Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:14, реферат
Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся влияния финансового контроля на экономику.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, КАК
ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ
1.1 Экономические функции финансового контроля 5
1.2 Классификация финансового контроля 9
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК 14
2.2 Повышение эффективности финансового контроля 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ
В РГКП «Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция» без подтверждающих документов списано денежных средств на расходы предприятия в сумме 31,0 млн. тенге. Кроме того, полученные в 2003 году сверх сметы доходы в сумме 4,7 млн. тенге в бюджет не перечислены.
Контролем акционерного общества «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» по вопросу состояния кредиторской задолженности перед республиканским бюджетом по централизованным (директивным) кредитам установлено, что кредиты, возвращенные за счет погашения задолженности перед Фондом сельскими товаропроизводителями в сумме 284,9 млн. тенге в республиканский бюджет не направлялись, а использовались на собственные нужды Фонда.
Кроме того, в министерстве и его структурных подразделениях установлены факты, когда конкурсные заявки потенциальных поставщиков приводились в соответствие требованиям законодательства после их сдачи в конкурсную комиссию. В результате таких действий неправомерно определены победители конкурсов на сумму свыше 90,0 млн. тенге.
В ряде случаев конкурсными комиссиями допускался избирательный подход к определению победителя конкурса.
Например, по итогам конкурса по государственным закупкам работ по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения от 11 мая 2004 года признаны победившими конкурсные заявки ТОО «Тамас» на сумму 270,3 млн. тенге и ТОО «Жайыкводстрой» на сумму 91,4 млн. тенге. При этом одним из оснований для отклонения отдельных конкурсных заявок потенциальных поставщиков, участвовавших в конкурсе, послужило отсутствие в заявке на участие в конкурсе срока ее действия. При этом у победителей конкурса ТОО «Жайыкводстрой» и ТОО «Тамас», также отсутствовали сведения о сроках действия конкурсных заявок.
Аналогично, по итогам конкурса по государственным закупкам услуг по разработке конструкторской и технологической документации, изготовлению опытных образцов, проведению испытаний и получению сертификата сельскохозяйственных машин, комплектующих и узлов от 6 марта 2004 года, признана победившей конкурсная заявка ОАО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания» на сумму 117 млн. тенге. Одним из оснований для отклонения конкурсных заявок других 4-х поставщиков, участвовавших в конкурсе, явилось отсутствие в заявке обязательства о внесении обеспечения исполнения договора. Однако, в заявке ОАО «ЗКМК», также отсутствует обязательство о внесении обеспечения исполнения договора. Материалы комплексного контроля министерства переданы в правоохранительные органы.
В Министерстве образования и науки и его подведомственных учреждениях и предприятиях установлено нарушений на сумму 4 974,7 млн. тенге, в том числе нарушения законодательства о государственных закупках – 2 400,0 млн. тенге.
В аппарате министерства выявлены нарушения в оплате командировочных расходов на сумму 0,8 млн. тенге, а также нарушения сроков поставки электронных учебников на СD дисках и серверов для территориальных подразделений. В ходе контроля предъявлены для взыскания с поставщиков суммы штрафных санкций в общей сумме 8,8 млн. тенге.
Контролем установлено, что не все стипендиаты программы «Болашак» завершившие обучение в 2003 году, вернувшись в Республику Казахстан, трудоустроены, при этом в контрактах указано, что уполномоченный орган – министерство образования обязано трудоустроить всех молодых специалистов. Всего расходы на обучение указанных специалистов составили 33,7 млн. тенге. Кроме того, выявлены факты не возврата в доход республиканского бюджета средств отчисленными студентами и окончившими зарубежные учебные заведения и по разным причинам не вернувшихся в Республику для отработки, в общей сумме 57,3 млн. тенге.
По бюджетной программе «Фундаментальные и прикладные научные исследования» на государственную экспертизу не представлено 14 прикладных научных исследований, не рекомендованы к утверждению 14 отчетов. Фактическая оплата по ним составила 54,2 млн. тенге.
Так, грант Фонда науки выделенный ОАО «Технопарк научно-производственного объединения «Прогресс» города Степногорск, в рамках государственного заказа, в нарушение Закона Республики Казахстан от 3 июля 2002 года №333-11 «Об инновационной деятельности» размещен среди предприятий не являющихся субъектами инновационной деятельности. Проекты не имеют научной ценности и не соответствуют целям Программы, грантополучатель нарушил условия раздела 3 пункта 3.1 Соглашения от 15 мая 2003 года №ИР-5 на сумму 114,5 млн. тенге.
Кроме того, из выделенных бюджетных средств на выполнение работ по теме «Научно-техническое обеспечение создания промышленного производства пищевой витаминно-минеральной добавки», необоснованно списаны 1,2 млн. тенге, при этом работы по указанной тематике не исполнены.
В ОАО «Институт промышленной биотехнологии» в нарушение постановления Правительства РК №227 от 20 марта 2003 года «О реализации биотехнологического производства в г. Степногорске» произведено отвлечение бюджетных средств в сумме 91,2 млн. тенге.
В АО «Финансовый центр» нарушения в оплате труда составили 3,3 млн. тенге.
В ГУ «Казахская национальная академия музыки» установлены расходы сверх утвержденных нормативов в сумме 147,4 млн. тенге, переплаты по командировочным расходам - 1,0 млн. тенге и прочие нарушения в сумме 1,2 млн. тенге.
Кроме того, выявлены нарушения законодательства о государственных закупках в сумме 24,7 млн. тенге. В нарушение постановления Правительства РК от 20 июля 1999 г. № 1018 «О государственном образовательном кредитовании подготовки кадров в высших учебных заведениях РК» 8 заемщиками, прекратившими обучение в АО «Казахский гуманитарно-юридический университет», по неуважительным причинам не возвращен кредит на 1,3 млн. тенге.
РГП «Казахский государственный агротехнический университет им. С.Сейфулина» в нарушение Закона РК «О государственных закупках» приобретено оборудование на сумму 590,6 тыс. тенге, установлены расходы сверх утвержденных нормативов на 4,7 млн. тенге, нарушения в оплате командировочных расходов – 2,7 млн. тенге, необоснованное использование бюджетных средств – 2,2 млн. тенге и прочие нарушения на 167,1 млн. тенге.
В РГКП «Национальный центр по биотехнологии Республики Казахстан» приобретен специальный автомобиль для выезда в зоны радиационного поражения стоимостью 1,9 млн. тенге, который фактически обслуживает руководство центра. Кроме того, установлена переплата заработной платы работникам центра на сумму 0,3 млн. тенге, необоснованные возмещения командировочных расходов лицам, не являющимися работниками центра на общую сумму 0,6 млн. тенге. В 7 квартирах (г. Степногорск), числящихся на балансе предприятия, проживают лица, не работающие в центре. Арендная плата с них не взималась, расходы центра на содержание данных квартир составили в общей сумме 1,4 млн. тенге.
В нарушение п. 2 ст. 20 Закона РК «О государственных закупках» центром в августе 2003 года приобретена автомашина «Тойота-Камри» за 4,1 млн. тенге без проведения конкурсных процедур. Далее указанный автомобиль был передан Министерству. Здесь же установлены нарушения процедур государственных закупок на общую сумму 27,7 млн. тенге.
В РГКП «Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева» в нарушение постановления Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2000 г. №1018 с 86 отчисленных студентов не взыскан выданный кредит в сумме 13,8 млн. тенге.
В аппарате министерства решения конкурсных комиссий об определении победителей конкурсов и осуществлении у них государственных закупок на сумму 2 400,0 млн. тенге приняты с нарушением требований законодательства.
Установлен факт, когда конкурсная заявка потенциального поставщика приводилась в соответствие с требованиями законодательства уже после ее сдачи в конкурсную комиссию. В результате таких действий, неправомерно определен победитель конкурса на сумму 25 млн. тенге.
Так, при проведении 10 марта 2005 года конкурса по закупкам услуг по разработке инициативных и рисковых проектов через Фонд науки победителем определена Национальная академия наук Республики Казахстан на общую сумму 25 млн. тенге. Вместе с тем, в конкурсной заявке указанного потенциального поставщика обнаружен документ, нотариально засвидетельствованный после проведения указанного конкурса.
В ряде случаев конкурсными комиссиями допускался избирательный подход к определению победителя конкурса.
Так, по итогам конкурса по государственным закупкам работ по капитальному ремонту общежитий государственных высших учебных заведений г. Алматы от 15 апреля 2005 года, признана победившей конкурсная заявка ТОО «Енбек» на сумму 135 млн. тенге. При этом одним из оснований для отклонения конкурсных заявок других 6 поставщиков, участвовавших в конкурсе указано, отсутствие в заявке на участие в конкурсе обязательства о внесении обеспечения исполнения договора. Однако в заявке ТОО «Енбек» также отсутствует обязательство о внесении обеспечения исполнения договора.
Установлены факты нарушения законодательства о государственных закупках в части признания победителями конкурсов потенциальных поставщиков, у которых отсутствовали лицензии на выполнение определенных видов работ.
Так, при проведении в марте 2004 года конкурса по государственным закупкам работ по строительству общежития на 500 мест Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева на условиях «под ключ», конкурсной комиссией победителем конкурса определено ЗАО «СУС» на сумму 709,7 млн. тенге, которым не были представлены лицензии на установку лифтового оборудования и пожарной сигнализации, предусмотренных конкурсной документацией.
По итогам контроля исполнения республиканского, местных бюджетов и хозяйствующих субъектов из подлежащих возмещению в бюджет 9 301,5 млн. тенге возмещено – 3 292,5 млн. тенге.
Передано в правоохранительные органы 1 280 материалов контроля на сумму 18 902,8 млн. тенге.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» наложено административных взысканий на 434 должностных лица на сумму 3,9 млн. тенге, из них поступило в бюджет – 3,2 млн. тенге.
К дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 1 453 работника проверенных объектов контроля.
Кроме того, по итогам проверок соответствия законодательству о государственных закупках организаторам конкурсов внесено 547 актов реагирования, из них удовлетворено 383.
Предъявлено в суды 134 иска об отмене итогов конкурсов и признании недействительными сделок, заключенных по их итогам.
В правоохранительные органы направлены 233 материала проверок для принятия процессуального решения, по 21 материалу возбуждены уголовные дела.
За нарушения законодательства, допущенные при осуществлении государственных закупок, 526 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 10 освобождены от занимаемых должностей, 44 должностных лица привлечены к административной ответственности.
2.2 Повышение эффективности финансового контроля
Правила осуществления государственных закупок с использованием информационных систем разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2002 года «О государственных закупках» (далее – Закон).
Правила определяют специальный порядок осуществления процесса государственных закупок с использованием информационных систем (далее – электронные государственные закупки), а также особенности допуска в информационную систему электронных государственных закупок.
В Правилах используются следующие основные термины и понятия:
1) информационная система электронных государственных закупок (далее - Система) – информационная система, посредством которой осуществляется процесс электронных государственных закупок;
2) лот – однородные товары, работы или услуги, сгруппированные в зависимости от места поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
3) регистрация в Системе (далее – регистрация) – допуск заказчика, организатора электронных торгов на понижение или потенциального поставщика к участию в Системе;
4) ставка – цена, предлагаемая потенциальным поставщиком за единицу товара, за работы или услуги, сниженная по сравнению с начальной ценой за единицу товара, за работы или услуги на величину шага (нескольких шагов) понижения цены, и отличающаяся по величине от цен, предлагаемых другими потенциальными поставщиками по данному лоту (электронным торгам на понижение).
5) стандартизированный товар – товар массового производства, обладающий качественной однородностью, сопоставимостью качественных характеристик в течение продолжительных периодов времени и взаимозаменяемостью отдельных партий;
6) участие в Системе – это использование Системы в качестве заказчика, организатора электронных торгов на понижение или потенциального поставщика;
7) Центр – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Республики Казахстан осуществлять обеспечение функционирования Системы;
8) электронные торги на понижение (далее – электронные торги) - способ проведения электронных государственных закупок стандартизированных товаров;
9) Web-сайт – Web-сайт уполномоченного органа, содержащий информацию о проводимых в Республике Казахстан государственных закупках, доступный для всех пользователей Интернет.
4. Для осуществления электронных государственных закупок организатор электронных торгов образовывает конкурсную комиссию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.