Учет материальных оборотных активов на предприятии (организации, фирме): методы, состояние и совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики сопровождается дальнейшим возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении и контроле деятельности организации, поскольку, работая в новых условиях, организации, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы и получать прибыль.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы учета материальных оборотных активов…………………6
1.1 Понятие и оценка материальных оборотных активов ……………………………6
1.2 Документальное оформление учета движения
материально-производственных запасов ……………………………………………..15
1.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии ……………………………………..17
1.4.Учет товаров ………………………………………………………………………..23
1.5. Учет готовой продукции ………………………………………………………….25
2 Учет и состояние материальных оборотных активов запасов
на предприятии ООО «Лесок» …………………………………………………..31
2.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия ООО «Лесок» ………………………………………………………31
2.2 Организация учета материально-производственных запасов в бухгалтерии… 33
2.3 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии
ООО «Лесок» ………………………………………………………………….…..41
2.4 Учет материально-производственных запасов на складе ………………………..45
2.5 Инвентаризация материально-производственных запасов на
предприятии ООО «Лесок» ………………………………………………………47
2.6 Совершенствование учета материально-производственных запасов в
ООО «Лесок»……………………………………………………………………….50
Заключение ………………………………………………………………………………55
Глоссарий………………………………………………………………………………...59
Список используемых источников……………………………………………………..62

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

- при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Стоимость МПЗ отражается счете 10 «Материалы» в сумме фактических затрат на их приобретение без применения счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы» осуществляется по фактической себестоимости. Транспортно-заготовительные расходы (ТРЗ) и расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в Обществе целях, учитывается в бухгалтерском учете на счете «Материалы» на отдельном субсчете.

Прямые расходы распределяются в налоговом учете на остатки

незавершенного производства и остатки нереализованной продукции на складе пропорционально доле таких затрат в плановой себестоимости. Общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на  счет 20 «Основное производство». Косвенные расходы списываются пропорционально объему реализации товаров, работ, услуг.

 

2.2 Организация учета материально-производственных запасов в бухгалтерии

На предприятии бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Материально - производственные запасы- это часть имущества организаций, принадлежащая ей на праве собственности, выступающая в качестве оборотных активов, к которым относятся:

сырье и материалы (включая вспомогательные материалы);

полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

топливо;

тара и тарные материалы;

-запасные части;

-инвентарь и хозяйственные принадлежности

готовая продукция;

товары.

К материалам ООО «Лесок» относятся материально- производственные запасы, используемые при выполнении работ. Указанные материально-производственные запасы отражаются в учете на субсчете 10.1 «Сырье и материалы».

К топливу в ООО «Лесок» относятся следующие виды материально- производственных запасов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств:

нефтепродукты ( дизельное топливо, бензин и др.);

смазочные материалы(солидол, масло техническое).

Для учета и расходования ГСМ планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 10 «Материалы». Рабочим планом счетов предприятия к счету 10 «Материалы» открыт субсчет 3 «Топливо», где учитывается наличие и движение нефтепродуктов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств. Бухгалтерский учет этих расходов осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально - производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2000г. №44н.

Предприятие приобретает специальные талоны на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо), которые затем выдаются под отчет работникам для заправки автотранспорта. Стоимость таких талонов отражается в учете общества на счете 10.3.

Специальная одежда - средства индивидуальной защиты работников выполняющих вредные, опасные и грязные виды работ, а также осуществляющих работы в особых температурных условиях. Эти средства предназначенные для защиты работника от повреждений и от воздействия вредных веществ. В состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (каски, рукавицы, очки, другие виды специальной одежды).

Учет движения и наличия инвентаря и спецодежды в ООО «Лесок» осуществляется, в соответствии с Планом счетов, на субсчете 10.9.

Процесс снабжения предприятия товарно-материальными ценностями осуществляет отдел материально-технического снабжения. Согласно должностным обязанностям начальник отдела материально-технического снабжения выполняет следующие функции:

                    организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли;

                    обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов;

              организует изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях мелкооптовых магазинов и оптовых ярмарок с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли, а также закупку материально-технических ресурсов, реализуемых в порядке свободной продажи;

              обеспечивает доставку материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль их количества, качества и комплектность и хранение на складах предприятия;

              подготавливает претензии поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров;

                    руководит разработкой стандартов предприятия материально- техническому обеспечению качества выпускаемой продукции, экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов;

                    обеспечивает контроль за состоянием запасом материалов и комплектующих изделий, оперативным регулированием производственных запасов на предприятии, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению;

                    руководит разработкой и внедрением мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению трат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материальных ресурсов;

                    организует работу складского хозяйства, принимает меры по соблюдению необходимых условий хранения;

                    обеспечивает высокий уровень механизации и автоматизации
транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и
нормативных условий организации и охраны труда;

                    организует учет движения материальных ресурсов на складах предприятия, принимает участие в проведении инвентаризации материальных ценностей;

                    обеспечивает составление установленной отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения предприятия.

Материалы на склад поступают от поставщиков. Работа без постоев на предприятии напрямую зависит от отдела материального снабжения, который отвечает и участвует в:

                    приобретении только необходимых товаров и услуг, принимая во внимание время их доставки, качество и доступность сырья;

                    отражении системой учета кредиторской задолженности общей величины кредиторской задолженности организации;

                    таком характере управления системой учета кредиторской задолженности, при котором организация получила бы наибольшую прибыль.

Поступление материалов от поставщиков производится на основании заключенных между ООО «Лесок» и поставщиками договоров. В договорах оговариваются: вид поступивших материалов, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поступивших материальных ценностей, сроки отгрузки материалов, порядок расчетов между ООО «Лесок» и поставщиком.

При выявлении брака осуществляется замена товара. При необходимости, оформляется претензия, а в особых случаях - отказ от покупки у данного поставщика с последующим исключением данного поставщика из действующего реестра поставщиков.

Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда ООО «Лесок» дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Расчеты предприятия за поступившие материалы учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет по счету 60 в ООО «Лесок» ведется по каждому поставщику и подрядчику. Это обеспечивает получение данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным и др.

Материалы со складов поставщика или от транспортной организации получает уполномоченное лицо организации.

Право лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщиков оформляется выдачей доверенности (формы N М-2 и N М-2а). Унифицированные формы доверенностей утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (далее - Постановление N 71а).

Доверенность оформляется в бухгалтерии в одном экземпляре и выдается получателю под расписку.

Организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер, применяют форму N М-2а и выдачу этих доверенностей регистрируют в журнале учета выданных доверенностей. Журнал должен быть предварительно пронумерован и прошнурован. Рекомендуемая форма журнала учета доверенностей должна содержать следующие графы:

- N доверенности;

- дата выдачи доверенности;

- срок действия;

- должность и фамилия лица, которому выдана доверенность;

- наименование поставщика;

- N и дата наряда (счета, спецификации и другого заменяющего наряд документа) или извещения;

- расписка лица, получившего доверенность, и другие.

После регистрации доверенности в журнале работник организации, получающий материально-производственные ценности, обязан расписаться в доверенности.

Доверенности выдаются только лицам, работающим в данной организации, иным лицам выдача доверенностей не допускается. Выдаваемая доверенность должна быть полностью заполнена и должна содержать образец подписи лица, на имя которого она выписана. Согласно п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации. Если юридическое лицо основано на государственной или муниципальной собственности, доверенность на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, выдаваемая от имени такого юридического лица, должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Все материальные ценности, поступающие в организацию, должны быть своевременно приняты на учет соответствующими складами.

В некоторых случаях в интересах производства материальные ценности целесообразно направлять непосредственно в соответствующие подразделения организации, минуя склады. Тем не менее, такие материальные ценности в учете отражаются как поступившие на склад и переданные в цех или на участок. В первичных приходных документах делается отметка о том, что материальные ценности выданы подразделениям транзитом, то есть без завоза на склад или в кладовую. Следует учесть, что перечень материалов, которые могут транзитом направляться в подразделения и на участки организации, должен быть определен и оформлен приказом.

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное поручение или платежное требование (в двух экземплярах - один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной (при иногородней закупке) и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают к ответственному исполнителю по снабжению, который проверяет правильность их оформления; производит проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на расчетном или другом документе делается отметка о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведется журнал учета поступающих грузов, где указываются: регистрационный номер, дата записи, наименование поставщика, дата и номер транспортного документа, номер, дата и сумма счета, рад груза, номер и дата приходного ордера, акта о приемке либо запроса о розыске груза. В примечаниях делается отметка об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные документы из службы снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

Материалы в ООО «Лесок» принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения данного имущества.

При приобретении материалов их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Фактические затраты включают:

- суммы уплаченные поставщикам в соответствии с договором;

суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно- консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;

Информация о работе Учет материальных оборотных активов на предприятии (организации, фирме): методы, состояние и совершенствование