Учет, контроль и анализ расходов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических основ оценки расходов предприятия.
Для достижения цели дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы оценки и управления расходами предприятия;
- провести оценку динамики финансовых результатов предприятия;
- провести анализ механизма формирования расходов;
-разработать предложения и мероприятия, направленные на оптимизацию расходов предприятия

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты учета и анализа расходов организации
Классификация расходов организации
Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета расходов предприятия
Синтетический и аналитический учет расходов
Цель, задачи и источники анализа расходов
Методы учета расходов на производство
Учет расходов организации по направлением затрат
Учет расходов на предприятии ЗАО «Евро-Жилстрой» согласно учетной политике
2. Анализ расходов в ЗАО «Евро-Жилстрой»
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Евро-Жилстрой»
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство продукции
2.3 Анализ использования материальных ресурсов
2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции
2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
3. Предложения и мероприятия по оптимизации расходов предприятия
3.1 Особенности российской и западной системы учеты расходов
3.2 Разработка предложений и мероприятий, направленных на оптимизацию расходов предприятия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Учет контроль и анализ расходов предприятия.doc

— 632.00 Кб (Скачать)

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) учитываются на счетах бухгалтерского учета в зависимости от срока предоставления - на счете 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам.

  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • прочие операционные расходы.

Внереализационными  доходами являются:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания;
  • курсовые разницы (отрицательные);

Курсовая разница – разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

  • сумма уценки активов;

- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и других подобных мероприятий;

- прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайные  расходы

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

К чрезвычайным расходам относят заработную плату работникам, занятым ликвидацией последствий стихийных бедствии, отчисления единого социального налога с данной заработной платы, стоимость материалов, израсходованных при ликвидации последствий стихийных бедствий и другие расходы.

 

1.2 Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов расходов предприятия

 

На сегодняшний день основным документом, определяющим порядок учета расходов в целях бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 05.06.99 №33н (далее – ПБУ 10/99), а в целях исчисления налога на прибыль – глава 25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса РФ.

ПБУ 10/99 не относит к расходам организации:

- вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;

- выплаты по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.д.

- предварительную оплату материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- авансы, задаток в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- погашение кредита, займа, полученных организацией.

В соответствии с п.1. ст.252 НК РФ при определении налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму производственных расходов.

При этом для целей налогообложения  расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, затраты могут быть приняты к бухгалтерскому учету и включены в расходы организации для целей налогообложения только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • каждая совершенная операция должна быть обеспечена оправдательными документами, подтверждающими обоснованность произведенных расходов и правомерность записей, сделанных на счетах бухгалтерского учета;

каждая запись на счетах бухгалтерского учета или в налоговых регистрах  производится на основании первичных  учетных документов, которые фиксируют  факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции;

  • начисление амортизации по основным средствам или нематериальным активам в бухгалтерском учете производится в соответствии с правилами, установленными Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

- начисление налогов, включаемых в себестоимость, осуществляется на основании действующего налогового законодательства, которым определяется объект налогообложения, порядок исчисления налога и источник его уплаты.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет расходов, отражены в приложении 1.

Перечень нормативных  актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет расходов предприятия

 

№ п/п

Название документа

 

Первый уровень нормативного регулирования

1

Гражданский кодекс Российской Федерации

2

Налоговый кодекс Российской Федерации

3

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ

4

Указ Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение

 

Второй уровень нормативного регулирования

5

Положение по ведению  бухгалтерского учета и отчетности в РФ

 

Третий уровень нормативного регулирования

6

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ

7

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом МФ РФ

 

Четвертый уровень нормативного регулирования

8

Учетная политика предприятия


 

1.3 Синтетический и аналитический учет расходов

 

Операционные и внереализационные  доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих  доходов и расходов».

На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываются операционные и внереализационные доходы.

На субсчете 91-1 «Прочие  расходы» учитываются операционные и внереализационные расходы.

Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «прочие  расходы» осуществляют накопительно в  течение отчетного года. В конце  месяца путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяют сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Счет 91 «Прочие доходы и расходы» закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного  года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду операционных и внереализационных доходов и расходов.

Основные проводки:

При получении прибыли:

Д 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К 99 «Прибыли и убытки»

При получении убытка:

Д 99 «Прибыли и убытки»

К 91-9 «Сальдо прочих доходов  и расходов»

 

 

1.4 Цель, задачи и источники анализа расходов

 

Одна из основных целей  предприятия, ведущего свою экономическую  деятельность в рыночных условиях, — получение максимально возможной  прибыли. Возможности достижения этой стратегической цели ограничены расходами производства и реализации, а также рыночным спросом на продукцию предприятия. За траты, таким образом, являются фактором, определяющим вели чину предложения и размеры прибыли. Следовательно, принятие управленческих решений невозможно без анализа текущих затрат на производство и реализацию продукции и затрат, которые возникнут в ходе реализации вновь разрабатываемых проектов и бизнес-планов.

Основными задачами такого анализа являются: оценка обоснованности расчетных величин затрат (нормативов); выявление и измерение влияния факторов, положительно и отрицательно влияющих на некоторые виды затрат; изучение структуры себестоимости и определение влияния различных факторов на ее динамику; выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости и разработка мероприятий по использованию этих резервов.


Объектами анализа служат общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, отдельные виды затрат, в том числе себестоимость товарной и реализованной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, снижение (увеличение) затрат ни 1 рубль товарной продукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом, экономия от снижения себестоимости товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции по отдельным калькулируемым группам.

Источниками информации при анализе затрат на производство анализе себестоимости продукции являются форма № 5 квартальной отчетности и формы № 5 (разд. 6) и № 2 годовой отчетности.

Кроме того, необходимо использовать материалы ежедневного учета затрат, различного рода регистры бухгалтерского учета. Отчеты о работе цехов, участков и бригад также служат источниками информации для анализа себестоимости продукции отдельных подразделений предприятия.


Классификация, как правило, предполагает некоторую условность. Кроме того, в среде экономистов-практиков порой встречается мнение, что классификации носят чисто умозрительный характер, а практическая их ценность весьма сомнительна. Однако опыт успешных предприятий в России и за рубежом показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления и соответственно для их снижения и максимизации прибыли. При том многие исследователи считают, что в едином блоке анализа следует давать характеристику затратам не только на производство продукции, но и на ее реализацию.

На первом этапе анализа, в рамках исследования производственных затрат, решаются вопросы определения себестоимости продукции (работ, услуг).

И зависимости от расходов, включаемых в себестоимость, принято различать следующие ее виды: цеховая — сумма затрат цехов основного производства; производственная — сумма затрат на производство продукции и управленческих расходов.

 

1.5 Методы учета расходов на производство

 

В зависимости от объекта калькулирования и применения методов нормирования расходов на производство в бухгалтерском учете могут применяться следующие методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг):

  • нормативный;
  • попроцессный;
  • попередельный;
  • позаказный.

С 1 января 2002 года в связи  со вступлением в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ) утратили силу отраслевые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости продукции, работ и услуг.

Нормативных актов, определяющих требования к методам учета затрат на производство, более не существует. Однако это не означает, что организации лишены возможности выбора метода учета производственных расходов. Наоборот, возможности выбора стали шире, поскольку применение того или иного метода учета регламентируется теперь лишь самыми общими правилами бухгалтерского учета.

Информация о работе Учет, контроль и анализ расходов предприятия