Учет издержек обращения в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование учета издержек обращения, а также выявление направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность издержек обращения;
- определить значение и задачи учета и анализа издержек обращения;
- рассмотреть порядок бухгалтерского учета издержек обращения в торговле;
- выявить направления совершенствования учета издержек обращения, на основе автоматизации процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1 Издержки обращения – один из важнейших качественных показателей в торговле……………………………………………………………………………6
Сущность, значение и резервы снижения издержек обращения……6
1.2 Нормативно-правовая база по учету издержек обращения в торговле……………………………………………………………………………9
1.3 Влияние налогообложения и ценообразования на учет торговых расходов……………………………………………………………………………10
1.4 Значение и задачи учета и анализа издержек обращения……………..13
2 Учет издержек обращения в торговле…………………………………………18
2.1 Документальное оформление учета торговых расходов………………18
2.2 Синтетический и аналитический учет издержек обращения в торговле…………………………………………………………………………….20
2.3 Пути совершенствования учета издержек обращения на торговых предприятиях в условиях применения ЭВМ…………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..28
Приложение А Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле..………….31

Работа содержит 1 файл

1 УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

     Подводя итог, отметим, что издержки обращения - это совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров. Рассматривая экономическую природу издержек обращения, их делят на два вида: чистые и дополнительные. Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по признакам: по степени зависимости от изменения товарооборота; по участию в образовании себестоимости; по отраслям деятельности; по видам затрат; по экономическим элементам.

     Задачи  бухгалтерского учета издержек обращения состоят в обеспечении проверки правильного документального оформления расходов; разграничении издержек по местам их возникновения; своевременном представлении информации о расходах и доходах для применения управленческих решений; правильности отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; тождестве данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Учет издержек обращения в торговле 

     2.1 Документальное оформление учета торговых расходов 

     Документальное  оформление учета торговых расходов осуществляется в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании от 9 апреля 2007 г. № 74.

     В  соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь  от 29 декабря 2006 года «О бухгалтерском учете и отчетности» факт  совершения хозяйственной  операции  должен  подтверждаться  первичным   учетным документом, имеющим юридическую силу.

     Первичный    учетный   документ   составляется    ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции.

     Первичные  учетные  документы принимаются  к  учету,  если  они составлены  по  форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации.

     Альбом  унифицированных форм первичной  учетной документации  по учету   товарных   операций  в  торговле  утвержден   постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 9 апреля 2007 г. № 74

     Первичный  учетный документ, форма которого не предусмотрена  в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации,  должен содержать следующие обязательные реквизиты:

     - наименование, номер документа, дату и место его составления;

     - содержание  и  основание совершения хозяйственной операции,  ее измерение   и  оценку  в  натуральных,  количественных  и   денежных показателях;

     - должности   лиц,  ответственных  за  совершение   хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

     В  зависимости  от характера хозяйственных  операций  и  системы обработки  данных  в  первичные учетные документы  могут  включаться дополнительные реквизиты.

     Перечень   лиц,   имеющих  право  подписи   первичных   учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.

     Документы,   которыми   оформляются   хозяйственные   операции, связанные   с   поступлением   или   выплатой   денежных    средств, подписываются  руководителем организации и главным  бухгалтером  или уполномоченными ими на то лицами.

     Первичный  учетный  документ должен  быть  составлен  в  момент совершения  операции,  а  если  это не представляется  возможным,  - непосредственно после ее совершения.

     Лица,  составившие  и подписавшие первичные  учетные  документы, обеспечивают   своевременное   и   качественное   оформление    этих документов,  передачу их  в установленные сроки для отражения в бухгалтерском  учете,  а  также  достоверность  содержащихся  в  них данных.

     В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных  учетных документах  исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных.

     Внесение   исправлений   в  кассовые  и  банковские   документы   не допускается.

     Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского  и  белорусского),  должны  иметь  подстрочный  перевод  на русский или белорусский язык.

     Первичные  учетные документы могут составляться на  бумажных  и машинных  носителях  информации. Если  первичные  учетные  документы составляются  на машинных носителях информации, организация  обязана изготовлять  за  свой  счет  копии  таких  документов  на   бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а  также  по требованию   государственных  органов,  осуществляющих  контроль   в соответствии  с  законодательством  Республики  Беларусь,   суда   и прокуратуры.

     Программы   кодирования,  идентификации  и  машинной  обработки данных первичных учетных документов на машинных носителях информации должны  храниться в организации в течение срока, установленного  для хранения  первичных  учетных документов  на  бумажных  носителях,  и обладать системой защиты. 

     2.2 Синтетический и  аналитический учет издержек обращения в торговле 

     Управленческий  учёт - это процесс в рамках организации, который обеспечивает аппарат информацией, используемой для планирования, собственного  управления и  контроля  за деятельностью предприятия.

     Информация, используемая в управленческом учёте - это итоговая информация. Для понимания  этой информации необходимы определённые значения о происхождении первичной информации, но не более того, что необходимо для понимания итоговых результатов.

     Наглядно  прослеживается этот путь в постатейном  учёте издержек обращения. Аналитический  учёт даёт детальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативного руководства и контроля, а также осуществления мероприятий по сокращению издержек обращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.

     Синтетический  учет  обеспечивает  только  контроль  за  общей суммой расходов. Он не отвечает требованиям  оперативного контроля и управления  расходами в  торговой  сети  с  учетом  целесообразности и  производственной  необходимости  произведенных  затрат. Поэтому наряду  с  синтетическим  организуется   аналитический  учет  издержек  обращения в номенклатуре  производственных расходов по  отдельным статьям [10, c.24].(приложение А)

     В организациях, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую деятельность, услуги по общественному  питанию, затраты на торговую деятельность группируются по статьям типовой  номенклатуры [16, c.77-78]:

     - транспортные расходы; 

     - расходы на оплату труда; 

     - отчисления на социальные нужды; 

     - расходы на аренду и содержание  зданий, сооружений, помещений, оборудования  и инвентаря; 

     - амортизация основных средств; 

     - расходы на ремонт основных средств;

     - расходы на санитарную и специальную  одежду, столовое белье, посуду, приборы  (если они учитываются в оборотных  средствах);

     - расходы на топливо, газ, электроэнергию  для производственных нужд;

     - расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

     - расходы на рекламу; 

     - потери товаров и технологические  отходы;

     - расходы на тару;

     - прочие расходы.

     Не  относятся к издержкам обращения затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции.

     Синтетический учет издержек обращения предприятий  торговли осуществляется по счету 44, который  с введением с 1 января 2004г. Нового Типового плана счетов переименован из «Издержки обращения» в «Расходы на реализацию». К счету 44 «Расходы на реализацию» открываются 2 субсчета:

     1. Коммерческие расходы, 

     2. Издержки обращения [16, c.83].

     По  дебету счета 44 "Расходы на реализацию" учитываются суммы произведенных  организацией расходов, связанных с  реализацией продукции, товаров, работ  и услуг, в корреспонденции с соответствующими счетами. Эти суммы списываются полностью или частично по дебету счета 90 "Реализация" и кредиту счета 44 "Расходы на реализацию". При частичной оплате подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку наемным транспортом (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей).

     Все остальные расходы, связанные с  реализацией товаров, продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг.

     Аналитический учет ведется по счету 44 "Расходы  на реализацию" по видам и статьям  расходов.

     Предприятия могут детализировать номенклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей, но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной и отчетной информации по утвержденным статьям расходов.

     Отражение в учете операций по дебету счета 44 осуществляется непосредственно  в журналах-ордерах по тем счетам, на которых учитываются расходуемые средства. Так, в журнале-ордере по учету денежных средств и ссуд по товарообороту отражаются суммы, израсходованные из кассы наличными деньгами, а также суммы, перечисленные с расчетного счета на оплату расходов. В журнал-ордер по учету расчетов с подотчетными лицами записываются суммы, израсходованные подотчетными лицами, и т. д. В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводится отдельная графа для каждой статьи расхода [5, c.123].

     Для ведения аналитического учета издержек обращения используются карточки многографной формы, в которых для каждой отдельной статьи расхода отводится специальная графа. Итог отраженных в каждой графе сумм показывает абсолютный размер расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен обороту по дебету счета 44.

     Записи  в карточки аналитического учета  издержек обращения ведут на основании  журналов-ордеров тех счетов, которые  корреспондируют с дебетом счета 44. Целесообразно для этого составлять специальные листки-расшифровки. Их заполняют при записи операций в журнале-ордере по данным отдельных документов с указанием краткого содержания операций и номера статьи расхода. Карточки открывают на год и ведут нарастающим итогом. 

     2.3 Пути совершенствования  учета издержек  обращения на торговых  предприятиях в условиях применения ЭВМ 

     Учет  обеспечивает определение фактической  величины расходов для выявления  отклонений, а также для сопоставления  фактических расходов на управление с установленными лимитами.

     В целом учет дает информацию о состоянии  издержек обращения. Однако имеются  пути для повышения уровня аналитичности  учетных данных.

     Учет  издержек обращения и  бухгалтерский  учет в целом - это трудоемкий каждодневный рутинный труд.  Эффективное применение возрастающего объема экономической информации, необходимость объединения  бухгалтерского учета с другими видами учета и подсистемами управления, возможность применения данных бухгалтерского учета для многоцелевого использования,  в том числе и для принятия управленческих решений при наименьших затратах возможно только при создании автоматизированных рабочих мест (АРМ) для бухгалтерского учета и учета издержек обращения в частности [3, c.45].

Информация о работе Учет издержек обращения в торговле