Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:14, реферат
Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся влияния финансового контроля на экономику.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, КАК
ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ
1.1 Экономические функции финансового контроля 5
1.2 Классификация финансового контроля 9
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК 14
2.2 Повышение эффективности финансового контроля 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ
Текущий финансовый контроль называют иначе оперативным. Он осуществляется для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями и учреждениями обязательств перед бюджетом. Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений. В первую очередь проверяется документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия. Этот контроль осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий. В ходе его выясняется вопрос, была ли проведенная финансовая операция законной не было ли допущено нарушение финансовой дисциплины, насколько эффективно и рационально были использованы государственные денежные средства.
Задачей последующего финансового контроля является выявление фактов некачественного исполнения финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.
Так как государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, то финансовый контроль можно подразделить на: 1) контроль, осуществляемый органами представительной власти; 2) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; 3) судебный контроль.
Предметом контроля представительных органов выступает две группы вопросов: а) исполнение тех нормативных актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей компетенции; б) исполнение акта, который представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.
Представительные органы могут создавать специальные контрольные органы, которые при осуществлении проверок финансового характера играют роль субъекта финансового контроля.
Предметом контроля исполнительных органов также выступают две группы вопросов: а) исполнение финансового законодательства; б) рациональность и эффективность использования государственных денежных средств.
Характер судебного контроля во многом определяется тем, какую роль в стране играет суд при рассмотрении финансовых правонарушений и жалоб на действия финансовых органов.
Исходя из характера и правового статуса субъектов, финансовый контроль подразделяется на:
1) специализированный;
2) функциональный.
Специализированный контроль - это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства. Например, контроль, осуществляемый Министерством финансов, Министерством государственных доходов, Национальным Банком РК.
Функциональный контроль - это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности. Например, «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции» и в этом его общее назначение. Но среди его функций значится, что он «утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении». При реализации этой функции Парламент выступает в качестве финансово-контрольного органа государства. Т.к. в этом качестве он выступает лишь при реализации одной из многих своих функций, то данный вид контроля можно называть функциональным.
Финансовый контроль также делится на внутренний (внутри ведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.
Внутренний контроль - это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы. Например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.
Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства.
Финансовый контроль также классифицируется по сфере деятельности в зависимости от нее видами государственного финансового контроля являются:
1) контроль в сфере организации денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования;
2) валютный контроль;
3) бюджетный контроль;
4) налоговый контроль;
5) контроль в сфере государственной банковской деятельности;
6) контроль в сфере государственного страхования;
7) контроль в сфере государственных децентрализованных финансов (финансово-хозяйственный контроль).
Государственный контроль в сфере денежной системы призван обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система. Государство заинтересовано в том, чтобы денежная система бесперебойно обслуживала потребности общества, экономики и самого государства. В целях стабилизации собственной валюты государство устанавливает всякого рода запреты и ограничения на использование наличных расчетов, вводит правила хранения и инкассации наличных денежных знаков. Такого рода запреты и ограничения являются предметом государственного финансового контроля.
Следующий вид финансового контроля - валютный контроль, который является важным направлением валютного регулирования. Основы законодательного регулирования валютного контроля определены статьей 6 Закона Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года «О валютном регулировании». Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основным направлением валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Казахстан;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям нерезидентов в валюте Республики Казахстан;
Субъектами валютного контроля являются органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля являются государственные органы, которые вправе в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществлять функции валютного регулирования. Агентами данного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, на которых возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства при проведении ими операции в соответствии с полученными лицензиями.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
Из общей суммы охваченных контролем бюджетных средств, расходы 2005 года проверены в сумме 586,1 млрд. тенге, 2004 года – 738,5 млрд. тенге, произведенные ранее 2004 года - 167,7 млрд. тенге.
Из общего количества осуществленных проверок неплановые составляют 29,1 процента.
Комплексным контролем охвачено государственных учреждений в объеме 17,9 процента от их общего числа, хозяйствующих субъектов с государственной долей – 20,3 процента от их общего числа.
Из общей суммы выявленных нарушений на плановый контроль приходится 48,8 процента, на неплановый – 51,2 процента.
Контролем 120 местных бюджетов, в том числе шести областных, установлено нарушений законодательства, постановлений и решений маслихатов и акиматов в сумме 12 401,6 млн. тенге.
Кроме того, проведено 3 218 проверок соблюдения законодательства о государственных закупках, из них по результатам 1 751 проверки установлены нарушения законодательства на сумму 118 627,4 млн. тенге.
В общей сумме выявленных нарушений (без учета законодательства о государственных закупках) неэффективное использование бюджетных средств и активов государства составляет 6 943,9 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств и активов государства - 6 167,8 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 2841,5 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 2351,1 млн. тенге; недостачи денежных средств и материальных ценностей – 1457,1 млн. тенге и другие нарушения – 12 401,8 млн. тенге.
Отдельные материалы контроля переданы в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений, в зависимости от которых возможна корректировка отчетных данных.
Контролем исполнения республиканского бюджета выявлено финансовых нарушений в сумме 12 174,8 млн. тенге, в том числе: неэффективное использование бюджетных средств – 4 947,4 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств 1 832,7 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств – 681,9 млн. тенге; недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств – 503,2 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 406,8 млн. тенге и прочие нарушения – 3 802,8 млн. тенге.
В соответствии с Планом работы на 2005 год, осуществлен комплексный контроль Министерств: внутренних дел, обороны, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.
В Министерстве сельского хозяйства и его подведомственных учреждениях и предприятиях установлено нарушений на сумму 13 858,0 млн. тенге, в том числе нарушения законодательства о государственных закупках -7 965,0 млн. тенге.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2003 года №205 «О некоторых вопросах государственных закупок зерна урожая 2003 года», план закупа для обновления государственного продовольственного зерна на 2003 год установлен в объеме 368,3 тыс. тонн. Фактически закуплено 194,9 тыс. тонн или не исполнены обязательства (закуп зерна) в резерв государства на 173,4 тыс. тонн. В результате цель бюджетной программы – обновление государственного продовольственного резерва зерна не обеспечена на сумму 2 589,4 млн. тенге.
В Комитете водных ресурсов и его подведомственных подразделениях установлены нарушения в сумме 2 389,5 млн. тенге.
В 2004 году в целом по республике вододатели вместо планового объема услуг по подаче воды 10043,7 млн. м³ фактически подали воды в объеме 8500,7 млн. м³ или меньше на 1543,0 млн. м³. В нарушение, действовавшего в проверяемый период, Закона Республики Казахстан «О бюджетной системе» и паспорта бюджетной программы, издан приказ Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 апреля 2004 года №190, в котором размер выделяемых субсидий установлен в прямой зависимости от утвержденных тарифов от 40 до 90 процентов. Таким образом, Комитету по водным ресурсам за счет необоснованного применения завышенных тарифов и увеличения количества вододателей выделены средства из республиканского бюджета в общей сумме 547,9 млн. тенге на погашение задолженности 2004 и 2005 годов. Данное обстоятельство привело к тому, что Комитет при исполнении бюджета принял на себя обязательства, приведшие к необоснованному увеличению финансирования.
Проверкой программы 012 «Кредитование лизинга оборудования для предприятий по переработке сельхозпродукции» в Валют-Транзит Банке установлено, что в течение 6 месяцев с момента освоения не использованы кредитные ресурсы для предоставления в лизинг оборудования для конечных заемщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей в общей сумме 172,5 млн. тенге. До настоящего времени данный кредит в республиканский бюджет не возвращен, цель бюджетной программы не достигнута.
Аналогично, средства республиканского бюджета, перечисленные в ОАО «Банк Каспийский» для кредитования операций по лизингу оборудования предназначенного для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в сумме 167,0 млн. тенге были в обороте данного банка в течение 4 месяцев, при этом сельскохозяйственные товаропроизводители, данные средства в виде кредитов не получили. В последствии ОАО «Банк Каспийский» осуществил возврат 167,0 млн. тенге в доход республиканского бюджета с уплатой неустойки в сумме 3,4 млн. тенге.
В нарушение постановления Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1999 года №663 «Об упорядочении эксплуатации служебных легковых автомашин для транспортного обслуживания государственных органов Республики Казахстан» в Министерстве сельского хозяйства и его ведомствах установлено содержание сверхлимитного автотранспорта в количестве 24 единиц, в том числе в 2003 году – 14 единиц, в 2004 году – 5 единиц и в 1 квартале 2005 года – 5 единиц. В общем необоснованные расходы на содержание, указанного автотранспорта, составили 3,4 млн. тенге.
Кроме того, за период 2004 года и I квартал 2005 года дополнительно выявлено содержание 4 сверхлимитных легковых автомобилей за счет РГП «Жасыл-Аймак», которые обслуживали должностных лиц Комитета лесного и охотничьего хозяйства. Необоснованные расходы составили 6,8 млн. тенге.
В 2003 году по программе «Приобретение специального автотранспорта для территориальных органов Министерства сельского хозяйства РК» приобретено автомобилей ВАЗ 21213 в количестве 270 единиц, из них 11 автомашин на сумму 9,9 млн. тенге на момент проверки эксплуатировались центральным аппаратом. То есть территориальные подразделения министерства потребности в указанном автотранспорте не испытывали.
Проверками бюджетной программы «Субсидии племенного животноводства» также выявлены финансовые нарушения. Так, только по 11 хозяйствам Атырауской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областей излишне выплачены субсидии на сумму 3,3 млн. тенге, из них в ходе контроля перечислено в доход бюджета 0,5 млн. тенге.
Средства республиканского бюджета, выделенные на поддержку развития семеноводства также использовались с нарушением действующего законодательства. Так, РГКП «Восточно-Казахстанское опытное хозяйство» в 2004 году выделены субсидии на реализацию элитных семян отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям, путем прямого бартерного обмена на продукты питания без подтверждения факта реализации элитных семян на сумму 9,3 млн. тенге. Здесь же, в 2004 году допущены необоснованные расходы на погашение арендной платы за жилье директора РГКП в сумме 0,1 млн. тенге и расходы на приобретение легкового автомобиля на 2,4 млн. тенге, при этом, данные расходы утвержденной сметой не предусмотрены.