Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа
С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.
Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Нематериальные активы: классификация, бухгалтерский учет.
1.1. Нематериальные активы как экономическая категория и объект бухгалтерского учета.
1.2. Бухгалтерский учет нематериальных активов.
1.2.1. Организация учета нематериальных активов.
1.2.2. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
1.2.3. Амортизация и инвентаризация нематериальных активов.
Глава 2. Особенности организации бухгалтерского учета нематериальных активов на ОАО «Факел».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Рассчитается амортизацию: по праву на изобретение: годовая норма амортизационных отчислений равна 20% (100%/5 лет) – 20000*20%/12 мес. = 333 руб.; по праву на программу ЭВМ: 100%/20 лет= 5% - 50000*5%/12 = 208 руб., т.о. в январе 2002 года в бухгалтерском учете ОАО «Факел» начислена амортизация 541 руб. – Д26К05.При списании НМА приказом руководителя создается специальная комиссия, которая устанавливает причины списания, составляет акт, который передается в бухгалтерию, где ставится отметка в инвентарной карточке о выбытии.
Первоначальная стоимость НМА–17400, начисленная амортизация-15515
Содержание операции | Сумма | Корреспондирующие счета | Первичный документ | |
Дт | Кт | |||
1.Списана амортизация, начисленная по выбывшему объекту НМА | 15515 | 05 | 04 | Бухгалтерская справка-расчет |
2.Списана остаточная стоимость | 1885 | 91 | 04 | Бухгалтерская справка-расчет |
3.Определен финансовый результат (убыток) не уменьшает налогооблагаемую прибыль | 1885 | 99 | 91 | Бухгалтерская справка-расчет |
В январе 2005 г. ОАО «Факел» заключило лицензионный договор с ООО «ВБТ» на 1 год: передало права на использование изобретения, охраняемого патентом. Такая деятельность для ОАО «Факел» является основной. Стоимость патента, отраженного у предприятия в составе НМА – 144000, ежемесячная амортизация – 600р. Начислена заработная плата персоналу, занимавшегося заключением договора (с учетом ЕСН) – 20000. За лицензию ЗАО должно получить единовременное вознаграждение – 48000 (в т.ч. НДС 8000). Ежемесячно предприятию выплачиваются роялти – 7200 (в т.ч. НДС 1200).
Содержание операции | Сумма | Корреспондирующие счета | |
Дт | Кт | ||
1. Переданы неисключительные права на НМА по лицензионному договору; | 144000 | 04 | 04 |
2. Отражена выручка от реализации неисключительной лицензии | 48000 | 62 | 90-1 |
3. В составе выручки отражены сумма роялти | 7200 | 62 | 90-1 |
4. Выделен НДС – 8000+1200 | 9200 | 90-3 | 68 |
5. Начислена заработная плата | 20000 | 20 | 70 (69) |
6. Начислена амортизация НМА по лицензионному договору за отчетный месяц | 600 | 20 | 05 |
7. Начислен налог на пользователей автомобильных дорог | 460 | 26 | 68 |
8. Списаны затраты на реализацию | 21060 | 90-2 | 20 (26) |
9. Финансовый результат | 24940 | 90-9 | 99 |
10. Получена оплата – 48000+7200 | 55200 | 51 | 62 |
Налоговый учет можно организовать с применением аналитических регистров. Аналитические регистры - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный налоговый период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 2
5 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам учета для учета амортизации для целей налогообложения. Заполнение регистра производится на основе данных бухгалтерского учета, а также бухгалтерских справок. Бухгалтерские справки составляются для определенных показателей и на основе специальных расчетов (например: определение ежемесячной нормы списания ремонта по конкретному объекту), а также для включения в состав расходов, уменьшающих доходы, сумм, подлежащих единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения. Справка составляется в произвольной форме, подписывается исполнителем и прикладывается к соответствующему регистру.
При заполнении регистра можно воспользоваться следующей схемой, которая приведена в Приложении 1 к данной работе.
Для организации налогового учета амортизируемого имущества, рекомендуем данный Регистр. При его заполнении необходимо руководствоваться статьями 256-259 и 322 НК РФ.
При заполнении в последующем отчетном налоговом периоде этого регистра в графу 8 “Сумма начисленной амортизации всего” переносятся данные графы 10 “Остаточная стоимость” за предыдущий период.
При реализации недоамортизируемого имущества, убыток определяется в соответствии с п. 3 статьи 268 НК РФ, и определяется по каждому объекту, с указанием срока до которого будет производиться списание убытка. В графе 4 отражаются фактические расходы отчетного периода в размере понесенного убытка по конкретному объекту. В графе 5 регистра включается часть убытка, приходящаяся на отчетный налоговый период, а разница между этими показателями отражается в графе 7 “Сальдо на конец отчетного периода”. Перенос убытков предыдущих налоговых периодов осуществляется в соответствии со статьей 283 НК РФ. Сумму убытка можно отражать по каждому налоговому периоду, при этом налогоплательщик имеет право на перенос убытка на будущее в течении 10 лет, отражая его в графе 7 “Сальдо на конец отчетного периода” (Приложение 2).
Расходы по строкам 06-24 данного регистра не учитываются для целей налогообложения и не переносятся на последующие налоговые периоды, и поэтому сальдо не имеют (Приложение 2.)
В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.
Данная курсовая работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. для учета нематериальных активов вследствие их разнообразия по составу и назначению имеет место их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;
2. аналитический учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;
3. особенностью учета нематериальных активов, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.
Все предприятия при учете нематериальных активов должны руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.
В настоящее время отражению в учете нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему учета нематериальных активов.
В связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации при организации и определении порядка и степени использования данных бухгалтерского учета для учета амортизируемых активов необходимо определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.
Организация устанавливает срок полезного использования по каждому виду амортизируемых нематериальных активов при их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином аналогичном документе: в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет; в налоговом учете - в расчете на 10 лет.
В отличии от правил бухгалтерского учета в составе нематериальных активов учитываются: права владения на “ноу-хау”, секретную формулу или процесс, лицензии на право пользования недрами, а также право на фирменное наименование и не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация.
Предприятию ОАО «Факел» можно рекомендовать ведение налогового учета с использованием или преобразованием регистров бухгалтерского учета. При этом организации необходимо определить:
- методы, минимизирующие различия в учете амортизируемых активов;
- регистры бухгалтерского учета, используемые в налоговом учете;
- операции и объекты для учета в регистрах аналитического налогового учета.
К методам, минимизирующим различия, могут быть отнесены процедуры, которые касаются изменения:
- типовых форм первичной учетной документации;
- положений учетной политики по бухгалтерскому учету данных активов.
Исходя из различий, приведенных выше, организация может предусмотреть следующие дополнительные показатели в типовых формах первичной учетной документации:
- установление кодов отнесения объектов по составу - к объектам, принимаемым и не принимаемым в состав амортизируемого имущества в налоговом учете. Это касается включения в состав амортизируемого имущества объектов жилого фонда и невключения безвозмездно полученных объектов; деловой репутации и организационных расходов и т. п.;
по стоимости - объекты со стоимостью до 10000 руб. не принимаются к учету (их стоимость списывается при вводе в эксплуатацию);
- выделение двух видов стоимости вводимых в эксплуатацию объектов
для бухгалтерского учета - первоначальная стоимость;
для налогового учета - амортизируемая стоимость (первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму не принимаемых при налогообложении расходов).
Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут формироваться в регистрах на основании показателей одних и тех же форм первичной учетной документации, составленных в установленном законодательством порядке. Используются акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) и карточка учета нематериальных активов (ф. № НМА-1). В зависимости от характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.