Учет материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

В связи с большими запасами материальных ценностей на предприятиях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов.
Все материалы сначала поступают на склад. Учет материалов на складе ведет материально-ответственное лицо, заведующий складом или кладовщик. Учет движения и остатков материалов ведется в карточках учета материалов.

Работа содержит 1 файл

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ.docx

— 267.28 Кб (Скачать)
  • 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - используется для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции, а также для учета специального оборудования, инструментов и приспособлений, приобретаемых научно-исследовательскими и конструкторскими организациями для проведения научных (экспериментальных) работ. Оборудование и приборы общего назначения учитываются в составе основных средств или МБП, а не на счете 10 «Материалы»;
  • 10-3 «Топливо» - применяется для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.). При использовании талонов на нефтепродукты их учет ведется на этом субсчете;
  • 10-4 «Тара и тарные материалы» - предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов для ее изготовления и ремонта;


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ


10-5 «Запасные части» - используют  для учета наличия и движения  запасных частей, предназначенных  для ремонтных целей, автомобильных  шин в запасе и обороте, а  также обменного фонда полнокомплектных  машин, оборудования, двигателей, узлов,  создаваемого на ремонтных заводах,  в ремонтных цехах организации  и т.п.;

  • 10-6 «Прочие материалы» - применяется для учета наличия и движения отходов производства; неисправимого брака; материалов, полученных от ликвидации основных средств, изношенных шин и т.п.;
  • 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» -используется для учета движения материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки;
  • 10-8 «Строительные материалы» - используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства;
  • 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.


Счет 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся  к средствам в обороте. На счете  отражается покупная стоимость Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ


заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных  документов поставщика, и учетная  стоимость фактически оприходованных ценностей;

На счете 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости  приобретения запасов, исчисленной  в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический  учет по счету 16 ведется по группам  материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень  этих отклонений.

Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» и без их использования.

Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной  политике.

Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда  учет материалов ведется в учетных  ценах, а учет без использования  указанных счетов - когда учет ведется  по фактической себестоимости.

В этом случае (учет ведется только по фактической себестоимости) оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается записью:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».


Следует отметить, что материалы, поступающие от поставщиков, приходуются  независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных  документов. Стоимость оплаченных материалов, Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ


находящихся в пути или  не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в  текущем учете показывается как  дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования  материалов на склад.

При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны  записи:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Фактический расход материалов в производство и на другие нужды  отражается бухгалтерскими записями:

Д-т.20«Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»,

25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

К-т 10 «Материалы».

Если материалы учитывались  на счете 10 «Материалы» по учетным  ценам, то при передаче их в производство на счета учета затрат списывается  отклонение, учитываемое на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом делается бухгалтерская  проводка:

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»,

25«Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

К-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».


Продажа материалов на сторону  отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета  показывается фактическая себестоимость  проданных ценностей, расходы, связанные  с продажей ценностей, НДС, Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ


полученный в составе  выручки от продажи. По кредиту счета  отражается выручка, полученная за проданное  имущество.

Операции по продаже материалов отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом.

На сумму выручки от продажи материалов в зависимости  от принятого в организации метода учета продажи делают запись:

Д-т 50 «Касса », 51 « Расчетные счета », 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 91 « Прочие доходы и расходы », субсчет « Прочие доходы».

Сумма НДС, полученная в составе  выручки, отражается:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Списывается фактическая (балансовая) стоимость проданных материалов:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).

На разницу между фактической  себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам (если учет в организации  ведется по учетным ценам) делается запись:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Суммы расходов, связанных  с продажей материалов, отражаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Финансовый результат  от продажи материалов определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота  дебета субсчета 91-2 и оборота кредита  субсчета 91-1. Если оборот дебета будет  больше оборота кредита, то это убыток, и он списывается в отчетном периоде  на финансовые результаты, что отражается записью:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ


К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов ».

Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов».

К-т 99 «Прибыли и убытки».

Для обеспечения сохранности  материальных ценностей в организации  не реже одного раза в год проводится инвентаризация.

Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются  на счет 10 «Материалы», а соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы », субсчет « Прочие доходы».

Недостачи материальных ценностей  списываются на счет 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей» по фактической  себестоимости, а по частично испорченным  материалам - в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи  ценностей составляется бухгалтерская  проводка:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).

Списание недостач отражается записями:

• в пределах норм естественной убыли - на счета издержек производства или обращения:

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и

др.

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

• при хищении, а также  сверх норм естественной убыли, когда  установлены конкретные виновники:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты

по возмещению материального ущерба»


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ


К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

• сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда  конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании  вследствие необоснованности исков:

Д-т 91 « Прочие доходы и расходы »

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В результате инвентаризации уточняются фактическое наличие  и оценка материальных ценностей, что  необходимо для составления отчетности.

РАСЧЕТ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ  ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ:

ТЗР включают в себя:

  • Расходы по страхованию груза;
  • Оплату таможенных пошлин;
  • Наценки и надбавки;
  • Железнодорожный тариф,
  • Стоимость доставки грузов любым видом транспорта;
  • Оплата погрузочно-разгрузочных работ (з\п грузчиков, содержание механизмов).

Фактическая себестоимость материалов = стоимости материалов по учетным ценам + ТЗР.

По окончании каждого  месяца по каждому виду материалов определяется сумма ТЗР, которая  подлежит распределению между израсходованными материалами и оставшимися на складе, составляется ведомость расчета  и распределения ТЗР, в которой  рассчитывается средний % ТЗР, т.е. определяется сколько в среднем ТЗР приходится на 1 руб. стоимости материалов.

ср.% ТЗР = (ТЗР на нач. период + сумма поступивших ТЗР)/(остаток материалов на конец месяца по учетным ценам + стоимость поступивших за месяц материалов) * 100%


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ


Информация о работе Учет материалов