Учет кассовых операций и операций по расчетным счетам, валютным и другим счетам в банке

Автор: Ольга Гончарова, 18 Октября 2010 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается учет кассовых операций и операций по расчетным счетам, валютным и другим счетам в банке.
Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денег денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранением - важнейшая задача бухгалтерии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ЦЕННЫХ БУМАГ
3. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ И ДРУГИМ СЧЕТАМ В БАНКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     По истечении установленных сроков  оплаты труда, выплаты пособий  по социальному страхованию и  стипендии кассир должен:

  1. в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставит штамп или сделать отметку от руки «Депонировано»;
  2. составить реестр депонированных сумм;
  3. в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию сумм, сверить их и общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
  4. записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №_».

     Бухгалтерия производит проверку  отметок, сделанных кассирами в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.

     Депонированные суммы сдают в  банк и на сданные суммы  составляют один общий расходный  кассовый ордер.

     Приходные и расходные кассовые  ордера или заменяющие их документы по передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

     В настоящее время регистрация  приходных и расходных кассовых  ордеров в большинстве случаев  осуществляется с применением  средств вычислительной техники.

     Все операции по поступлению  и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.

     В настоящее время большинство  организаций ведет кассовую книгу  автоматическим способом, при котором  ее листы формируются в виде  машинограммы «Вкладной лист  кассовой книги». Одновременно формируется  машинограмма «Отчет кассира». Обе  названные машинограммы должны составляться  к началу следующего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой косовой книги.

     Нумерация листов кассовой книги  в этих машинограммах осуществляется  автоматически в порядке возрастания с начала года.

     В машинограмме «Вкладной лист  кассовой книги» за каждый  месяц автоматически печатается  общее количество листов кассовой  книги, а за календарный год  – общее количество листов  кассовой книги за год.

     Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию по расписку во вкладном листе кассовой книги.

     В целях сохранности и удобства  использования машинограммы «Вкладной  лист кассовой книги» в течение  года хранят кассиром отдельно  за каждый месяц. По окончании  календарного года (или по мере  необходимости) машинограммы «Вкладной  лист кассовой книги» брошюруют в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера организации и книгу опечатывают.

     Контроль за правильное ведение  кассовой книги возлагается на  главного бухгалтера организации. 

     Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

     Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом (ф. № инв. 15).

     На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия:

Д-т  сч.50 ”Касса”

К-т  сч.68 ”Расчеты с бюджетом”, 80 ”Прибыли и убытки”.

     В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:

1. Д-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”

    К-т сч.50 ”Касса”

2. Д-т  сч.73 ”Расчеты с персоналом по  прочим операциям”

   К-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ И ДРУГИМ СЧЕТАМ В БАНКЕ 
 

     Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется  безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при осуществлении   этих расчетов является банк.

     Предприятие имеет право открыть расчетный счет в любом банке по месту регистрации, а также в любом другом банке с его согласия. Для предприятия большое значение имеет такой фактор, как правильный выбор банка, так как от этого зависят не только затраты на банковское обслуживание, но и эффективность безналичных расчетов предприятия, его кредитование, объем получаемых банковских услуг и, наконец, гарантии от потерь, связанных с банкротством банка.

     Наличные и безналичные расчеты  через банк осуществляются на  основании договора банковского  счета (ст. 845 ГК РФ «Договор  банковского счета»). Банк обязан  заключать договоры банковского  счета с любым клиентом на  основе установленных правил, а клиент вправе открывать несколько счетов, в том числе одного вида в различных банках.

     Предприятие имеет право выбирать  любой банк для своего кредитно-расчетного  и кассового обслуживания.

     На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

     С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п.

     Для открытия расчетного счета организация должна предоставить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:

  1. Нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
  2. Заявление на открытии  счета установленного образца;
  3. Справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
  4. Копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования;
  5. Карточка с образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписания документов, и оттисками печати предприятия.

     После проверки указанных документов по распоряжению управляющего банком расчетному счету предприятия присваивается номер. По каждому предприятию в банке ведется лицевой счет для учета движения денежных средств.

     При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).

     Платежи по безналичным расчетам банк производит с согласия владельца расчетного счета. Лишь при платежах финансовым органам по просроченным налогам, по приказам арбитража, при погашении просроченных ссуд, списание денежных средств с расчетного счета производится без его согласия, то есть принудительно по инкассовому поручению.

     При недостаточности денежных  средств на счета списание  денежных средств со счета  осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855):

  1. по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  2. по исполнительным листам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому надзору;
  3. по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования;
  4. по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
  5. по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  6. по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

     Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

     Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

     Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

     На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

     Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

Информация о работе Учет кассовых операций и операций по расчетным счетам, валютным и другим счетам в банке