Учет материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Бесперебойность и ритмичность технологического процесса связана с наличием на предприятии не только основных средств, но и материальных ресурсов.
По характеру участия в производственном процессе материальные ресурсы относятся к предметам труда. В своей совокупности они образуют группу производственных запасов.

Работа содержит 1 файл

Учет материальных ресурсов.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  пример расчета стоимости материала, израсходованного на производство, и оценки его конечного остатка на складе методами ФиФо и ЛиФо (табл. 4.2).

      Раскроем  последовательность расчета стоимости  израсходованного материала по методу ФиФо. Всего израсходовано 60 единиц материала. Из них 37 единиц (12+25) оценим по 100 р. на общую сумму 3700 р. Остается 23 единицы (60 - 37), из которых 15 оценим по 90 р. на сумму 1350 р., а оставшиеся 8 единиц (23 - 15) оценим по 80 р. на сумму 640 р. Таким образом, израсходованные за месяц 60 единиц материала будут оценены на сумму 5690 р.

      Произведем  расчет израсходованного материала  по методу ЛиФо. Из 60 единиц, израсходованных  за месяц, 30 единиц оценим по 80 р. на сумму 2400 р. Оставшиеся 30 единиц израсходованного материала оценим следующим образом: 15 единиц по 90 р. на сумму 1350 р. и 15 единиц по 100 р. на сумму 1500 р. Общая стоимость израсходованного материала, оцененная по методу ЛиФо, составит 5250 р.

      Применение  оценки материалов методами ФиФо и ЛиФо требует организации аналитического учета материалов не только по видам, но и по партиям поступления, если рыночные цены по ним меняются. Это значительно усложняет учет и повышает его трудоемкость.

      Переоценка  материальных запасов в отчетном бухгалтерском балансе в конце отчетного года по правилам, предусмотренным международными стандартами, производится исходя из текущих рыночных цен при условии, если последние зафиксирован в текущем бухгалтерском учете. В противном случае материальные запасы не переоцениваются, а в отчетном бухгалтерском балансе они оцениваются по данным записей в бухгалтерском учете.

      Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура - это систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие данные о каждом материале: технически правильное наименование, соответствующее ГОСТу или техническим условиям; полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр. ); номенклатурный номер -условное обозначение, заменяющее, по существу, перечисленные признаки.

      Присвоение  номенклатурного номера (кода) вновь  поступившим материалам производится бухгалтерией или отделом материально-технического обеспечения. При этом вначале определяется балансовый счет, затем субсчет, группа производственных запасов, подгруппа и очередной номер в подгруппе. При разработке впервые классификатора учетных номенклатур порядковые номера в подгруппах присваиваются по алфавиту.

      Номенклатура  материалов с указанием учетных  цен за единицу учитываемых материалов называется номенклатурой-ценником. Она представляет собой систематизированный справочник, охватывающий материальные ценности, применяемые на предприятии, и должна удовлетворять следующим требованиям: быть удобной для работы, иметь резерв для внесения новых материалов, наименования материалов должны располагаться по признакам однородности с четкой разбивкой по группам (подгруппам), видам, размерам и т. д. 
 
 

      4. 3. Организация складского  хозяйства и учет  материалов на  складе

      Обязательной  предпосылкой правильного учета  материалов и обеспечения их сохранности служит хорошая организация складского хозяйства. Складские помещения должны быть приспособлены к приемке, хранению и отпуску материалов. Для этого помещения складов должны быть изолированы, оборудованы сигнализацией, необходимым количеством стеллажей, ячеек, поддонов, средствами механизации и весоизмерительными приборами. Внутри склада каждая группа, подгруппа и вид материальных ценностей должны храниться в определенном месте в соответствии со строго продуманной системой. К каждому месту хранения прикрепляется материальный ярлык.:

      Приказом руководителя предприятия устанавливается система материальной ответственности лиц. работающих на складах. С ними заключаются договоры о материальной ответственности. Учет материалов на складах и в кладовых ведется непосредственно ними лицами (заведующими складами, секциями, кладовыми). В отдельных случаях с согласия материально ответственных лиц допускается возлагать ведение карточек складского учета на учетчиков (операторов).

      На  складах (кладовых) материально ответственными лицами ведется количественно-сортовой учет материалов. Порядок учета материальных ценностей на складах зависит от применяемого метода. Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

      Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод повышает качество бухгалтерского учета и контроля за состоянием, движением и сохранностью ценностей. Документация по движению материалов и выведению их остатков легко поддается механизированной обработке. К основным принципам этого метода относятся следующие:

      •  оперативность и достоверность  количественного учета на складах, осуществляемого материально ответственными лицами в карточках складского учета  материалов;

      •  систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно в  местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских операций по движению материалов и ведением складского учета,  предоставление  работникам  бухгалтерии  права сверять соответствие фактических остатков материалов в натуре с данными текущего складского учета;

      •  осуществление бухгалтерией учета  материальных ценностей в денежном выражении по учетным ценам в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест хранения - складов и кладовых, материально ответственных лиц и групп материалов, а при обработке документов на ЭВМ - в разрезе номенклатурных номеров;

      •  систематическая взаимосверка данных складского и бухгалтерского учета  путем сопоставления остатков материалов по данным складского учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

      Использование сальдового метода учета материальных ценностей предполагает ведение  на складах только количественно-сортового  учета движения материалов. Осуществляется он в карточках складского учета  материалов (ф. М-12). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом (кладовщику). Для учета выданных карточек в бухгалтерии ведется Реестр выдачи карточек (по произвольной форме).

      Записи  по приходу и отпуску материалов в карточки складского учета производятся на основании первичных документов по приходу и расходу материалов в день совершения операций с выведением остатка после каждой записи. Записи операций по отпуску и возврату материалов по лимитно-заборным картам производятся в карточках складского учета по мере закрытия карт, но не позднее первого числа следующего за отчетным ме-сяца. При этом в течение месяца лимитно-заборные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета (ф. М-12). /

      Карточки  хранятся на складе в специальных  ящиках, они располагаются по группам и подгруппам материальных ценностей, а внутри их - по номенклатурным номерам.

      Работники бухгалтерии систематически, но не реже одного раза в неделю (декаду) непосредственно на складах в присутствии заведующего складом проверяют правильность и своевременность разноски сведений из первичных документов в карточки складского учета и подтверждают это своими подписями. Выявленные расхождения и ошибки здесь же устраняются. Одновременно с этим работник бухгалтерии производит приемку первичных документов, а заведующий складом - их сдачу.

      Приемка-сдача  первичных документов оформляется  специальным Реестром приемки-сдачи документов (ф. М-13).

      Проверенный и принятый реестр (ф. М-13) вместе с приложенными первичными документами передается для дальнейшей обработки в бухгалтерию предприятия.

      С согласия материально ответственных  лиц подтверждением приемки-сдачи  документов может служить роспись  работника бухгалтерии в карточке складского учета о проверке записей по каждой операции.

      Для взаимной связи количественно-сортового (складского) учета материалов с данными бухгалтерского учета по каждому складу в бухгалтерии ведется Ведомость учета остатков материалов на складе (ф. М-14), которая на практике получила название сальдовой книги. Она открывается в бухгалтерии по каждому складу на год в разрезе групп, подгрупп и номенклатурных номеров с указанием единиц измерения, учетных цен и остатков в натуральном и денежном измерении на первое число месяца.

      В течение месяца Ведомость учета  остатков материалов на складе находится в бухгалтерии и используется для справочных целей. В конце месяца она передается на склад для переноса сведений об остатках материалов (в натуральном выражении) на конец месяца из карточек складского учета по каждому номенклатурному номеру. После этого она передается в бухгалтерию, где количественные остатки таксируются и подсчитываются итоги по группам (подгруппам) материалов и в целом по счету.

      Бухгалтерский учет/Под ред В.Ф.Бабыны.-Мн.,2002.


Информация о работе Учет материальных ресурсов