Учет наличия и движения товарно-материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики актуальной становится тема учета, движения и контроля расхода материальных запасов на производство продукции (работ, услуг).

Целью данной работы является изучение учета наличия и движения материальных ценностей (товарно-материальных ценностей), а именно:

документальное оформление операций по приобретению и расхода материалов на производственные и хозяйственные нужды;

организации складского и бухгалтерского учета материальных ценностей и контроля за их использованием.

Содержание

I. Теоретическая часть………………………………………………………….-3-

ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………….………………….-3-

1 Материально-производственные запасы,

их классификация, оценка, задачи учета…..………………………………….-5-

1.1 Оценка материально-производственных запасов…………………….…..-7-

2 Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов……………………………………………………-11-

3 Учет производственных запасов……………………………………….….-16-

3.1 Учет производственных запасов на складах……………………………..-16-

3.2 Учет производственных запасов в бухгалтерии…………………………-18-

4. Синтетический учет производственных запасов………………………...-20-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…-25-

II. Практическая часть………………………………………………………....-27-


Список использованных источников………………………………………....-68-

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Запись  в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных  и т.п.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

     Ведение учета материалов допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

     В условиях автоматизации учетных  работ и автоматизированного складского хозяйства вместо карточек складского учета применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского учета. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.

     Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

     В цехах, имеющих кладовые, а также  в подотчетных предприятиях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты о наличии движения материальных ценностей и представляют их в бухгалтерию.

     При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве

регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц. 

3.2 Учет материалов в бухгалтерии. 

     Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений  организации поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем в вычислительный центр (ВЦ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением качества материалов на цену).

     Первичные документы по движению материалов могут  передаваться сразу в ВЦ, минуя бухгалтерию. В этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВЦ.

     Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется па основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

При использовании  оборотных ведомостей применяют  два варианта учета материалов.

     При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно-суммовые оборотные ведомости материалов по каждому складу и подразделению. В каждой оборотной ведомости выводят итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу или подразделению.

     На  основе указанных оборотных ведомостей составляют сводную оборотную ведомость, в которую переносят итоги указанных оборотных ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяют с данными синтетического учета.

     При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные  по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости,  составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных ведомостей составляют сводные оборотные ведомости.

     При втором варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, так как в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

     Более прогрессивным является сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.

     Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в сальдовую ведомость (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии сальдовую ведомость передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

     На  основании указанных сальдовых  ведомостей составляют сводную сальдовую ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам, складам, подразделениям.

Сальдовые ведомости  и сводные сальдовые ведомости  ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов.

     Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу (подразделению) отдельно по приходу и расходу материалов, и учет в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.

     Итоговые  данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

     Данные  сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

     Организации могут составлять ведомость распределения материалов, в которой указывают корреспондирующие счета и субсчета но каждому направлению расхода материалов (в стоимостной оценке), транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.

     При автоматизированном учете все учетные регистры составляют при помощи вычислительной техники. Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование следующих основных учетных регистров:

-оборотная ведомость  движения материалов по номенклатурным

номерам в разрезе  складов, подразделений, мест хранения;

-ведомость расхода  материалов по заказам, сериям, переделам,

другим калькуляционным  единицам;

-оборотная ведомость  по материалам, находящимся в  пути;

-оборотная ведомость  движения материалов по неотфактурованным поставкам. 

4. Синтетический учет производственных запасов 

     Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических  счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Перечень  субсчетов, которые могут быть открыты  к счету 10 «Материалы», указан в п. 9.1. Сельскохозяйственные организации могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и др.

     На  синтетических счетах учет материальных ценностей ведут но фактической  себестоимости или по учетным  ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости  в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

     При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:

счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  — на стоимость поступивших материалов по иенам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами;

счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»  — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

счет 20 «Основное производство» — на стоимость возвратных отходов;

другие  счета.

     Материальные  ценности, полученные от разборки списанных  основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     Материалы, полученные по договору дарения и  безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

     Сельскохозяйственные  организации продукцию собственного производства текущего года отражают на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»). После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).

     При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишков.

Порядок учета недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов, изложен  в п. 9.6 данной главы.

     Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».

     Если  учетной ценой служит плановая себестоимость  материалов, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения фактической себестоимости от плановой».

     Отпущенные  в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца но учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

Информация о работе Учет наличия и движения товарно-материальных ценностей