Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:50, реферат
В связи с большими запасами материальных ценностей на предприятиях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов.
Все материалы сначала поступают на склад. Учет материалов на складе ведет материально-ответственное лицо, заведующий складом или кладовщик. Учет движения и остатков материалов ведется в карточках учета материалов.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
10-5 «Запасные части» - используют
для учета наличия и движения
запасных частей, предназначенных
для ремонтных целей,
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей;
На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.
Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования.
Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике.
Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования указанных счетов - когда учет ведется по фактической себестоимости.
В этом случае (учет ведется только по фактической себестоимости) оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается записью:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:
Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»
К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».
Следует отметить, что материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов. Стоимость оплаченных материалов, Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В начале следующего месяца
эти суммы сторнируются, а в
текущем учете показывается как
дебиторская задолженность
При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями:
Д-т.20«Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»,
25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
К-т 10 «Материалы».
Если материалы учитывались
на счете 10 «Материалы» по учетным
ценам, то при передаче их в производство
на счета учета затрат списывается
отклонение, учитываемое на счете 16
«Отклонение в стоимости
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»,
25«Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
К-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывается фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, связанные с продажей ценностей, НДС, Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
полученный в составе выручки от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.
Операции по продаже материалов отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом.
На сумму выручки от продажи материалов в зависимости от принятого в организации метода учета продажи делают запись:
Д-т 50 «Касса », 51 « Расчетные счета », 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 91 « Прочие доходы и расходы », субсчет « Прочие доходы».
Сумма НДС, полученная в составе выручки, отражается:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
Списывается фактическая (балансовая)
стоимость проданных
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).
На разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам (если учет в организации ведется по учетным ценам) делается запись:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Суммы расходов, связанных с продажей материалов, отражаются:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Финансовый результат от продажи материалов определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота дебета субсчета 91-2 и оборота кредита субсчета 91-1. Если оборот дебета будет больше оборота кредита, то это убыток, и он списывается в отчетном периоде на финансовые результаты, что отражается записью:
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов ».
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов».
К-т 99 «Прибыли и убытки».
Для обеспечения сохранности материальных ценностей в организации не реже одного раза в год проводится инвентаризация.
Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы », субсчет « Прочие доходы».
Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам - в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).
Списание недостач отражается записями:
• в пределах норм естественной убыли - на счета издержек производства или обращения:
Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и
др.
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
• при хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты
по возмещению материального ущерба»
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
• сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков:
Д-т 91 « Прочие доходы и расходы »
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В результате инвентаризации уточняются фактическое наличие и оценка материальных ценностей, что необходимо для составления отчетности.
РАСЧЕТ ФАКТИЧЕСКОЙ
ТЗР включают в себя:
Фактическая себестоимость материалов = стоимости материалов по учетным ценам + ТЗР.
По окончании каждого
месяца по каждому виду материалов
определяется сумма ТЗР, которая
подлежит распределению между
ср.% ТЗР = (ТЗР на нач. период + сумма поступивших ТЗР)/(остаток материалов на конец месяца по учетным ценам + стоимость поступивших за месяц материалов) * 100%
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ