Учет МПЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия относятся к материально-производственным запасам (МПЗ). При этом сам состав этой группы МПЗ может быть очень разнообразным: собственно сырье и материалы, непосредственно используемые в производственном процессе предприятий; инструменты (предметы труда); топливо; запасные части; прочие материалы (канцелярские товары, инвентарь и т.п.); товары, в том числе на предприятиях оптовой торговли.
Основными задачами учета материально-производственных запасов является контроль за сохранностью материальных ресурсов, их рациональная оценка и выбор способа учета.
Оценка МПЗ при их выбытии производится на основании методов, закрепленных в п.16 ПБУ 5/01. Выбор методов в

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 4
Сущность и основные задачи учета материально-производственных запасов 4
Нормативно правовое регулирование учета материально-производственных запасов 11
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО ФИРМЫ «БАНКОС» 17
Организационно-правовая характеристика ООО Фирмы «Банкос» 17
Состояние учетно-аналитической работы в ООО Фирме «Банкос» 19
Краткая экономическая характеристика ООО Фирмы «БАНКОС» 24
СОСТОЯНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ЗАПАСОВ В ООО ФИРМЕ «БАНКОС» 29
3.1 Первичный учет материальных ценностей 29
3.2 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 32
3.3 Совершенствование организации учёта материальных ценностей в ООО Фирма «Банкос» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

БФУ.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

  Из всех форм финансовой отчетности наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния организации является бухгалтерский баланс (форма № 1). Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

  Таблица 2.4 Анализ финансового состояния ООО Фирмы «Банкос»

  Наименование  коэффициента   Значение коэффициента   норматив
  2007 г.   2008 г.   2009 г.
  1   2   3   4   5
  1. Оценка платежеспособности
  Коэффициент абсолютной ликвидности   0,07   0,03   0,007   0,2 – 0,5
  Коэффициент текущей ликвидности   1,14   1,06   1,24   1,5-3
  Коэффициент маневренности   0,62   0,53   0,72   -
  Коэффициент обеспеченности собственными средствами   0,13   0,06   0,14   -
  Коэффициент быстрой ликвидности   0,29   0,47   0,53   -
  2. Оценка финансовой устойчивости
  Коэффициент капитализации   4,16   7,89   4,18   1,5
  Коэффициент финансовой независимости   0,19   0,11   0,19   0,4-0,6
  Коэффициент финансирования   0,2   0,12   0,23   -
  Коэффициент финансовой устойчивости   0,19   0,11   0,19   0,9-0,75

     Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для  анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.

  В целом финансовая устойчивость предприятия  нормальная для покрытия запасов используются нормальные источники покрытия. 

  Таблица 2.5 Анализ финансовых показателей ООО Фирмы «Банкос»

  Наименование  коэффициента   Значение  коэффициента   Формула расчета
2007г. 2008г. 2009г.
  Рентабельность  продаж   2,17   2,89   4,79   Стр.050/ Стр.010*100%
  Чистая  рентабельность   0,72   0,49   0,96   Стр.190/Стр.010*100%
  Экономическая рентабельность   3,46   4,15   5,41   Стр.190/Стр. 300(ф.№1)*100%
  Рентабельность  собственного капитала   17,88   36,74   27,06   Стр.190/Стр.490(ф.№1)*100%

     В ООО Фирме «Банкос»  можно выделить сильные стороны:

     - уменьшения стоимости запасов к концу года по отношению к началу, в том числе уменьшение стоимость готовой продукции, и уменьшаются затраты в незавершенном производстве;

     - достаточное наличие денежных средств.

     Также можно выделить и слабые стороны:

     - недостаток финансовых средств  для внедрения инноваций;

     - низкая скорость превращения активов в денежную форму.

 

  1. СОСТОЯНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
 

  • 3.1 Первичный учет материальных ценностей 

         Для организации бухгалтерского учета  необходимо установить взаимоотношения  между подразделениями предприятия и определить документооборот.

         Первичные документы по поступлению и расходу  материалов являются основой организации  материального учета. Непосредственно  по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий  контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

         Первичная учетная документация должна отвечать требованиям основных положений  по учету материалов и приспособленная  для автоматизированной обработки  информации. Количество экземпляров  выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ЭВМ - один экземпляр, а при ручной обработке - не более двух.

         Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно  содержать подписи лиц, совершивших  операции, и коды соответствующих  объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материалов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих их подразделений.

         Сырье, материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы  в порядке наличного расчета.

         Поступающие на склады ООО Фирмы «Банкос» материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

         Вместе  с отгрузкой продукции поставщик  высылает покупателю расчетные и  другие сопроводительные документы - счет-фактура, товаротранспортные накладные, (железнодорожная накладная, квитанция к железнодорожной накладной). Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

         В отделе снабжения ООО Фирма «Банкос» по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и д.р. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном документе делают отметку о полном или частичном акцепте. Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

         На  прибывший материал на склад составляют акт о приемке материалов формы №7, который служит основанием для предъявления претензии поставщику, в тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

         Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную формы № 1-Т , которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах : первый - служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый - является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

         При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально-ответственное лицо выписывает приходный ордер, которые выписывают цехи - сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха - сдатчика, второй - направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

         Материалы отпускают со складов ООО Фирма «Банкос» на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

         Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

         При этом все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым  предоставлено право подписывать  документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия.

         На  предприятие ООО Фирма «Банкос» для учета движения материальных ценностей внутри организации между  структурными подразделениями или  материально ответственными лицами используется унифицированная форма М 11 Требование-накладная

         Накладную в двух экземплярах составляет материально  ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.

         Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных  материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.

         Накладную подписывают материально ответственные  лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для  учета движения материалов. 

  • 3.2 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
  •      Для организации синтетического учета материалов применяют их классификацию по способу использования и назначению в производственном процессе. Для   обобщения   информации   о   наличии   и  движении материалов на предприятии предназначен активный материальный счет 10 «Материалы».                                              

         Согласно  действующему плану счетов к нему рекомендовано открывать необходимые  субсчета.

           В соответствии с принятой на предприятии учетной политикой учет материальных ценностей на синтетических счетах ведется по фактической себестоимости.  Принятие  материалов к бухгалтерскому учету от поставщиков отражается записями:

             Д-т сч.  10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  на стоимость поступивших материалов по договорным ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков. НДС не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены и отражается записью:

           Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», К-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» принят к учету налог на добавленную стоимость по материалам и ТЗР.

         Д-т сч. 10 «Материалы» и К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  отражаются транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации); расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника).

           В тех случаях, когда в первичных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.) не выделена сумма налога, в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, реестрах на получение средств с аккредитива) его исчисление расчетным путем также не производится. Сумма предполагаемого НДС включается в стоимость материалов.

         Нередко материалы со склада поставщика или  от транспортной организации получает уполномоченное лицо, которому выдается доверенность и все необходимые документы. Приобретение материалов подотчетным лицом отражается в бухгалтерском учете записями:

         Д-т сч. 71 « Расчеты с подотчетными лицами» и К-т сч. 50 « Касса» - денежные средства выданы в подотчет;

         Д-т сч. 10 «Материалы» и К-т сч. 71 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» оприходованы материалы, закупленные подотчетным лицом;

         Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и К-т сч. 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражен НДС по материалам;

         Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - поставщику материалов оплачено из подотчетной суммы или делается такая запись:

         Д-т сч. 10 «Материалы» и К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» отражается стоимость приобретенных ценностей и погрузочно-разгрузочных работ, оплаченных наличными из подотчетных сумм, расходы на командировки, связанные с заготовлением материалов.

           Фактическая себестоимость материалов, изготовленных организацией самостоятельно, складывается из фактических затрат на их производство. Сдача на склад изготовленных материалов, предназначенных для внутреннего потребления в организации, оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов (ф.№ М-11).Изготовление материалов и направление их на собственные нужды организации отражается записями: Д-т сч. 10 «Материалы» и К-т сч. 43 «Готовая продукция» отражен перевод готовой продукции в состав материалов; Д-т сч. 20 « Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и К-т сч. «Материалы» использованы материалы на собственные нужды.

            Фактической себестоимостью материалов, вносимых в счет вклада уставный капитал организации, является их денежная оценка, согласованная учредителями организации. Если затраты по доставке берет на себя принимающая сторона, фактическая себестоимость материалов увеличивается на стоимость произведенных расходов. Поступление материалов при этом отражается записями:

         Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» и К-т сч. 80 «Уставный капитал» отражена задолженность учредителей по вкладу в уставный капитал в согласованной оценке;

         Д-т сч. 10 «Материалы» и К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями» оприходованы материалы, внесенные в счет вклада в уставный капитал;

         Д-т сч. 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражена стоимость транспортных услуг (если их оплата возложена на принимающую сторону); Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и К-т сч. 51 «Расчетный счет» отражена оплата транспортных расходов.

            Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией безвозмездно (в том числе по договору  дарения), а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Данные о действующей рыночной цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

           Безвозмездное получение материалов отражается в бухгалтерском учете организации следующими записями:

                 Д-т сч.  10 «Материалы» и К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»  отражено поступление материалов по рыночной стоимости»

            При отпуске безвозмездно полученных  материалов в производство производятся  следующие записи:

            Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» и К-т 98 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»  отражены доходы текущего периода (в доле израсходованных материалов);  Д-т сч. 20 «Основное производство» и К-т сч. 10 «Материалы» отражен отпуск материалов на нужды основного производства.

               Передача на склад материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств, отражается  накладной на внутренне перемещение. В бухгалтерском учете поступление этих материалов отражается записью:

             Д-т сч. 10 «Материалы» и К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» на рыночную стоимость материалов, полученных при ликвидации объекта основных средств.

             Материалы могут быть получены  по договорам мены. Если из  договора мены не вытекает  иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются  равноценными. В случае, когда в  соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, передающая более дешевый товар, должна доплатить разницу в ценах (ст.568 ГК РФ).

              Кроме выше указанных записей  в бухгалтерии организации  при поступлении материалов кредитуются следующие счета:

            - счет 23 «Вспомогательные производства» на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

    • счет 66  «Краткосрочные кредиты  и займы» начисляются проценты за банковский кредит, использованный на закупку материалов.

         Отпущенные  в производство и на другие нужды  материалы списывают в течение  месяца с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов учета затрат или продаж, что отражается бухгалтерской проводкой:

         Д-т сч.20 «Основное производство» материалы отпущены    основному   производству;

           Д-т сч.23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены  вспомогательным производствам);

           Д-т других счетов в зависимости от направления расходов материалов;

           К-т счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.

           Аналитический учет по счету 10 «Материалы»  организуется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.

         Синтетический и аналитический учет материальных ценностей ведется в журнале-ордере № 10, ведомости № 10с «Движение материальных ценностей» Основанием для заполнения ведомости № 10с служат реестры складов, группировочные ведомости.

         В соответствии с п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета перед составлением бухгалтерского баланса за год фактическая себестоимость материальных ценностей сравнивается с их рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). При этом если фактическая себестоимость материальных ценностей оказывается ниже их рыночной стоимости, то указанные ценности отражаются в балансе по фактической себестоимости. Если же, наоборот, фактическая себестоимость материальных ценностей оказывается выше их рыночной стоимости, то материальные ценности должны отражаться в балансе по рыночной стоимости.

         Бухгалтерские записи по учету материально-производственным запасов приведены в таблице 3.1

    Таблица 3.1 Корреспонденция счетов по учету материально-производственных запасов в ООО Фирме «Банкос»

    Содержание  хозяйственных операций 2008г., тыс. руб. 2009г., тыс. руб. Корреспон-

    денция  счетов

    Д-т

    К-т

    1 3 4 5 6
    1.Отражено  внутреннее перемещение сырья  и материалов со склада на  склад предприятия  
    30,5
     
    29,2
     
    10
     
    10
    2.Оприходованы  материалы  по сумме фактических  затрат 
     
    172,1
     
    106,4
     
    10
     
    15
    3.Учтены  возвратные отходы основного  производства  
    5,7
     
    7,6
     
    10
     
    20
    4.Путем  сторнировочной записи отражены  потери зерна, предназначенного  для собственных нужд   
    6,7
     
    11,2
     
    10
     
    20
    5.Приняты  на учет материалы произведенные  вспомогательными производствами  
    19,5
     
    8,3
     
    10
     
    23
    6.Материальные  ценности, числящиеся в составе товаров, переведены в разряд материалов  
     
    82,5
     
     
    66
     
     
    10
     
     
    43
    7.Оплачены  из кассы расходы, связанные  с приобретением сырья и   материалов  
    2,7
     
    1,8
     
    10
     
    50
    8.Акцептованы  счета поставщиков за поступившие  сырье и материалам по договорам купли-продажи  
     
    243
     
     
    125,1
     
     
    10
     
     
    60
    9.Начислена  заработная плата персонала, участвующего  в процессе заготовления и  приобретения сырья и материалов   
     
    7,5
     
     
    7,8
     
     
    10
     
     
    70
    10.Приняты  на учет материалы, поступившие  от учредителей в качестве  вкладов  
    24,2
     
    23,2
     
    10
     
    75
    11. Приняты на склад излишки сырья  и материалов, выявленные при  инвентаризации  
    3,1
     
    3,3
     
    10
     
    91
    12.Зафиксирован  факт излишнего списания сырья  на затраты производства после  утверждения годовой бухгалтерской  отчетности  
     
    -
     
     
    2,5
     
     
    10
     
     
    91
    13. Отпущены со склада корма в  основное производство  
    84,3
     
    91,5
     
    20
     
    10
    14.Приняты  на учет материалы, полученные  в результате предотвращения  или ликвидации последствий стихийных  бедствий   
     
    3,4
     
     
    2,5
     
     
    10
     
     
    99
    15.Израсходовано  сырье, материалы в капитальном строительстве  
    92,2
     
    87,9
     
    08

    88

     
    10
    16.Отпущены  со склада материалы в основное  производство: посев семян   
    89,6
     
    88,5
     
    20
     
    10
    17. Списаны материалы, отпущенные  на нужды вспомогательного производства  
    48,7
     
    31
     
    23
     
    10
    18.Списаны  материалы на нужды: общепроизводственные, общехозяйственные  
    21,5
     
    25,7
     
    25,26
     
    10
    19. Списаны материалы на нужды  обслуживающих хозяйств  
    35,2
     
    38,8
     
    29
     
    10
    20.Направлены  материалы на исправление брака   в производстве  
    3,3
     
    6,5
     
    28
     
    10
    21. Выделена одному из учредителей его доля имущества при выходе из членов СПК  
    5,1
     
    16
     
    75
     
    10
    22.Переданы  сырье и материалы другим организациям  по договору дарения  
    15,3
     
    10,4
     
    91
     
    10
    23.Списана  себестоимость материалов, реализованных  на сторону  
    92,4
     
    33,2
     
    91
     
    10
    24.Выявлена  в результате инвентаризации недостача сырья и материалов  
    16,4
     
    14,4
     
    94
     
    10
    25.Отражены  потери сырья и материалов  при стихийных бедствиях или  их расход при ликвидации последствий  этих событий  
     
    7,2
     
     
    18,2
     
     
    99
     
     
    10
     

         1 сентября 2009 г. в организацию по накладной поступило 100 ед. жестких дисков Western Digital WD20EARS. Материал условно оценен на сумму 16 000 руб. Счет-фактура поставщика на сумму 21 000 руб. (в том числе НДС - 3500 руб.) получен 7 сентября 2010 г. Счет-фактура транспортной организации на поставку материала А на сумму 3000 руб. (в том числе НДС - 500 руб.) получен 15 сентября 2009 г.

         Таблица 3.2 Поступление материалов

    Дата Корреспондирующие счета Сумма, руб. Содержание  хоз.операции
    Дт Кр
    1.09.2009 10 60 16000 Оприходованы  жесткие диски по условной цене
    1.09.2009 10 60 -16000 Сторнируется  условная цена жестких дисков (задним числом, т.е. физическая запись -7.09.2009г.)
    1.09.2009 10 60 17 500  Отражен счет-фактура  поставщика  на  сумму  без НДС (задним числом)                      
    07.09.2009 19 60 3 500  Отражен НДС, учтенный в счете- фактуре от 7 сентября  2009 г.
    1.09.2009 10 60 -17 500 Сторнируется  отраженная в учете фактическая  себестоимость заготовления жестких  дисков(задним  числом,  т.е.  физическая              запись - 15  сентября 2009 г. 
    1.09.2009 10 60 20 000  Отражена  новая  себестоимость заготовления   жестких дисков  с учетом счета-фактуры  транспортной организации на сумму  без НДС  (задним  числом)  (17 500руб. + 2500 руб.)            
    15.09.2009 19 60 500 Отражен НДС, учтенный в счете-фактуре транспортной организации                          
     
     

    Имеются следующие показатели остатков материалов на 1 октября 2009 г. и их поступления за октябрь: 
     
     

    Таблица 3.3 Списание материалов в основное производство 

      Количество, ед Цена, тыс.руб.   Сумма, тыс.руб. 
    Остаток на 1 октября 2009 г 6000 8,3 50000
    Заготовлено в ноябре                         
    1ая  партия 1000 8,5 8500
    2ая  партия 1500 9 13500
    3ья  партия 6000 10 60000
    4ая  партия 6500 10,46 68000
    Итого поступило 15000   150000
    Всего с остатками 21000   200000
     

    В основной цех отпущено 9000 ед продукции, стоимость  по методу ФИФО должна быть установлена  следующим образом:

    6000 х  8,3 тыс.руб. + 1000 х 8,5 тыс.руб. + 1500 х  9 тыс.руб. + 500 х 10 тыс.руб. = 76 800 тыс.  руб.

    Сальдо  материалов на 1 ноября 2009 г. в суммовом выражении при методе ФИФО составит 200 000 тыс.руб. - 76 800 тыс.руб. = 123 200 тыс.руб.

    Таким образом, на отпуск материалов бухгалтерия  должна составить следующую запись:

    Д 20 - К 10 - 76 800 тыс.руб.

    Нетрудно заметить, что использование метода ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость готовой продукции за счет ценового фактора по материальным ресурсам.  
     

  •  
     
     
  •  

         3.3 Совершенствование организации учёта материальных ценностей в ООО Фирме«Банкос» 

         В целях осуществления контроля по движению материалов и предупреждения хищений на ООО Фирма «Банкос» проверяют своевременность оформления имеющихся у материально-ответственных работников документов и записи в книге или карточках складского учета.

         В понятие движение материалов входит поступление, внутренние перемещения и потребление или реализация материалов на сторону.

         Основная  задача проверки операций по поступлению  материалов – проверка полноты и  своевременности оприходования  поступающих материальных ценностей.

         Основные  каналы поступления:

    • от поставщиков на основе договора поставки;
    • приобретение за наличный расчет через подотчетных лиц;
    • из собственного производства;
    • безвозмездная передача;
    • приобретение от физических лиц за наличный расчет;

         Проверка  операций по поступление ТМЦ включает:

    1. Соблюдение порядка и отчетов по доверенностям
    2. Проверка закупки материалов через подотчетных лиц. Своевременность оприходования, достоверность оправдательных документов.
    3. Оприходование от собственного производства. Правильность их оценки.
    4. Материалы в пути:
    • реальность их стоимости;
    • проверка утрат грузов, по которым не были предъявлены претензии;
    • поступившие, но не оприходованные.

         Важен своевременный контроль поступивших  материалов по вышеизложенным параметрам. Для этого на предприятии ООО Фирма «Банкос» регулярно проводится инструктаж материально-ответственных лиц, занимающихся приемкой материалов от поставщиков с целью недопущения подписания и приема материальных ценностей не соответствующих по своим параметрам тем значениям, которые указаны в договоре на их поставку. Любые отклонения в качественных параметрах принимаемых материалов должны немедленно фиксироваться и передаваться в юридическую службу предприятия.

         Нарушение порядка оприходования и списания материалов приводит к хищению продукции, а также излишков сырья, из которых затем изготавливают неучтенную продукцию или же реализуют их без отражения операций в учете с целью присвоения полученных средств.

         В этих целях на предприятии ООО Фирма «Банкос» проверяется:

    1. Правильность классификации запасов по всероссийскому классификатору в зависимости от отрасли-производителя для установления номенклатурного номера; правильность классификации по экономическому содержанию, назначению и структуре.
    2. Анализ расчетно-платежных документов, подтверждающих поступление материалов от поставщиков: платежные требования-поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, удостоверениями качества и т.д.).
    3. Сопоставление данных первичных документов по оплате поставщиков и данных документов на оприходование материалов, а также проверка в наличии правильно оформленных договоров по этим сделкам.
    4. Сопоставление данных первичных документов по поступлению ценностей с данными складского учета (отчеты о движении материалов, журналы-ордера).
    5. Проверка правильности оценки (согласно учетной политике) материалов при поступлении, приобретении.
    6. Письменные запросы, устные опросы работников, специалистов, «третьих» лиц.
    7. Проверка правильности учета (выделение на сч.19) и принятие к зачету (возмещению) НДС.
    8. Проверка правильности корреспонденции счетов – нет ли случаев, когда поступающие материалы не оприходованы, а отмечены на другие счета (по учету затрат, расчетов, фондов).

         Особое  внимание следует обращать на постановку контроля за неотфактурованными поставками. Поступление в отчетном месяце неотфактурованных материалов, по которым поставщики не предъявили к оплате счетов-фактур, отражаются в журнале-ордере по условной оценке раздельно по каждой поставке, причем вместо номера счета ставится буква «Н». В следующем месяце, по поступлении счетов, эти записи сторнируются с одновременным оприходованием материалов по фактической их себестоимости на основании расчетных документов поставщиков.

         Существенную  роль играет контроль за достоверным отражением в бухгалтерском учете и балансе стоимости материалов, находящихся в пути, то есть оплаченных, но еще не прибывших к концу отчетного года грузов. Этому вопросу уделяется достаточно внимания, так как иногда допускаются случаи неправомерного отражения некоторыми организациями по статье «материалы в пути» выявленных при приемке материалов недостач, различных претензионных сумм по расчетам с поставщиками, дебиторской задолженности за оплаченные и длительное время не оприходованные (а под час и похищенные) ценности. Поэтому объектами контроля являются учетные записи в части расчетов за оплаченные материальные ценности, находящиеся в пути.

         Также, очень важным является вопрос о состоянии  кадров материально ответственных  лиц. Состав материально-ответственных лиц и их соответствие необходимым профессиональным требованиям смотрят по личным делам, находящимся в отделе кадров. Здесь также проверяют профессиональную подготовленность, как работников снабжения, знание правил и сроков приемки и отпуска материальных ценностей, оформление первичной документации по движению производственных запасов и ведения карточек складского учета. Контроль за деятельностью материально-ответственных лиц и за исполнением ими своих обязанностей осуществляет главный бухгалтер, в первую очередь, и работники бухгалтерии.

         По  результатам проверки состояния  складского хозяйства и сохранности  товарно-производственных запасов  устанавливается необходимость  проведения внезапной выборочной или  сплошной инвентаризации в целом  по складу или у отдельных материально-ответственных лиц. Также это достигается путем изучения слабых и сильных сторон внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета.

         Правильная  и четкая организация поступления  и отпуска запасов и достоверное  отражение этих операций в учете содействуют выполнению снабжающими органами своих основных функций – обеспечению сохранности материалов и бесперебойному снабжению предприятия.

         Основным  методом проверки операций по поступлению  материальных ценностей является сопоставление  сопроводительной документации поставщика с приходными документами склада и записями в карточках складского учета.

         Следует отметить, если при приемке материалов от поставщиков установлено расхождение  с данными сопроводительных документов, то кладовщик составляет акт о приемке материалов.

         Тщательной  проверке подлежат операции отгружающие  поступления товарно-материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами. На ООО Фирма «Банкос» приказом утвержден список лиц, которым разрешено приобретать товарно-материальные ценности за наличный расчет. После осуществления покупки подотчетным лицом составляется авансовый отчет, прикладываются документы, подтверждающие покупку.

         При контроле операций по поступлению материальных ценностей необходимо проверить  действующий на предприятии порядок выдачи доверенностей на их получение. На предприятии ООО Фирма «Банкос» этим занимается материальный отдел, который оформляет доверенность и выдает под расписку получателю. Выдача этих доверенностей регистрируется в журнале учета выданных доверенностей и допускается только лицам, работающим на ООО Фирма «Банкос». Использованные доверенности оправдываются приходными документами, а неиспользованные возвращаются обратно в материальный одел. Также на проверяемом предприятии соблюдается срок выдачи доверенностей (15 дней).

         В процессе работы на предприятии были выявлены следующие недостатки в  работе отдела бухгалтерии данной организации.

    1. Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. В следствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

         Таким образом будет целесообразным разработать  перечень, четко определяющий обязанности  работников предприятия, а также  номенклатуру дел бухгалтерской  службы.

         2. На рассматриваемом предприятии  отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.

         Главному  бухгалтеру следует составить схему  или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

                3. В целях недопущения подделки  документации целесообразно создать  документ с образцами подписей  сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.

         4. Введение дополнительного контроля  за учетом товарно-материальных  ценностей. 

         Введение  дополнительного контроля за учетом товарно-материальных запасов со стороны  руководства предприятия является очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение товарно-материальных запасов, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного товара, повысить дисциплину использования товарно-материальных запасов сотрудниками предприятия. Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования товарно-материальных запасов, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. В учете строительно-монтажных и ремонтных работ ежемесячно проводить сопоставление фактического расхода материалов с расходом определенным по производственным нормам.

         При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.

         В учете товарно-материальных ценностей  были выявлены следующие недостатки:

    • Отражение товарно-материальных ценностей следует с опозданием;
    • Не выделяется НДС, уплаченный предпринимателям;
    • Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода.;
    • Инвентаризация оформляется не должным образом (в отсутствии материально ответственных лиц); На данном предприятии инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация основных средств раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию основных средств каждые два года, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

         Устранение  этих недостатков в большей мере зависит от применения на предприятии  вышеуказанных рекомендаций. 

     

         

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Материальные  ценности,  производственные запасы (сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, МБП), готовая продукция и товары, являясь запасами предприятия,  целиком потребляются в производственном процессе, каждом цикле.

        Материальные  ценности принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение за исключением возмещаемых налогов. В связи с тем, что в текущем учете с целью своевременного документального оформления и отражения движения ценностей, применяются твердые учетные цены, осуществляется доведение стоимости списанных в производство запасов до фактической себестоимости, с помощью расчета суммы отклонений, с использованием определенного процента отклонения.

        Учет  материальных ценностей на складе и  в бухгалтерии ведется оперативно бухгалтерским методом. Складской количественно-сортовой учет осуществляется материально ответственным лицом – кладовщиком, на специальных карточках складского учета, регистрируя приход и расход ценностей. Отчетом кладовщика за отчетный период является группировочная ведомость движения материальных ценностей на складе, которая ведется отдельно по каждой учетной группе ценностей, с приложенными к ней приходными и расходными первичными документами.

        Аналитический учет материальных ценностей  ведется  в ведомости № 5 «Движение материальных ценностей» по учетным ценам и, соответственно, по фактической себестоимости в разрезе учетных групп, по реестрам складов и группировочным ведомостям. 

         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21ноября.1996 г. № 129-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. 27.07.2010) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.;
    2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) [Электронный ресурс]: утверждено приказом Минфина РФ от 09 июля 2001 г. № 44н (в ред. от 26.03.2007) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.;
    3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»  (ПБУ 1/2008) [Электронный ресурс]: утверждено приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 г. № 106н (в ред. от 11.03.2009) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.;
    4. Методические рекомендации по бухгалтерском учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях [Текст]:  Утверждено приказом Минсельхоза РФ от 31.01.2003 г. № 26;
    5. Астахов В. П., Бухгалтерский финансовый учет [Текст] / В. П. Астахов. - учеб. пособие. - М.: ИКЦ «Март», 2000 г.- 245 с.;
    6. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, А.М. Петрова, Л.Г., Петрова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2010. – 587 с.;
    7. Безруких П. С. Бухгалтерский учет [Текст] / П. С. Безрухин - М.: Издательство «Норма М», 2009 г. - 430 с.;
    8. Белобжецкий Н.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит [Текст] / М.: Бухгалтерский учет, 2007 г. - 510 с.;
    9. Божко П. Г. Формирование фактической себестоимости материально - производственных запасов // Бухгалтерский учет,  2001 г. – 136 с.;
    10. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 476 с.;
    11. Бычков, М.Ф. Бухгалтерский учет в предприятиях АПК [Текст] / М.Ф. Бычков. - учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. -180 с.;
    12. Власова, В. М. Первичные документы – основы бухгалтерской отчетности [Текст] / В.М. Власова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с.;
    13. Волков, Н.Г. Учет материально-производственных запасов и неотфактурованных поставок [Текст] // Бух. Учет. – 2008 г. – 324 с.;
    14. Глушков, И.Е. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных, перерабатывающих и агропромышленных предприятиях [Текст]: учебник / И. Е. Глушков.  –  М. :Кнорус,  2007 г. - 507 с.;
    15. Жуков, И. Г. Оценка товарно-материальных ценностей в учете и отчетности [Текст] // Экономика и жизнь. – 2007. – 247 с.;
    16. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет [Текст]  учебник / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект, 2009. - 442 с.;
    17. Лисович, Г.М. Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве [Текст]: учебник. – М.: вузовский учебник, 2009. – 318 с.;
    18. Лытнева Н.А. Учет движения материалов в организации.// Бухгалтерский учет. - М.: журнал «Бухгалтерский учет», 2005. – 187 с.;
    19. Пронина Е.А. Производственные запасы. // Бухгалтерский учет.- М.: журнал «Бухгалтерский учет», 2003. – 201 с.;
    20. Настольная книга бухгалтера, 3-е изд., допю: в 4 т., т.2 / Сост. В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 640 с.;
    21. Пошерстник Е.Б. Документооборот в бухгалтерском учете.-М.: Издательский дом Герда, 2001.- 320 150 с.;
    22. Савицкая, Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности  [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. – Мн.: ООО "Новое знание", 2006. – 688 с.;
    23. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Ростов н / Д: ФЕНИКС, 2005 г. – 300 с.;
    24. Луговой В.А. Учет производственных запасов. //Бухгалтерский учет – 2007 г. – 457 с.;
    25. Сотникова Л.В. Учет расходов в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» // Бухгалтерский учет, 2000 г. – 237 с.

    Информация о работе Учет МПЗ