Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа
Актуальность данного вопроса и обусловила выбор темы дипломной работы, целью которой является изучение учета основных средств на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие основных средств, их классификацию, оценку и задачи учета.
-Изучить документальное оформление и учет движения основных средств.
.-Изучить особенности бухгалтерского учета основных средств на предприятии.
Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
Амортизация материальных ценностей, предоставляемых во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно.
Для учета выбытия (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) материальных ценностей, учитываемых на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к нему может открываться субсчет «Выбытие материальных ценностей». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.
Счет 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.
Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость этого оборудования или его частей, сданных в монтаж, подрядчик снимает с забалансового учета по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость оборудования, переданного подрядчику, монтаж и установка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, не снимается с учета у застройщика.
Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям.
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств. Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:
Все операции выбытия основных средств отражаются через счет 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту – сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.
Для целей бухгалтерского учета организация должна использовать при документировании операций с основными средствами формы первичной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 [17] (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются [29,C. 14]:
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.
1.2 Документальное оформление и учет движения основных средств
Процесс движения основных средств в организации состоит из двух основных стадий: стадии поступления основных средств в организацию и стадии выбытия основных средств из организации. На первой стадии производится принятие основных средств к учету на основе первичных учетных документов и их стоимостная оценка. На стадии выбытия основные средства, выбывающие вследствие различных причин или постоянно не используемые для производства продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд организации, подлежат списанию с бухгалтерского учета.
Поступление основных средств в организацию |
Выбытие основных средств из организации |
поступление основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал |
списание основных средств из-за морального и физического износа |
сооружение и изготовление основных средств за плату (т.е. подрядным способом) |
ликвидация основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях |
сооружение и изготовление основных средств самой организацией (т.е. хозяйственным способом) |
продажа (реализация) основных средств |
приобретение основных средств за плату |
безвозмездная передача основных средств другим юридическим и физическим лицам |
безвозмездное получение основных средств от юридических и физических лиц |
передача основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал других организаций |
поступление основных средств в обмен на другое имущество |
передача основных средств в обмен на другое имущество |
недостача и порча основных средств, выявленные при проведении инвентаризации активов и обязательств | |
передача основных средств в счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности) |
Таблица 1.2 Процесс движения основных средств
Приобретение основных средств за плату является наиболее распространенным способом их поступления в организацию. На основные средства, поступающие по договорам купли-продажи и другим аналогичным договорам, организация-покупатель должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и отгрузочные документы.
Первичными документами, подтверждающими приобретение основных средств и служащими основной для их принятия к бухгалтерскому учету, являются:
Для целей налогового учета в соответствии с п. 5 статьи 270 НК РФ расходы организации по приобретению и созданию основных средств относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли.
Внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал является одним из способов поступления основных средств на вновь созданные организации, а также в том случае, когда организация увеличивает свой капитал [22, C. 92]. Увеличение уставного капитала общества в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» допускается только после его полной оплаты и может осуществляться за счет дополнительных вкладов участников общества. В том случае, если основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал акционерного общества, в соответствии с п. 3 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости передаваемого основного средства должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки, произведенная учредителями акционерного общества и советом директоров, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком. Если основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, то согласно п. 2 статьи 15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым единогласно. В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 [7] первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями, если законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок. Как правило, денежная оценка основных средств, согласованная учредителями, указана в учредительных документах. В первоначальную стоимость основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, включаются фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Если организация несет дополнительные расходы по доставке и установке основного средства, то оценка, согласованная учредителями, будет отличаться от первоначальной стоимости основного средства, определенной в соответствии с ПБУ 6/01 по которой оно будет принято к бухгалтерскому учету. Полученное основное средство будет признано амортизируемым имуществом, если будет удовлетворять требованиям п. 1 статьи 256 НК РФ ], то есть срок полезного использования объекта будет более 12 месяцев и первоначальная стоимость более 40000 рублей, однако в случае постановки основного средства на учет до 01.01.2011 лимит стоимости будет составлять 20000 рублей.
Безвозмездно получить основные средства организация может лишь в двух случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. В первом случае организация получает основное средство по договору дарения. В соответствии со статьей 572 ГК РФ [1] по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Другим случаем безвозмездного получения основного средства является пожертвование. На основании статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, а также другим субъектам гражданского права.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), в соответствии с п. 10 ПБУ 6/01 [7] признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. На основании пункта 12 ПБУ 6/01 [7] в первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных безвозмездно, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Согласно п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» активы, полученные организацией безвозмездно, являются прочими доходами. На основании Плана счетов операции по безвозмездному получению основных средств отражаются на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчете 98-2 «Безвозмездные поступления».
Одним из способов выбытия основных средств является его ликвидация. Ликвидация основных средств осуществляется в результате:
Порядок ликвидации и списания с баланса объектов основных средств установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н [14]. Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, они подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации (п. 103 Методических указаний по учету основных средств [14]).
Согласно ПБУ 10/99 [12], расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе:
Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств отражаются соответственно в составе прочих или чрезвычайных доходов. Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной) формы № ОС-1, на основании которого в бухгалтерии делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств формы № ОС-6. При продаже основных средств для целей исчисления налога на прибыль финансовый результат определяется как разница между суммой выручки (без НДС и налога с продаж), остаточной стоимостью проданного основного средства и расходами, связанными с реализацией. В случае, если по результатам продажи получен убыток, то он учитывается в составе прочих расходов в течение оставшегося срока службы проданного основного средства. Одним из способов выбытия основных средств является его передача в уставный капитал другой организации. Для отражения операций, связанных с внесением вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, предназначен счет 58 «Финансовые вложения» субсчет «Паи и акции». На счете 91 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток), который в бухгалтерском учете отражается в составе прочих доходов (расходов) как доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций [19, C. 48].
Финансовый результат от передачи основных средств, выявленный в бухгалтерском учете на счете 91 , для целей налогообложения прибыли учитываться не будет согласно статьи 270 НК РФ [2]. Организации могут безвозмездно передавать принадлежащие им основные средства другим лицам по договору дарения. Для целей исчисления налога на прибыль не учитывается стоимость безвозмездно переданных основных средств в соответствии с п. 16 статьи 270 НК РФ Все операции выбытия основных средств отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», операционном, бессальдовом. По данным учета основных средств организации составляют соответствующую отчетность [20, C. 296].