Учет основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретический материал, вопросы о порядке бухгалтерского учета поступления основных средств, возможных вариантах отнесения их стоимости на расходы организации, порядке отражения их выбытия, аренды, ремонта, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………................3-4
1. Экономическая характеристика основных средств
1.1.Экономическая сущность основных средств, классификация и их оценка………………………………………………………………..5-10 1.2. Нормативное регулирование учета основных средств……..........10-14
1.3.Краткая экономическая характеристика объекта исследования…………………………………………………….............14-15
2. Бухгалтерский учет основных средств
2.1. Документальное оформление движения основных средств.........16-24
2.2. Бухгалтерский учет движения основных средств…………..........24-31
2.3. Организация контроля за сохранностью основных средств.........31-34
3. Автоматизация учета основных средств (на примере конкретного программного продукта) ………………………………………………35-39
Заключение………………………………………………………………… 40-41
Библиографический список……………………………………………… 42-43
Приложения …………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Word курсовая.docx

— 68.64 Кб (Скачать)

 

2.2. Бухгалтерский учет движения  основных средств

Синтетический учет движения основных средств, принадлежащих предприятию  на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

· 01 «Основные средства» (активный);

· 02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

· 91 «Прочие доходы и расходы» (активно- пассивный);

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии  и движении принадлежащего организации  на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в  текущую аренду.

Оприходование основных средств, внесенных  учредителями в счет их вкладов в  уставной капитал оформляется следующей  бухгалтерской записью: дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», кредит счета 80 «Уставной капитал».

Основные средства, приобретенные  за плату у других организаций  и лиц, а также созданные в  самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и  кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В соответствии с новым Планом счетов безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения  во внеоборотные активы» и кредиту  счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98/2 «Безвозмездное поступление» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При выбытии основных средств накопленная  амортизация по объекту списывается  в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют  счет 01 «Основные средства». При  выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается  со счета 01«Основные средства» в  дебет счета 91 «Прочие доходы и  расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные  с выбытием основных средств, а по кредиту- все поступления, связанные  с выбытием основных средств (выручка  от продажи объектов, стоимость материалов полученных от ликвидации и др.). Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств.

При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают  с кредита счета 01 «Основные средства»  в дебет счета 91, а сумму амортизации  по проданным основным средствам- в  дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет  счета 91 списывают также НДС по основным средствам ( с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счетов 23 «Вспомогательное производство» и др.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость  списывают с кредита счета 01«Основные  средства» в дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы», а сумму амортизации- с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств».

Для учета выбытия основных средств  к счету 01«Основные средства»  может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого  субсчета переносят стоимость выбывшего  объекта, а в кредит- сумму накопленной  амортизации. Остаточная стоимость  объекта списывается со счета 01«Основные  средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой  стороне инвентарных карточек указывают  наименование и инвентарный номер  объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных  отчислений, шифр затрат, сумму начисленной  амортизации, внутреннее перемещение  и причину выбытия. На оборотной  стороне инвентарных карточек указывают  сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, выполненных ремонтных  работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта. Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки- передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту нахождения основных средств  для контроля за их сохранностью можно  вести инвентарные списки основных средств. Учет объектов основных средств  по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств. В бухгалтерии инвентарные  карточки формируют в инвентарную  картотеку, в которой они разделены  на группы по видам основных средств.

Документы для  учета основных средств на предприятии  практически используются не так  как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету  основных средств. Это обусловлено  слишком сложной для небольшого предприятия системой документов.

Способы поступления  основных средств на ООО «Каралит»  можно разделить на несколько  групп.

а) Основные средства производственного назначения получены безвозмездно от юридических  или физических лиц.

Расходы по доставке основных средств полученных таким образом не увеличивают  их первоначальную стоимость, они относятся  на уменьшение сформированного на предприятии  фонда накопления (Д 88-3.1) с кредитованием  счетов 60 (“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”), 68 (“Расчеты с  бюжетом”), 69 (“Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению”), 70 (“Расчеты с персоналом по оплате труда”), 76 (“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”); также за счет чистой прибыли предприятия (Д 81-2) или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

В первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия  по монтажу. Такие расходы собираются на дебете счета 08 “Капитальные вложения”  с кредита счетов 10 (“Сырье и материалы”), 12 (“МБП”), 13 (“Износ МБП”), 60, 68, 69, 70, 71 (“Расчеты с подотчетными лицами”), 76. После сдачи объекта в эксплуотацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости (Д 01, К 08).

б) Предприятие  может получить основные средства как  вклад в уставной капитал в  пределах сумм, установленных в учредительном  договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы  по доставке основных средств на предприятие  несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает  ему расходы.

в) Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены  для производственных целей, они  приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при  приобретении.

НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому  работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств  продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном  поручении, реестрах чеков, и т.п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС  отдельной позицией. Расходы предприятия  по доставке и установке приобретенных  основных средств отражаются в учете  капитальных вложений (Д 08 “Капитальные вложения”, К 60, 68, 69, 70, 71, 76) а затем  при сдаче объекта присоединяют к стоимости его покупки (Д 01, К 08). Сумму уплаченных налогов в  течении 6-ти месяцев списывают ежемесячно равными долями (Д 68 “Расчеты с бюджетом”, К 19-1 “НДС”).

г) Предприятие  может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 “Оборудование  к установке” и кредиту счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После передачи оборудования в монтаж, делается запись Д 08, К 07. Далее  все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 12, 13, 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После окончания  монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (Д 01, К 08).

Уплаченный  при приобретении оборудования НДС  в его инвентарную стоимость  не включается, а берется на учет по дебету счета 19-1 и кредиту 60, а  затем списывается аналогично предыдущему  пункту в).

д) Оборудование может также приобретаться у  физического лица. Такие операции производились предприятием с физическим лицом, зарегистрированным как предприниматель. Предприятие выплачивало сумму  за приобретенные средства по приходному кассовому ордеру.

е) Предприятие  принимает в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность  арендатора по истечении аренды. Поэтому  такие основные средства на балансе  предприятия не учитываются, а принимаются  на забалансовый счет 001 “Арендованные  основные средства”. По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета  налогов включается в издержки производства (Д 20 “Основное производство”, 23, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 43 “Коммерческие  расходы”, К 76-3). Арендная плата перечисляется  в сроки, обусловленные договором (Д 76-3, К 51).

Выбытие основных средств с ООО «Каралит» производится в различных формах:

а) Безвозмездная  передача основных средств. Такие операции проходят через дебет счета 47 “Реализация  и прочее выбытие основных средств” (первоначальная стоимость объекта) и кредит 01, расходы по демонтажу  и транспортировке объекта и  т.п. (кредит счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76). На кредите счета 47 списывают износ  списываемого объекта (Д 02-1). Потери от безвозмездной передачи, получившиеся на счете 47 списываются на уменьшение добавочного капитала (Д 87, К 47), если его недостаточно — на уменьшение фонда накопления (Д 88-3, К 47), чистую прибыль или нераспределенную прибыль  прошлых лет. При этом предприятие  начисляет и перечисляет (Д 47, К 68; Д 68, К 51) НДС в установленном размере.

б) Передача основных средств в уставной капитал  создаваемого дочернего предприятия. Такие операции также отражаются предприятием на счете 47, учитывая три  основных случая возникающих при  передаче по цене соглашения: 1) цена соглашения ниже остаточной стоимости, 2) цена соглашения соответствует остаточной стоимости, 3) цена соглашения выше остаточной стоимости.

в) Продажа  основных средств. При производстве операций по продаже основных средств  такие операции фиксируются на счете 47: по дебету счета - первоначальная стоимость  списываемого объекта (К 01), расходы  предприятия по демонтажу и другие расходы по продаже объекта (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76); по кредиту счета сумма  износа объекта (Д 02) и сумма предъявленного покупателю счета (Д 73-3). При превышении выручки от реализации над расходами (Кредит 48 над Дебитом), разницу списывают  на прибыль предприятия (Д 47, К 80-2). В  противном случае, потери списываются  на убытки предприятия (К 80-2, Д 47).

г) Самый  частый и характерный случай выбытия - ликвидация основных средств. При  производстве операция по ликвидации основных средств бухгалтерия выявляет финансовые результаты ликвидации. Для  этого расходы по ликвидации пришедших  в негодность объектов относятся  на дебет счета 47 (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76), а полученные при ликвидации товарно-материальные ценности приходуются (Д 10, К 47). Таким  образом превышение кредитового  оборота счета 47 над дебетовым  означает прибыль от ликвидации основных средств, а обратная ситуация - убыток. Прибыль списывается на Д 47, К 80-2; убыток — на Д 80-2, К 47. Износ начисляется  предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы  начисленного износа зачисляются в  издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 31, 43, К 02-1, 02-2). При начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы  амортизации установлены по группам  основных средств в процентах  к их первоначальной стоимости. Реально, суммы износа рассчитывают самым  распространенным способом: методом  корректировки месячного размера суммы износа прошлого месяца в соответствии с изменением состава основных средств (поступлением одних и выбытием других) в прошлом месяце, а так же с истечением сроков службы основных средств. Однако эта система несколько скорректирована в соответствии с особенностями предприятия (см гл II (а)). Инвентаризация основных средств на предприятии производится согласно действующему законодательству. При этом возможны такие ситуации: переведение по итогам инвентаризации объектов, ошибочно числящихся в МБП в основные средства; перевод объектов из основных средств в МБП. Переоценке основных средств на предприятии коснулась как производственных основных средств, так и основных средств непроизводственного назначения.

 

2.3. Организация контроля за сохранностью  основных средств.

Для формирования полной и достоверной  информации о своей деятельности, а также имущественном положении  организации должны проводить инвентаризацию.

Инвентаризации подлежит все основные средства организации независимо от их местонахождения. Кроме того, проверке наличия и состояния подлежат основные средства, не принадлежащие  организации, но числящиеся в ее бухгалтерском  учете, а также основные средства, не учтенные по каким-либо причинам.

Инвентаризация основных средств  осуществляется путем осмотра объектов и занесения в описи полного  их наименования, назначения, инвентарного номера и основных технических или  эксплуатационных показателей [п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации]. В отношении  зданий, сооружений и другой недвижимости, а также объектов природных ресурсов проверяют наличие документов, подтверждающих нахождение указанного имущества в  собственности организации.

Основные средства стоимостью в  пределах лимита, установленного в  учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухучете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением [п. 5 ПБУ 6/01].

Инвентаризация основных средств  может проводиться один раз в  три года.

До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить:

- наличие и состояние инвентарных  карточек, инвентарных книг, описей  и других регистров аналитического  учета;

- наличие и состояние технических  паспортов или другой технической  документации;

- наличие документов на основные  средства, сданные или принятые  организацией в аренду и на  хранение.

Не допускается вносить в  инвентаризационные описи данные об остатках ценностей со слов материально  ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Сведения о фактическом наличии  имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Информация об основных средствах, полученная в ходе инвентаризации, отражается в инвентаризационной описи  основных средств (форма № ИНВ-1).

Отдельная инвентаризационная опись  составляется на основные средства:

Информация о работе Учет основных средств на предприятии