Учет материальных оборотных активов на предприятии (организации, фирме): методы, состояние и совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики сопровождается дальнейшим возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении и контроле деятельности организации, поскольку, работая в новых условиях, организации, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы и получать прибыль.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы учета материальных оборотных активов…………………6
1.1 Понятие и оценка материальных оборотных активов ……………………………6
1.2 Документальное оформление учета движения
материально-производственных запасов ……………………………………………..15
1.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии ……………………………………..17
1.4.Учет товаров ………………………………………………………………………..23
1.5. Учет готовой продукции ………………………………………………………….25
2 Учет и состояние материальных оборотных активов запасов
на предприятии ООО «Лесок» …………………………………………………..31
2.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия ООО «Лесок» ………………………………………………………31
2.2 Организация учета материально-производственных запасов в бухгалтерии… 33
2.3 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии
ООО «Лесок» ………………………………………………………………….…..41
2.4 Учет материально-производственных запасов на складе ………………………..45
2.5 Инвентаризация материально-производственных запасов на
предприятии ООО «Лесок» ………………………………………………………47
2.6 Совершенствование учета материально-производственных запасов в
ООО «Лесок»……………………………………………………………………….50
Заключение ………………………………………………………………………………55
Глоссарий………………………………………………………………………………...59
Список используемых источников……………………………………………………..62

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

таможенные пошлины и иные платежи, не возмещенные налоги уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов (налог с продаж);

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

- затраты по заготовлению и доставке материально- производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию грузов;

- иные затраты на приобретение материально- производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материальных ценностей общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.

Списание материалов в производство производится по средней себестоимости. Для этого, сначала бухгалтер рассчитывает средние цены материалов, отпущенных в производство исходя из среднемесячной фактической себестоимости. При этой оценке средняя цена материала определяется так: стоимость всех материалов, которые были отпущены в производство в течение месяца, надо разделить на количество. Затем средняя цена умножается на количество материалов, отпущенных в производство, и определяется себестоимость.

Рассмотрим пример покупки материально - производственных запасов ООО «Лесок» у поставщиков:

1. Механик пишет заявку на необходимый материал, заявку подписывает директор.

2. На основании заявки, начальник отдела материально-технического снабжения берет счет у организации поставщика.

3. Счет доставляется в бухгалтерию, из бухгалтерии к директору на подпись, далее обратно в бухгалтерию.

4. На основании счета бухгалтер оформляет платежное поручение в программе «Клиент-Банк».

5. Главный бухгалтер выписывает доверенность на материально-ответственное лицо. Организация поставщик на основании этой доверенности выписывает счет-фактуру и товарную накладную.

6. После оплаты счета поставщик осуществляет разгрузку материально-производственных запасов на наш склад.

7. Материально-ответственное лицо передает в бухгалтерию счет-фактуру и товарную накладную с указанием объекта на который будет списываться материально-производственные запасы.

8. Бухгалтер делает запись в карточке учета материала и в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.

9. При отпуске материала со склада оформляется требование-накладная в двух экземплярах, первых получателю, второй остается на складе).

 

2.3 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии ООО «Лесок»

Учет материалов на предприятии осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

На предприятии ООО «Лесок» для учета применяется конфигурация «1.С: Бухгалтерия. Версия 8.2». Персональные компьютеры объединяются локальной сетью. Это позволяет сотрудникам обмениваться информацией.

Учет материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», и без их использования. ООО «Лесок» учитывает поступления материалов без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16. «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Синтетический учет поступления материалов на предприятии ООО «Лесок» ведут на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости. Приложение Д. При этом оприходование материалов, полученных от поставщиков отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». НДС по приобретенным материалам отражается по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Стоимость оплаченных материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в текущем учете показывается как дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования материалов на склад.

При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи по дебету счета 10 и кредиту соответствующих счетов:

Счет 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов;

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых транспортным организациям.

Материалы принимают к бухгалтерскому учету на ООО «Лесок» по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов (сырье, топливо, тара, запчасти и т.п.) складывается из трех величин:

договорной стоимости;

транспортно-заготовительных расходов;

Договорная стоимость - это цена материалов, по которой они приобретены.

Сумма НДС включается поставщиками счета на оплату и отражается у ООО «Лесок» по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям » и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков за приобретенные материалы отражаются по дебету счет 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51,51,55). На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы по закупаемым материалам суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.

Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с кредита счетов учета денежных средств (51,52 и др.).

Прекращения обязательств (по мимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новаций, прощения долга, ликвидации юридического лица.

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредита счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и предписание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кредиторской называют задолженность ООО «Лесок» другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Общий срок исковой давности установлен в три года (ГК РФ, ст. 196). Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенный или более длительный по сравнению с общим сроком. Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации письменного обоснования и приказа руководителя Если при приеме материалов установлена недостача материалов по вине поставщика, то составляется акт и поставщику направляется претензионное письмо (или претензия) на сумму недостающих средств.

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

ГСМ приходуются на счет 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо» по фактической себестоимости без НДС (п.5,6 ПБУ 5/01). При этом учет ГСМ ведут по видам, местам хранения и материально ответственным лицам, а также по водителям, маркам автобусов и т.д. 10.3 «ГСМ на складе».

Аналитический учет на предприятии автоматизирован и ведется в разрезе видов материальных ценностей с отражением количества и стоимости по каждому виду. Для этого на счете 10 в бухгалтерии ООО «Лесок» открывают Оборотные ведомости в разрезе видов материальных ценностей, они одновременно являются реестрами карточек складского учета. Внутри ведомости материалы разделены по подгруппам, группам, субсчетам и счетам. Это позволяет отслеживать движение по каждому номенклатурному номеру, суммировать по подгруппе, по группе, субсчету и в целом по счету. Оборотные ведомости помогают контролировать операции поступления - расхода. Итоговые данные оборотных ведомостей сверяются с оборотами и остатками по соответствующему синтетическому счету Главной книги. Применение оборотной ведомости значительно уменьшает трудоемкость учета на ООО «Лесок». Также ведутся карточки счета 10 по каждому субсчету, в которых указывается сальдо на начало периода, обороты за период, дата, номер операции, поставщик материала, куда поступил материал, объект на который списывается материал, сальдо на конец периода.

Материально ответственное лицо периодически сдает первичные документы работнику бухгалтерии. После этого реализуются следующие операции: ввод с документов по приходу, расходу и перемещению материалов; накопление и распределение отклонений; получение ведомостей аналитического учета, инвентаризационных описей, движения материальных ценностей; синтетического учета.

Правильность и своевременность оприходования материалов контролируется путем сличения приходных документов с расчетными документами поставщиков.

Рассмотрим пример поставки материалов. В январе 2011г. в ООО «Лесок» поступило по накладной Приложение дизельное топливо в количестве 5000 литров на сумму 130000,0 руб. Приложение Б.

В бухгалтерском учете данная операция была отражена следующими проводками:

- Дебет 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях» Кредит 51 «Расчетные счета» на сумму 130000,0 руб. (оплачен счет);

- Дебет 10.1 «Сырье и материалы» Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях» на сумму 110159,49 руб. (Отражена покупная стоимость материалов без НДС);

- Дебет 19.3 «НДС по приобретенным МПЗ» Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях» на сумму 19830,51 руб. (отражен НДС);

Отпуск материалов в производство осуществляют на основании требования-накладной. Пример - по требованию - накладной № 001 от 14.01.11 г. со склада бригаде отпущено дизельное топливо в соответствии с указанными наименованиями и номенклатурными номерами на сумму 110159,49 руб.:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» К 10.1. «Сырье и материалы» 110159,49 руб. - отпущено дизельное топливо по покупной стоимости без учета НДС, так как учет на складе ведется по учетным ценам.

 

2.4 Учет материально-производственных запасов на складе

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами в ООО «Лесок» созданы специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов.

Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который в последствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады обеспечены весами, измерительными приборами и мерной тарой. Материальные ценности передаются на ответственное хранение материально ответственным лицам, с которыми заключены договора о полной материальной ответственности, При этом руководство ООО «Лесок» создает необходимые условия для работы и обеспечения сохранности материальных ценностей. Материально-ответственные лица организуют складской учет на складе

На предприятии ООО «Лесок» учет материалов на складе осуществляют кладовщики, являющиеся материально ответственными лицами. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

От должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем. Согласно должностным обязанностям заведующий складом выполняет следующие функции:

        руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно

материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.;

        обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей,

соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов;

        следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием

помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт;

        организует проведение погрузо-разгрузочных работ на складе с соблюдением

норм, правили инструкций по охране труда;

        обеспечивает сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам

погрузочного реквизита;

        участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей;

        контролирует ведение учета складских операций, установленной отчетности;

        принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по

повышению эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей, внедрению в организацию складского хозяйства современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.

Кладовщик ведет журнал учета материалов. При каждом поступлении или выбытии материала делается соответствующая запись, с указанием номера операции, даты совершения, количества, стоимости, и лица получившего материал. В конце месяца кладовщик подсчитывает обороты за месяц, и отражает сальдо на конец месяца.

 

2.5 Инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии ООО «Лесок»

Целью проведения инвентаризация материально производственных запасов на ООО «Лесок» является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем ООО «Лесок», за исключением случаев когда проведение инвентаризации обязательно (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, при реорганизации или ликвидации и т.д.)

Информация о работе Учет материальных оборотных активов на предприятии (организации, фирме): методы, состояние и совершенствование