Учет основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств – важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Содержание

Введение………………………………………………………………................3-4
1. Экономическая характеристика основных средств
1.1.Экономическая сущность основных средств, классификация и их оценка………………………………………………………………..5-10 1.2. Нормативное регулирование учета основных средств……..........10-14
1.3.Краткая экономическая характеристика объекта исследования…………………………………………………….............14-15
2. Бухгалтерский учет основных средств
2.1. Документальное оформление движения основных средств.........16-24
2.2. Бухгалтерский учет движения основных средств…………..........24-31
2.3. Организация контроля за сохранностью основных средств.........31-34
3. Автоматизация учета основных средств (на примере конкретного программного продукта) ………………………………………………35-39
Заключение………………………………………………………………… 40-41
Библиографический список……………………………………………… 42-43
Приложения …………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Word курсовая.docx

— 68.64 Кб (Скачать)

г) Самый  частый и характерный случай выбытия - ликвидация основных средств. При  производстве операция по ликвидации основных средств бухгалтерия выявляет финансовые результаты ликвидации. Для  этого расходы по ликвидации пришедших  в негодность объектов относятся  на дебет счета 47 (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76), а полученные при ликвидации товарно-материальные ценности приходуются (Д 10, К 47). Таким  образом превышение кредитового  оборота счета 47 над дебетовым  означает прибыль от ликвидации основных средств, а обратная ситуация - убыток. Прибыль списывается на Д 47, К 80-2; убыток — на Д 80-2, К 47. Износ начисляется  предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы  начисленного износа зачисляются в  издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 31, 43, К 02-1, 02-2). При начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы  амортизации установлены по группам  основных средств в процентах  к их первоначальной стоимости. Реально, суммы износа рассчитывают самым  распространенным способом: методом  корректировки месячного размера суммы износа прошлого месяца в соответствии с изменением состава основных средств (поступлением одних и выбытием других) в прошлом месяце, а так же с истечением сроков службы основных средств. Однако эта система несколько скорректирована в соответствии с особенностями предприятия (см гл II (а)). Инвентаризация основных средств на предприятии производится согласно действующему законодательству. При этом возможны такие ситуации: переведение по итогам инвентаризации объектов, ошибочно числящихся в МБП в основные средства; перевод объектов из основных средств в МБП. Переоценке основных средств на предприятии коснулась как производственных основных средств, так и основных средств непроизводственного назначения.  

2.3. Организация  контроля за сохранностью основных  средств.

Для формирования полной и достоверной информации о своей деятельности, а также  имущественном положении организации  должны проводить инвентаризацию.

Инвентаризации  подлежит все основные средства организации  независимо от их местонахождения. Кроме  того, проверке наличия и состояния  подлежат основные средства, не принадлежащие  организации, но числящиеся в ее бухгалтерском  учете, а также основные средства, не учтенные по каким-либо причинам.

Инвентаризация  основных средств осуществляется путем  осмотра объектов и занесения  в описи полного их наименования, назначения, инвентарного номера и  основных технических или эксплуатационных показателей [п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации]. В отношении  зданий, сооружений и другой недвижимости, а также объектов природных ресурсов проверяют наличие документов, подтверждающих нахождение указанного имущества в  собственности организации.

Основные  средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу  могут отражаться в бухучете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением [п. 5 ПБУ 6/01].

Инвентаризация  основных средств может проводиться  один раз в три года.

До начала инвентаризации основных средств рекомендуется  проверить:

- наличие  и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других  регистров аналитического учета;

- наличие  и состояние технических паспортов  или другой технической документации;

- наличие  документов на основные средства, сданные или принятые организацией  в аренду и на хранение.

Не допускается  вносить в инвентаризационные описи  данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц  или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Сведения  о фактическом наличии имущества  записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Информация  об основных средствах, полученная в  ходе инвентаризации, отражается в  инвентаризационной описи основных средств (форма № ИНВ-1).

Отдельная инвентаризационная опись составляется на основные средства:

- непригодные  к эксплуатации и не подлежащие  восстановлению;

- находящиеся  на ответственном хранении и  арендованные.

По основным средствам при инвентаризации которых  выявлены отклонения от учетных данных (расхождения между показателями по данным бухучета и данным инвентаризационных описей), следует составить сличительные ведомости. Причем суммы излишков и  недостач основных средств в этих ведомостях следует указывать в  соответствии с их оценкой в бухгалтерском  учете.

Результаты  инвентаризации рассматриваются и  анализируются на заседании инвентаризационной комиссии. Она должна установить причины  выявленных недостач и излишков имущества, а также предложить способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухучета.

Результаты  инвентаризации отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в  годовом бухгалтерском отчете.

Данные  о результатах проведенных в  отчетном году инвентаризаций обобщаются в специальной ведомости по форме  № ИНВ-26.

Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости (без НДС) на дату проведения инвентаризации и соответствующая  сумма отражается в составе прочих доходов.

Износ выявленных инвентаризацией неучтенных объектов основных средств определяется по действительному техническому состоянию  объектов с указанием сведений об оценке и износе в соответствующих  актах. Стоимость выявленных в результате инвентаризации излишков основных средств  отражается по дебету счетов 01 "Основные средства" в корреспонденции с  кредитом счета 91 "Прочие доходы и  расходы".

При выявлении  недостачи основных средств инвентаризационной комиссии следует установить наличие  виновных лиц.

Если  виновные лица установлены, то в налоговом  учете суммы возмещаемого работником ущерба от недостачи основных средств (полностью или в пределах среднего месячного заработка) являются внереализационным  доходом. При методе начисления моментом получения организацией дохода в  виде сумм возмещения работником ущерба считается дата [пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ]:

- признания  должником суммы ущерба, то есть  дата соглашения между работником  и работодателем о добровольном  возмещении работником его суммы;

- вступления  в законную силу решения суда  о возмещении ущерба;

- распоряжения  работодателя о взыскании с  работника суммы ущерба.

В бухгалтерском  учете недостача имущества и  его порча сверх норм списываются  за счет виновных лиц. При этом у  организации не возникает ни доходов, ни расходов.

Остаточная  стоимость недостающего основного  средства списывается со счета 01 «Основные  средства» в корреспонденции  со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Сумма недостачи, выявленной в результате инвентаризации, должна быть возмещена за счет виновного  лица, в учете делают записи по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» в корреспонденции  со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Сумму ущерба, которую нельзя взыскать с  работника, организация списывает  со счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» в дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы» субсчет «Прочие  расходы».

Если  виновные лица не установлены или  суд отказал во взыскании убытков  с них, то убытки от недостачи имущества  и его порчи списываются на финансовые результаты. При этом следует  сделать проводку по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет  «Прочие расходы» в корреспонденции  со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Автоматизация учета  основных средств  (на примере конкретного  программного продукта).

В настоящее  время все больше своих обязанностей человек перекладывает на выносливые плечи машин. Большую часть работы за нас выполняет «умная» техника. Человечество в последнее время достигло больших успехов в этом направлении.

Экономические коэффициенты и сложные расчеты уже не нужно считать «в столбик», за нас это делают калькуляторы и компьютеры, скорость обработки информации достигает долей секунд, что значительно экономит время и повышает производительность труда.

Еще совсем недавно работа бухгалтера была связана  с постоянной рутиной, огромным количеством документов, которые нужно заполнять под копирку от руки, а сегодня — это «творческая» работа, которая может приносить удовольствие.

Развитие  современных технологий позволили  создать ряд компьютерных программ в помощь бухгалтеру. Уже немыслимо заполнить счет, счет-фактуру и накладную от руки, да еще и в двух экземплярах! Достаточно ввести основные параметры товара или услуги и весь набор первичной документации будет сформирован автоматически.

Популярность  автоматизации бухгалтерского учета  растет, это связано не только с доступностью и разнообразием программных продуктов на рынке, но и с тем, что современное налоговое, а также трудовое законодательство требует унификации в предоставляемом документообороте для работы между организациями и налоговыми органами, Пенсионным фондом и ФСС РФ. Приведение всех видов отчетов, форм документации к единому образчику позволяет значительно экономить время и избегать многих ошибок.

Автоматизация бухгалтерского учета позволяет  создавать документы, сохранять  их, формировать отчетность, делать архивы, которые занимают минимум места, корректировать исходные данные с минимальными затратами времени и, главное, получать готовые результаты о работе организации в кратчайшие сроки.

Наша  компания работает с автоматизированной системой 1С, созданной для автоматизации бухгалтерского учета. Специалисты нашей компании отмечают, что работать с автоматизированным бухгалтерским учетом, в ситуациях постоянно меняющего законодательства и как следствие претерпевающих изменения документов и форм отчетности, намного легче.

“АУБИ” - это зарегистрированное название интегрированной программной системы "Автоматизации Бухгалтерского Учета’ малых, средних и больших предприятий. Аббревиатура названия комплекса “АУБИ” построена из ряда букв, входящих в  приведенную выше фразу, заключенную  в апострофы. 
Таким образом сделана попытка отразить истинное предназначение программы.

“АУБИ”  может быть с успехом использована для автоматизации бухгалтерского учета предприятий различного рода деятельности. 
Программный комплекс представляет одинаковый интерес как для торговых 
(коммерческих) структур, так и для производственных предприятий. Гибкая система программы позволяет настраивать “АУ-БИ” на нужды конкретного пользователя. При этом бухгалтер каждого предприятия, исходя из своих собственных потребностей, имеет возможность сформировать план счетов; информационные справочники, содержащие названия предприятий-партнеров и их банковские реквизиты; список материально ответственных лиц и т.д. В зависимости от специфики деятельности предприятия “АУБИ” позволяет вести учет следующих элементов бухгалтерского производства:

1. учет материалов (склад); 
2. учет малоценных и быстроизнашивающихся материалов (МБП) на складе и в эксплуатации; 
3. основные средства; 
4. учет кассовых операций - формирование приходных и расходных кассовых ордеров, ведение кассовой книги; 
5. учет банковских операций - платежных поручений, требований и реестров; 
6. учет счетов; 
7. ведение журнала хозяйственных операций; 
8. ведение главной бухгалтерской книги; 
9. формирование шахматной и оборотной ведомостей; 
10. формирование различных ведомостей аналитического учета. 
Журнал хозяйственных операций является для “АУБИ” поистине основной информационной базой, используя которую, программа способна формировать множество отчетных документов по синтетическому и аналитическому учету. Все сформированные “АУБИ” отчеты могут быть сохранены на жестком диске в виде ASCII и RTF файлов или выведены непосредственно на принтер. В случае сохранения выходных форм на жестком диске пользователь имеет возможность просматривать, корректировать и выводить на печать все документы, используя для этого имеющиеся у него стандартные программные средства (утилиты DOS, текстовые редакторы и т.д.).

Информация о работе Учет основных средств на предприятии