Учет и инвентаризация материалов (на примере ОАО "Электротехмаш")

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка путей совершенствования учета материалов на ОАО «Электротехмаш».
Объектом исследования данной работы являются материальные ресурсы.
Предмет изучения-особенности учета материальных ресурсов на предприятии.

Работа содержит 1 файл

2-вариант курсовая Красновой К.К. БУ3.doc

— 962.52 Кб (Скачать)

     Таким образом в целом экономическое положение ОАО «ЭТМ» ухудшилось, однако, в 2010 году были выявлены выше перечисленные тенденции, которые в дальнейшем могут привести к улучшению экономического положения предприятия.

3 УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА ОАО «ЭЛЕКТРОТЕХМАШ»

 

     Учет материалов на ОАО «Электротехмаш» ведется на счете 10 «Материалы» по следующим субсчетам:

  1. «Сырье и материалы»;
  2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
  3. «Топливо»;
  4. «Тара и тарные материалы»;
  5. «Запасные части»;
  6. «Прочие материалы».
  7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
  8. «Строительные материалы»;
  9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
  10. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

     12.«Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

     Синтетический учет ведется по фактической себестоимости с использование для учета транспортно-заготовительных расходов субсчета 10.ТЗР

     В соответствии с учетной политикой ОАО «Электротехмаш» аналитический учет ведется оперативно-бухгалтерским способом, который предусматривается распределение ответственности и полномочий персонала склада и бухгалтерии в осуществлении учета и контроля за ведением учета. В бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения материалов по номенклатуре и не составляются оборотные ведомости по видам материалов, а ведется учет в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам), балансовым счетам, субсчетам и группам материальных ценностей. Показатели аналитического учета формируются по данным первичных учетных документов и реестров их приемки-сдачи и фиксируются в накопительных ведомостях, информация которых используется для составления групповых оборотных ведомостей и регистров синтетического учета.

     3.1 Учет поступления материалов

 

     Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу ОАО «ЭТМ» выписывается доверенность на их получение. Затем сопроводительные документы на поступившие покупателю грузы передаются в отдел материально-технического снабжения для приемки и оприходования материалов. На складе проверяется соответствие качества, ассортимента и количества материалов данным расчетных и сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

     При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.

     Если поставка соответствует условиям договора, материально ответственным лицом на складе выписывается приходный ордер либо в сопроводительных документах поставщика проставляется штамп, в оттиске которого содержатся обязательные реквизиты приходного ордера.

     Например, ОАО «ЭТМ» приобрело у ООО «РИЦ» тупиковые упоры СК-2.02 зав. №№ 449-452 в количестве 4 штук по цене 12885,60 рублей. При этом была выписана товарная накладная № 009 от 06.09.2011, при поступлении материалов заведующий складом ОАО «ЭТМ» на основании выданной доверенности , расписался в получении материалов и оприходовал их, заполнив приходный ордер (приложение 2). При получении товарной накладной делаются следующие проводки:

     Д10 К60 -51542,40руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед ООО «РИЦ» за приобретенные материальные ценности;

     Д19 К60 -9277,63руб.- выделен НДС по приобретенным материалам.

     При поступлении материалов, приобретенных подотчетными лицами за наличный расчет, основанием для оформления приходного ордера являются товарный чек, квитанция приходного кассового ордера, акт (справка) о покупке на рынке или у населения.

     Например, ОАО «ЭТМ» 25 августа 2011г. приобрело у Семенова В.Н. шланги высокого давления для лущильной линии в количестве 20 штук по цене 25 рублей. При этом был составлен акт закупки товарно-материальных ценностей. В нем указаны состав комиссии, паспортные данные продавца, данные по приобретенным материалам. Акт подписан членами комиссии и зав. складом. При этом делается следующая проводка:

     Д10 К76 -500 руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед Семеновым В.Н. за приобретенные материалы.

      Если при приемке материалов от поставщиков на складе ОАО «ЭТМ» установлено расхождение с данными сопроводительных документов либо условиями договоров, а также в случае неотфактурованной поставки, специальной комиссией с участием представителя поставщика или независимой организации составляется акт о приемке материалов в двух экземплярах. При этом приходный ордер не выписывается, приемный акт является одновременно приходным документом и основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации, уточнения расчетов с поставщиком.

     Например, при приемке груза от ООО «Ками-Станкоагрегат» на материальный склад было установлено отсутствие газовой горелки «Уголек» и паспорта к ней. При этом был составлен акт №3 от 10.09.11 приемки груза на материальный склад, в котором указаны состав комиссии, установленное расхождение с данными сопроводительных документов. Акт подписан членами комиссии и утвержден руководителем организации.

     На основании акта в бухгалтерском учете производится запись:

     Д76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2560 руб.

     Материалы, поступившие на склад в порядке внутреннего перемещения из подразделений организации в случаях возврата ресурсов, сдачи отходов, брака материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств, оформляются требованием-накладной (приложение 4). Составляется она в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности, подписывается названными лицами и получателями. Один экземпляр документа предназначен для списания ценностей подразделением-поставщиком, второй -- для оприходования ценностей подразделением-получателем. Требование-накладная может использоваться для оформления отпуска материалов сверх установленных норм и лимита, по замене с разрешения руководителя или главного инженера. В этом случае, как правило, на бланке документа по диагонали наносится отличительная полоса. На основании требования-накладной в лимитной карте заменяемого материала корректируется лимит. Изменение лимита производится теми лицами, которым предоставлено такое право. В требовании-накладной указываются причины сверхлимитного отпуска материалов (например, исправление брака, покрытие перерасхода материалов), ставится штамп (надпись) «Сверх лимита». При получении материалов для производства продукции взамен забракованной и для исправления брака к требованию-накладной следует прилагать акты (извещения) о браке с указанием кода изделия, детали, заказа, по которым изготовлена забракованная продукция. Поступление материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения между подразделениями организации в бухгалтерском учете отражается внутренними оборотами по счету.

     Например, 29 марта 2011 года работником ОТО Яровым Ю.Г. получены от Солнцева Г.В. петли в количестве 24 штук, хомуты - 2 штуки, мел строительный - 50 кг. При этом было составлено требование №17 от 29.03.11, в котором указаны получатель материальных ценностей, поставщик, наименование и количество материальных ценностей. Документ подписан указанными лицами. При этом делается следующая проводка:

     Д 08 К10 - 1750 руб. - списаны материалы на себестоимость строящегося основного средства. 

3.2 Учет выбытия материалов 

     В соответствии с учетной политикой ОАО «ЭТМ» материалы списываются в производство по средней стоимости.

     В ОАО «ЭТМ» материалы отпускаются со складов организации непосредственно в производственные цеха. Отпуск материалов со складов, в том числе и другим организациям, осуществляется материально-ответственными лицами.

     Порядок отпуска материалов со складов и кладовых подразделений устанавливает руководитель подразделения по согласованию с главным бухгалтером организации. Из цеховых складов и кладовых материалы передаются в производство на участки, бригадам, на рабочие места в соответствии с установленными лимитами, нормами и объемами производственной программы. Отпуск сверх норм и лимитов либо замена производится в порядке, установленном организацией при наличии разрешения руководителя либо уполномоченных лиц.

     Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности. Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

     Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);

     Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам);

     Дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);

     Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.

     Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют акт продажи товарно-материальных ценностей, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов по предъявлении получателем заполненной в установленном порядке доверенности на получение ценностей, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

     Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

     Например, Смирнов И.Ю. 9 августа 2011г. приобрел вентиляторы в количестве 5 штук у ОАО «ЭТМ». При этом был составлен акт продажи товарно-материальных ценностей от 9.08.11, в котором указаны состав комиссии, данные по проданным материалам. Он подписан членами комиссии и зав. складом и утвержден директором ОАО «ЭТМ». Делается следующая проводка:

     Д91 К10 - 2750 руб. - списаны проданные материалы;

     Д76 К91 - 2750 руб. - отражена задолженность Смирнова И.Ю. перед ОАО «ЭТМ»;

     Д91 К68 - 419,50 руб. - отражена задолженность перед бюджетом за проданные материалы.

     Необходимо отметить, что если при продаже или мене материалов не исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы списываются с кредита счета 10 не в дебет счета 91, а в дебет счета 45 «Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица. Материалы, пришедшие в негодность по истечении сроков хранения, морально устаревшие, при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий, списываются с учета. Комиссия производит осмотр материалов, устанавливает причину их непригодности к использованию и виновных в этом лиц, выявляет возможность применения материалов на другие цели или их продажи, совместно с экономическими службами производит оценку отходов и материалов при понижении их физических свойств, осуществляет контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материальных ценностей.

     Например, 12 сентября 2011 года в ремонтном цехе были списаны подшипники и ворота передние из-за поломки. При этом был составлен акт на списание сырья и материалов по ОАО «ЭТМ», в котором указано структурное подразделение, дата составления акта, наименование материала, количество и причину списания. Акт подписан членами комиссии и

утвержден директором 15 сентября 2011г.

     В установленные дни документы по приходу и расходу материалов

Информация о работе Учет и инвентаризация материалов (на примере ОАО "Электротехмаш")