Учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.
Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Нематериальные активы: классификация, бухгалтерский учет.

1.1. Нематериальные активы как экономическая категория и объект бухгалтерского учета.
1.2. Бухгалтерский учет нематериальных активов.
1.2.1. Организация учета нематериальных активов.
1.2.2. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
1.2.3. Амортизация и инвентаризация нематериальных активов.

Глава 2. Особенности организации бухгалтерского учета нематериальных активов на ОАО «Факел».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Список литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

Рассчитается амортизацию: по праву на изобретение: годовая норма амортизационных отчислений равна 20% (100%/5 лет) – 20000*20%/12 мес. = 333 руб.; по праву на программу ЭВМ: 100%/20 лет= 5% - 50000*5%/12 = 208 руб., т.о. в январе 2002 года в бухгалтерском учете ОАО «Факел» начислена амортизация 541 руб. – Д26К05.При списании НМА приказом руководителя создается специальная комиссия, которая устанавливает причины списания, составляет акт, который передается в бухгалтерию, где ставится отметка в инвентарной карточке о выбытии.

Первоначальная стоимость НМА–17400, начисленная амортизация-15515

Содержание операции

Сумма

Корреспондирующие счета

Первичный документ

Дт

Кт

1.Списана амортизация, начисленная по выбывшему объекту НМА

15515

05

04

Бухгалтерская справка-расчет

2.Списана остаточная стоимость

1885

91

04

Бухгалтерская справка-расчет

3.Определен финансовый результат (убыток) не уменьшает налогооблагаемую прибыль

1885

99

91

Бухгалтерская справка-расчет

 

В январе 2005 г. ОАО «Факел» заключило лицензионный договор  с ООО «ВБТ»  на 1 год: передало права на использование изобретения, охраняемого патентом. Такая деятельность для ОАО «Факел» является основной. Стоимость патента, отраженного у предприятия в составе НМА – 144000, ежемесячная амортизация – 600р. Начислена заработная плата персоналу, занимавшегося заключением договора (с учетом ЕСН) – 20000. За лицензию ЗАО должно получить единовременное вознаграждение – 48000 (в т.ч. НДС 8000). Ежемесячно предприятию выплачиваются роялти – 7200 (в т.ч. НДС 1200).

Содержание операции

Сумма

Корреспондирующие счета

Дт

Кт

1. Переданы неисключительные права на НМА по лицензионному договору;

144000

04

04

2. Отражена выручка от реализации неисключительной лицензии

48000

62

90-1

3. В составе выручки отражены сумма роялти

7200

62

90-1

4. Выделен НДС – 8000+1200

9200

90-3

68

5. Начислена заработная плата

20000

20

70 (69)

6. Начислена амортизация НМА по лицензионному договору за отчетный месяц

600

20

05

7. Начислен налог на пользователей автомобильных дорог

460

26

68

8. Списаны затраты на реализацию

21060

90-2

20 (26)

9. Финансовый результат

24940

90-9

99

10. Получена оплата – 48000+7200

55200

51

62

Налоговый  учет  можно  организовать с применением  аналитических регистров. Аналитические регистры - это сводные формы систематизации данных  налогового  учета за отчетный  налоговый период, сгруппированные в соответствии  с  требованиями главы 2

5 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам учета для учета амортизации для целей налогообложения. Заполнение регистра  производится  на основе данных бухгалтерского учета, а также  бухгалтерских  справок. Бухгалтерские справки составляются для определенных  показателей  и  на основе специальных расчетов (например: определение  ежемесячной  нормы списания ремонта по конкретному объекту), а  также  для  включения  в  состав  расходов,  уменьшающих  доходы, сумм, подлежащих  единовременному  списанию в результате изменения классификации  объектов, учитываемых  в  целях  налогообложения. Справка составляется  в  произвольной  форме, подписывается  исполнителем  и  прикладывается к соответствующему регистру.

При заполнении регистра можно воспользоваться следующей схемой, которая приведена в Приложении 1 к данной работе.

Для  организации  налогового  учета  амортизируемого имущества, рекомендуем  данный  Регистр. При  его  заполнении  необходимо  руководствоваться статьями 256-259 и 322 НК РФ.

При заполнении в последующем  отчетном  налоговом  периоде  этого регистра в графу 8 “Сумма начисленной амортизации всего” переносятся данные графы 10 “Остаточная стоимость” за предыдущий период.

При реализации недоамортизируемого имущества, убыток определяется в соответствии с п. 3 статьи 268 НК РФ, и определяется по каждому объекту, с указанием  срока до которого  будет производиться списание убытка. В графе 4 отражаются  фактические  расходы  отчетного  периода в размере понесенного  убытка  по  конкретному  объекту. В  графе  5 регистра  включается часть  убытка,  приходящаяся  на  отчетный  налоговый  период,  а  разница между этими  показателями отражается в графе 7 “Сальдо на конец отчетного  периода”. Перенос убытков предыдущих налоговых периодов осуществляется в соответствии со статьей 283 НК РФ. Сумму убытка можно отражать по  каждому  налоговому периоду, при этом налогоплательщик имеет право на перенос  убытка на  будущее в течении 10 лет, отражая его в графе 7 “Сальдо на конец отчетного периода” (Приложение 2).

Расходы  по  строкам 06-24 данного  регистра  не  учитываются  для целей налогообложения и не переносятся на  последующие  налоговые  периоды, и поэтому сальдо не имеют (Приложение 2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях перехода  предприятия к рынку  значительно  возрастает  роль бухгалтерского  учета  как  важнейшего средства получения полной и достоверной   информации  об  имуществе   предприятия  и  его  обязательствах  и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами  возникает  проблема оптимальной  организации  учета  различных  объектов:  основных  средств, нематериальных активов, процессов производства  и  реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

Данная курсовая работа  рассматривает круг вопросов, связанных с организацией  ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. для учета нематериальных активов  вследствие их разнообразия по составу и назначению  имеет  место их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении  нематериальных активов, отсюда, учет  данного  вида  средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;

2. аналитический  учет, организованный  с  применением  вычислительной техники, позволяет  сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;

3. особенностью учета нематериальных активов, в частности выбытия, является  определение  финансового  результата  по  данной  операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.

Все предприятия  при  учете  нематериальных активов должны руководствоваться  соответствующими  законодательными и нормативными документами.

В настоящее  время  отражению в учете  нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему  учета  нематериальных активов.

В связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации при организации и определении порядка и степени использования  данных  бухгалтерского учета для учета  амортизируемых  активов  необходимо  определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.

Организация устанавливает срок  полезного  использования  по  каждому виду амортизируемых нематериальных активов  при  их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином  аналогичном  документе: в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет; в налоговом учете - в расчете на 10 лет.

В отличии от правил бухгалтерского  учета в составе  нематериальных активов учитываются: права  владения на “ноу-хау”, секретную  формулу  или процесс, лицензии на  право  пользования  недрами, а  также  право на фирменное  наименование и не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация.

Предприятию ОАО «Факел» можно  рекомендовать  ведение налогового учета с использованием  или  преобразованием регистров бухгалтерского учета. При этом организации необходимо определить:

- методы, минимизирующие различия в учете амортизируемых активов;

- регистры бухгалтерского учета, используемые в налоговом учете;

- операции  и  объекты  для  учета в регистрах  аналитического  налогового учета.

К методам, минимизирующим различия, могут быть отнесены процедуры, которые касаются изменения:

- типовых форм первичной учетной документации;

- положений учетной политики по бухгалтерскому учету данных активов.

Исходя  из  различий, приведенных  выше, организация может предусмотреть следующие дополнительные  показатели в типовых  формах  первичной учетной документации:

- установление кодов отнесения объектов по составу - к объектам, принимаемым и  не принимаемым в состав амортизируемого имущества в налоговом учете. Это касается включения в состав  амортизируемого имущества объектов жилого фонда и невключения безвозмездно  полученных  объектов; деловой  репутации и организационных расходов и т. п.;

по стоимости - объекты  со  стоимостью  до  10000 руб. не  принимаются к учету (их стоимость списывается при вводе в эксплуатацию);

- выделение двух  видов  стоимости  вводимых  в  эксплуатацию  объектов

для бухгалтерского учета - первоначальная стоимость;

для налогового учета - амортизируемая  стоимость (первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму не  принимаемых  при  налогообложении расходов).

Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут формироваться в регистрах  на  основании показателей одних и тех же форм  первичной  учетной  документации, составленных в установленном  законодательством  порядке.  Используются  акт  (накладная)  приемки-передачи  основных  средств (ф. № ОС-1) и карточка  учета нематериальных  активов (ф. № НМА-1). В зависимости от  характера  операции и требований  нормативных актов в первичные документы могут  быть  включены дополнительные реквизиты.

Информация о работе Учет нематериальных активов