Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью данной работы является разработка путей совершенствования учета материалов на ОАО «Электротехмаш».
Объектом исследования данной работы являются материальные ресурсы.
Предмет изучения-особенности учета материальных ресурсов на предприятии.
Таким образом в целом экономическое положение ОАО «ЭТМ» ухудшилось, однако, в 2010 году были выявлены выше перечисленные тенденции, которые в дальнейшем могут привести к улучшению экономического положения предприятия.
Учет материалов на ОАО «Электротехмаш» ведется на счете 10 «Материалы» по следующим субсчетам:
12.«Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Синтетический учет ведется по фактической себестоимости с использование для учета транспортно-заготовительных расходов субсчета 10.ТЗР
В соответствии с учетной политикой ОАО «Электротехмаш» аналитический учет ведется оперативно-бухгалтерским способом, который предусматривается распределение ответственности и полномочий персонала склада и бухгалтерии в осуществлении учета и контроля за ведением учета. В бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения материалов по номенклатуре и не составляются оборотные ведомости по видам материалов, а ведется учет в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам), балансовым счетам, субсчетам и группам материальных ценностей. Показатели аналитического учета формируются по данным первичных учетных документов и реестров их приемки-сдачи и фиксируются в накопительных ведомостях, информация которых используется для составления групповых оборотных ведомостей и регистров синтетического учета.
Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу ОАО «ЭТМ» выписывается доверенность на их получение. Затем сопроводительные документы на поступившие покупателю грузы передаются в отдел материально-технического снабжения для приемки и оприходования материалов. На складе проверяется соответствие качества, ассортимента и количества материалов данным расчетных и сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
Если поставка соответствует условиям договора, материально ответственным лицом на складе выписывается приходный ордер либо в сопроводительных документах поставщика проставляется штамп, в оттиске которого содержатся обязательные реквизиты приходного ордера.
Например, ОАО «ЭТМ» приобрело у ООО «РИЦ» тупиковые упоры СК-2.02 зав. №№ 449-452 в количестве 4 штук по цене 12885,60 рублей. При этом была выписана товарная накладная № 009 от 06.09.2011, при поступлении материалов заведующий складом ОАО «ЭТМ» на основании выданной доверенности , расписался в получении материалов и оприходовал их, заполнив приходный ордер (приложение 2). При получении товарной накладной делаются следующие проводки:
Д10 К60 -51542,40руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед ООО «РИЦ» за приобретенные материальные ценности;
Д19 К60 -9277,63руб.- выделен НДС по приобретенным материалам.
При поступлении материалов, приобретенных подотчетными лицами за наличный расчет, основанием для оформления приходного ордера являются товарный чек, квитанция приходного кассового ордера, акт (справка) о покупке на рынке или у населения.
Например, ОАО «ЭТМ» 25 августа 2011г. приобрело у Семенова В.Н. шланги высокого давления для лущильной линии в количестве 20 штук по цене 25 рублей. При этом был составлен акт закупки товарно-материальных ценностей. В нем указаны состав комиссии, паспортные данные продавца, данные по приобретенным материалам. Акт подписан членами комиссии и зав. складом. При этом делается следующая проводка:
Д10 К76 -500 руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед Семеновым В.Н. за приобретенные материалы.
Если при приемке материалов от поставщиков на складе ОАО «ЭТМ» установлено расхождение с данными сопроводительных документов либо условиями договоров, а также в случае неотфактурованной поставки, специальной комиссией с участием представителя поставщика или независимой организации составляется акт о приемке материалов в двух экземплярах. При этом приходный ордер не выписывается, приемный акт является одновременно приходным документом и основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации, уточнения расчетов с поставщиком.
Например, при приемке груза от ООО «Ками-Станкоагрегат» на материальный склад было установлено отсутствие газовой горелки «Уголек» и паспорта к ней. При этом был составлен акт №3 от 10.09.11 приемки груза на материальный склад, в котором указаны состав комиссии, установленное расхождение с данными сопроводительных документов. Акт подписан членами комиссии и утвержден руководителем организации.
На основании акта в бухгалтерском учете производится запись:
Д76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2560 руб.
Материалы, поступившие на склад в порядке внутреннего перемещения из подразделений организации в случаях возврата ресурсов, сдачи отходов, брака материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств, оформляются требованием-накладной (приложение 4). Составляется она в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности, подписывается названными лицами и получателями. Один экземпляр документа предназначен для списания ценностей подразделением-поставщиком, второй -- для оприходования ценностей подразделением-получателем. Требование-накладная может использоваться для оформления отпуска материалов сверх установленных норм и лимита, по замене с разрешения руководителя или главного инженера. В этом случае, как правило, на бланке документа по диагонали наносится отличительная полоса. На основании требования-накладной в лимитной карте заменяемого материала корректируется лимит. Изменение лимита производится теми лицами, которым предоставлено такое право. В требовании-накладной указываются причины сверхлимитного отпуска материалов (например, исправление брака, покрытие перерасхода материалов), ставится штамп (надпись) «Сверх лимита». При получении материалов для производства продукции взамен забракованной и для исправления брака к требованию-накладной следует прилагать акты (извещения) о браке с указанием кода изделия, детали, заказа, по которым изготовлена забракованная продукция. Поступление материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения между подразделениями организации в бухгалтерском учете отражается внутренними оборотами по счету.
Например, 29 марта 2011 года работником ОТО Яровым Ю.Г. получены от Солнцева Г.В. петли в количестве 24 штук, хомуты - 2 штуки, мел строительный - 50 кг. При этом было составлено требование №17 от 29.03.11, в котором указаны получатель материальных ценностей, поставщик, наименование и количество материальных ценностей. Документ подписан указанными лицами. При этом делается следующая проводка:
Д
08 К10 - 1750 руб. - списаны материалы на себестоимость
строящегося основного средства.
3.2
Учет выбытия материалов
В соответствии с учетной политикой ОАО «ЭТМ» материалы списываются в производство по средней стоимости.
В ОАО «ЭТМ» материалы отпускаются со складов организации непосредственно в производственные цеха. Отпуск материалов со складов, в том числе и другим организациям, осуществляется материально-ответственными лицами.
Порядок отпуска материалов со складов и кладовых подразделений устанавливает руководитель подразделения по согласованию с главным бухгалтером организации. Из цеховых складов и кладовых материалы передаются в производство на участки, бригадам, на рабочие места в соответствии с установленными лимитами, нормами и объемами производственной программы. Отпуск сверх норм и лимитов либо замена производится в порядке, установленном организацией при наличии разрешения руководителя либо уполномоченных лиц.
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности. Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:
Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);
Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам);
Дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);
Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют акт продажи товарно-материальных ценностей, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов по предъявлении получателем заполненной в установленном порядке доверенности на получение ценностей, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.
Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.
Например, Смирнов И.Ю. 9 августа 2011г. приобрел вентиляторы в количестве 5 штук у ОАО «ЭТМ». При этом был составлен акт продажи товарно-материальных ценностей от 9.08.11, в котором указаны состав комиссии, данные по проданным материалам. Он подписан членами комиссии и зав. складом и утвержден директором ОАО «ЭТМ». Делается следующая проводка:
Д91 К10 - 2750 руб. - списаны проданные материалы;
Д76 К91 - 2750 руб. - отражена задолженность Смирнова И.Ю. перед ОАО «ЭТМ»;
Д91 К68 - 419,50 руб. - отражена задолженность перед бюджетом за проданные материалы.
Необходимо отметить, что если при продаже или мене материалов не исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы списываются с кредита счета 10 не в дебет счета 91, а в дебет счета 45 «Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица. Материалы, пришедшие в негодность по истечении сроков хранения, морально устаревшие, при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий, списываются с учета. Комиссия производит осмотр материалов, устанавливает причину их непригодности к использованию и виновных в этом лиц, выявляет возможность применения материалов на другие цели или их продажи, совместно с экономическими службами производит оценку отходов и материалов при понижении их физических свойств, осуществляет контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материальных ценностей.
Например, 12 сентября 2011 года в ремонтном цехе были списаны подшипники и ворота передние из-за поломки. При этом был составлен акт на списание сырья и материалов по ОАО «ЭТМ», в котором указано структурное подразделение, дата составления акта, наименование материала, количество и причину списания. Акт подписан членами комиссии и
утвержден директором 15 сентября 2011г.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов
Информация о работе Учет и инвентаризация материалов (на примере ОАО "Электротехмаш")