Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование учета издержек обращения, а также выявление направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность издержек обращения;
- определить значение и задачи учета и анализа издержек обращения;
- рассмотреть порядок бухгалтерского учета издержек обращения в торговле;
- выявить направления совершенствования учета издержек обращения, на основе автоматизации процесса.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1 Издержки обращения – один из важнейших качественных показателей в торговле……………………………………………………………………………6
Сущность, значение и резервы снижения издержек обращения……6
1.2 Нормативно-правовая база по учету издержек обращения в торговле……………………………………………………………………………9
1.3 Влияние налогообложения и ценообразования на учет торговых расходов……………………………………………………………………………10
1.4 Значение и задачи учета и анализа издержек обращения……………..13
2 Учет издержек обращения в торговле…………………………………………18
2.1 Документальное оформление учета торговых расходов………………18
2.2 Синтетический и аналитический учет издержек обращения в торговле…………………………………………………………………………….20
2.3 Пути совершенствования учета издержек обращения на торговых предприятиях в условиях применения ЭВМ…………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..28
Приложение А Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле..………….31
Подводя итог, отметим, что издержки обращения - это совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров. Рассматривая экономическую природу издержек обращения, их делят на два вида: чистые и дополнительные. Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по признакам: по степени зависимости от изменения товарооборота; по участию в образовании себестоимости; по отраслям деятельности; по видам затрат; по экономическим элементам.
Задачи
бухгалтерского учета издержек обращения
состоят в обеспечении проверки правильного
документального оформления расходов;
разграничении издержек по местам их возникновения;
своевременном представлении информации
о расходах и доходах для применения управленческих
решений; правильности отнесения доходов
и расходов к отчетным периодам; тождестве
данных аналитического учета оборотам
и остаткам по счетам синтетического учета.
2
Учет издержек обращения
в торговле
2.1
Документальное оформление
учета торговых расходов
Документальное оформление учета торговых расходов осуществляется в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании от 9 апреля 2007 г. № 74.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу.
Первичный учетный документ составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету товарных операций в торговле утвержден постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 9 апреля 2007 г. № 74
Первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование, номер документа, дату и место его составления;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее совершения.
Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.
Первичные
учетные документы могут
Программы
кодирования, идентификации и
машинной обработки данных первичных
учетных документов на машинных носителях
информации должны храниться в организации
в течение срока, установленного для
хранения первичных учетных документов
на бумажных носителях, и обладать
системой защиты.
2.2
Синтетический и
аналитический учет
издержек обращения
в торговле
Управленческий учёт - это процесс в рамках организации, который обеспечивает аппарат информацией, используемой для планирования, собственного управления и контроля за деятельностью предприятия.
Информация, используемая в управленческом учёте - это итоговая информация. Для понимания этой информации необходимы определённые значения о происхождении первичной информации, но не более того, что необходимо для понимания итоговых результатов.
Наглядно прослеживается этот путь в постатейном учёте издержек обращения. Аналитический учёт даёт детальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативного руководства и контроля, а также осуществления мероприятий по сокращению издержек обращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.
Синтетический учет обеспечивает только контроль за общей суммой расходов. Он не отвечает требованиям оперативного контроля и управления расходами в торговой сети с учетом целесообразности и производственной необходимости произведенных затрат. Поэтому наряду с синтетическим организуется аналитический учет издержек обращения в номенклатуре производственных расходов по отдельным статьям [10, c.24].(приложение А)
В организациях, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую деятельность, услуги по общественному питанию, затраты на торговую деятельность группируются по статьям типовой номенклатуры [16, c.77-78]:
- транспортные расходы;
- расходы на оплату труда;
-
отчисления на социальные
-
расходы на аренду и
- амортизация основных средств;
- расходы на ремонт основных средств;
-
расходы на санитарную и
-
расходы на топливо, газ,
-
расходы на хранение, подработку,
подсортировку и упаковку
- расходы на рекламу;
-
потери товаров и
- расходы на тару;
- прочие расходы.
Не относятся к издержкам обращения затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции.
Синтетический учет издержек обращения предприятий торговли осуществляется по счету 44, который с введением с 1 января 2004г. Нового Типового плана счетов переименован из «Издержки обращения» в «Расходы на реализацию». К счету 44 «Расходы на реализацию» открываются 2 субсчета:
1. Коммерческие расходы,
2. Издержки обращения [16, c.83].
По
дебету счета 44 "Расходы на реализацию"
учитываются суммы
Все остальные расходы, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг.
Аналитический учет ведется по счету 44 "Расходы на реализацию" по видам и статьям расходов.
Предприятия могут детализировать номенклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей, но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной и отчетной информации по утвержденным статьям расходов.
Отражение в учете операций по дебету счета 44 осуществляется непосредственно в журналах-ордерах по тем счетам, на которых учитываются расходуемые средства. Так, в журнале-ордере по учету денежных средств и ссуд по товарообороту отражаются суммы, израсходованные из кассы наличными деньгами, а также суммы, перечисленные с расчетного счета на оплату расходов. В журнал-ордер по учету расчетов с подотчетными лицами записываются суммы, израсходованные подотчетными лицами, и т. д. В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводится отдельная графа для каждой статьи расхода [5, c.123].
Для ведения аналитического учета издержек обращения используются карточки многографной формы, в которых для каждой отдельной статьи расхода отводится специальная графа. Итог отраженных в каждой графе сумм показывает абсолютный размер расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен обороту по дебету счета 44.
Записи
в карточки аналитического учета
издержек обращения ведут на основании
журналов-ордеров тех счетов, которые
корреспондируют с дебетом счета
44. Целесообразно для этого составлять
специальные листки-расшифровки. Их заполняют
при записи операций в журнале-ордере
по данным отдельных документов с указанием
краткого содержания операций и номера
статьи расхода. Карточки открывают на
год и ведут нарастающим итогом.
2.3
Пути совершенствования
учета издержек
обращения на торговых
предприятиях в условиях
применения ЭВМ
Учет обеспечивает определение фактической величины расходов для выявления отклонений, а также для сопоставления фактических расходов на управление с установленными лимитами.
В целом учет дает информацию о состоянии издержек обращения. Однако имеются пути для повышения уровня аналитичности учетных данных.
Учет издержек обращения и бухгалтерский учет в целом - это трудоемкий каждодневный рутинный труд. Эффективное применение возрастающего объема экономической информации, необходимость объединения бухгалтерского учета с другими видами учета и подсистемами управления, возможность применения данных бухгалтерского учета для многоцелевого использования, в том числе и для принятия управленческих решений при наименьших затратах возможно только при создании автоматизированных рабочих мест (АРМ) для бухгалтерского учета и учета издержек обращения в частности [3, c.45].