наличии имущества и данными учета. Согласно сличительной ведомости на предприятии была выявлена недостача производственного и хозяйственного инвентаря. Таким образом, подводя итог данному этапу исследования можно сделать вывод, что в целом учет ведется в соответствии с нормативными требованиями, документооборот отлажен четко, однако обращает на себя внимание наличие следующих недочетов:

- в результате инвентаризации  были выявлены объекты основных  средств, по которым в регистрах  бухгалтерского учета отсутствуют  данные, в частности была выявлена  недостача производственного и  хозяйственного инвентаря,

 

2.3 Анализ основных средств предприятия

Анализ основных средств начнем с изучения наличия, состава и структуры основных средств в разрезе различных признаков. При проведении анализа используются приемы сравнения, относительных величин структуры и динамики Анализ проводится по данным о первоначальной стоимости основных средств на конкретную дату (как правило, на начало и конец периода), при этом используется информация о сальдо счета 01 «Основные средства», данные формы № 5 бухгалтерской отчетности либо форма № 11 статистической отчетности. С целью оценки структуры активной и пассивной части основных средств и их изменения в течение года в таблице 2.7 рассчитана структура основных средств по роли в процессе хозяйственной деятельности и ее изменение в течение 2010-2011 гг. Исходные данные взяли из Приложения к бухгалтерскому балансу (формы №1)

Информация о работе Учет основных средств организации