Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными производителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов. Более полное и рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность и основы организации учета основных средств……………………………………………………………………….…...5
2. Организационно-экономическая характеристика хозяйства…………………………………………………………………………..9
2.1. Показатели экономической деятельности предприятия………………….10
2.2. Анализ движения состояния и эффективности использования основных средств……………………………………………………………………………12
2.2.1.Состав и структура затрат на производство……………………………..12
2.2.2.Состав и структура основных средств……………………………………13
2.2.3.Движение основных средств……………………………………………...15
2.2.4.Эффективность использования основных средств……………………...16
2.2.5.Показатели состояния, движения и годности основных средств……………………………………………………………………………19
3. Организация учета основных средств в СПК Приуральский……………...22
3.1. Документальное оформление, наличие и движение основных средств…………………………………………………………………………....22
3.2. Синтетический и аналитический учет наличия денежных средств……………………………………………………………………………25
3.3 Оценка и ремонт основных средств………………………………………..28
3.4. Амортизации основных средств…………………………………………...32
3.5. Отражение в учете результатов инвентаризации…………………………34
3.6. Раскрытие информации об основных средствах бух. отчетности…….…36
3.7. Автоматизации учета основных средств…………………………………..37
Выводы и предложения…………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………………..…40
Приложения………………………………………………………………...……42
3.2. Синтетический и аналитический учет наличия движения основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, ведется на счете 01 "Основные средства" по первоначальной восстановительной стоимости. Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, принадлежащих предприятию и находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в аренду. Счет активный, сальдовый, инвентарный. Оборот по дебету показывает поступление, оборот по кредиту показывает выбытие основных средств по разным причинам. К синтетическому счету 01 "Основные средства" могут быть открыты два субсчета: 1) 01-1 - собственные основные средства; 2) 01-2 - арендованные основные средства. Синтетический и аналитический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета. Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере N 13 по кредиту счета 01 на основании актов на списание (форма N ОС-4) и актов приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1). Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.). Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Таблица №7 – Основные корреспонденции по учету основных средств в «ПСК Приуральский».
Операция | Первичные документы | Корреспонденция | |
дебет | кредит | ||
Приобретен объект, учитываемый в составе основных средств (ОС): -покупная стоимость (без НДС) -НДС по приобретенным ОС -затраты связанные с приобретением ОС (без НДС) -НДС по затратам: -объект введен в эксплуатацию -списывается НДС (после оплаты и оприходования объекта) |
накладна договор счет-фактура, договор, счет акт счет-фактура
акт ОС-1 расчет
|
08/4 19/1 08/4 19/1
01 68/НДС |
60 60 60 60
08/4 19/1 |
Получены ОС безвозмездно: -поступили ОС (отражается рыночная стоимость) -введены в эксплуатацию -списывается стоимость по мере начисления износа |
акт приемки-передачи
акт ОС-1 расчет |
08/4
01 98 |
98
08/4 91/1 |
Начислена амортизация ОС | Карточка учета ОС-6 | 20,25,26,44 | 02 |
Реализованы ОС: -сумма, причитающаяся с покупателя (включая НДС) -начислен НДС -первоначальная стоимость -списывается остаточная стоимость |
Договор, Накладная, Счет-фактура, Карточка учета ОС-6 Акт ОС-3 |
62
68/НДС 01/Выб. 91/2 |
91/1
68/НДС 01 01/Выб. |
Выявлена недостача или порча ОС: -первоначальная стоимость -списывается амортизация -остаточная стоимость относится на потери |
Карточка учета ОС-06 Карточка учета ОС-06 |
01/Выб. 02 94 |
01 01/Выб. 01/Выб. |
3.3.Оценка и ремонт основных средств.
В силу того что основные средства функционируют длительный период и по частям переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, сохраняя при этом свою вещественную форму, они имеют несколько видов денежной оценки:
первоначальную стоимость;
восстановительную стоимость;
остаточную стоимость.
Основные средства принимаются фирмой к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат фирмы на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины и иные платежи;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных предпринимательской фирмой по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе, стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Изменение первоначальной стоимости допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Предпринимательская фирма имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала фирмы. Стоимость основных средств постепенно погашается в течение срока их полезной эксплуатации путем ежемесячных амортизационных отчислений. Таким образом, остаточная стоимость — это та часть основных средств, которая не перенесена на готовую продукцию, изготовленную с их участием, т.е. это разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации. Величина остаточной стоимости уменьшается по мере увеличения периода эксплуатации объекта и соответствует нулевому значению на момент равенства срока эксплуатации и нормативного срока службы объекта основных средств, в данный момент вся стоимость объекта будет перенесена на готовую продукцию. В случае же его списания ранее нормативного срока, т.е. до полного перенесения стоимости объекта основных средств на себестоимость производимой продукции, остаточная стоимость возмещается за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы. В процессе эксплуатации основных средств, не зависимо от их назначения в процессе производства, постоянно изнашиваются. Для поддержания в рабочем состоянии они требуют ремонта. По характеру и объему ремонтных работ различают следующие виды ремонтов:
Текущий ремонт – рассматривается с двух позиций: периодичности проведения, характера работ. По периодичности текущий ремонт производится в пределах 1 года. Характер работ предусматривает текущую профилактику объекта, связанную со сменой отдельных узлов.
Средний ремонт по сложности и периодичности проведения (более 1 года) приближается к капитальному и связан с необходимостью восстановления или замены отдельных деталей путем частичной разборки объекта.
Капитальный ремонт является продолжительным по времени (более 1 года), связан с полной разборкой ремонтируемого объекта. Такой ремонт чаще производится специализированными подрядными организациями. Все три вида ремонта имеют систему планово – предупредительного ремонта. Отнесение ремонтных работ к соответствующему виду подтверждается необходимыми документами: сметной документацией; договором на проведение ремонта; внутренними распорядительными документами; приказом руководителя. Наличие их подтверждает обоснованность включения расходов на ремонт в состав производственных издержек. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, то есть силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряды-заказы. Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли. Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту объектов основных фондов, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных, расчётных счетов (счета 10 «Материалы», 70 «Расчёт с персоналом по оплате труда»). На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.). Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учёта ремонтного фонда целесообразно открывать субсчёт «Ремонтный фонд» по пассивному счёту 96 «Резервы предстоящий расходов». Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта. Отчисления в ремонтный фонд оформляются следующей бухгалтерской записью: Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы»(и других счетов производственных затрат), Кредит счёта 96 «Резервы предстоящих расходов».
При образовании ремонтного фонда операции по учёту ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счёте 23 «Вспомогательные производства». По дебету этого счёта учитывают фактические затраты по проведённому капитальному и текущему ремонтам, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списывают за счёт ремонтного фонда. Приёмка отремонтированного объекта из капитального ремонта в СПК «Приуральский» оформляется актом приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. (ф.№ОС-3). По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведённых работах. Кроме того, акт о приёмке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта. Списания фактической себестоимости ремонта, осуществлённого хозяйственным способом с использованием счёта 23, оформляют следующей записью:
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Кредит счёта 23 «Вспомогательные производства».
На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приёмка законченного капитального ремонта оформляется актом приёмки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчёта сметной стоимости их фактического объёма. На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют заказчику счета, акцепт которых оформляется следующей записью: Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчёт «Ремонтный фонд», Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». По окончанию отчётного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведённых затрат. В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведённые затраты на ремонт, по окончанию года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда не величину недостатка составляют либо дополнительную проводку по начислениям в ремонтный фонд, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.
3.4.Амортизация основных средств.
Под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации основные средства постепенно утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, подвергаясь физическому и моральному износу. В результате уменьшается реальная балансовая стоимость основных фондов, которая возмещается, в соответствии с ПБУ 6/01, путём начисления амортизации в течении срока полезного использования объектов. Амортизация – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. В издержки производства и обращения включаются суммы на частичное погашение стоимости объекта основных средств – амортизационные отчисления, величина которых зависит от его балансовой стоимости и нормы амортизации.
В течение срока полезного использования объекта начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трёх месяцев. Сумма амортизационных отчислений основных фондов должна быть достаточной для строительства или приобретения новых объектов после выбытия действующих, но не выше первоначальной стоимости объектов с учётом их переоценки. Важно также подчеркнуть, что амортизационные отчисления по объекту начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с бухгалтерского учёта. В настоящее время начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
линейный способ – амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
способ уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной в зависимости от срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения.
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся
способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчётном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объёма продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта. Например: приобретен комбайн стоимостью 300000 руб. Срок полезного использования – 5 лет. Принимаем первоначальную стоимость объекта при постановке на учет за 100%. Годовая норма амортизации составит: 100% : 5 лет=20%.
Годовая сумма амортизации: 300000руб.* 20:100=60000руб.
Сумма амортизации за месяц: 60000:12=5000руб.
В настоящее время на предприятии СПК «Приуральский» начисление амортизация начисляется линейным способом, так как это более удобный способ.
3.5.Отражение в учете инвентаризации.
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения и эксплуатации. Порядок (количество инвентаризации в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. По действующим положениям она должна проводиться при передаче имущества (в аренду, при продаже), при преобразовании организации, в случае стихийных бедствий. В ходе инвентаризации основных средств проверяется достоверность учётных данных и соответствие их фактическому наличию, определяются комплектность, техническое состояние, степень использования основных фондов по назначению и производится их оценка.
Члены комиссии в присутствии должностных и материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Если в ходе инвентаризации выявлены не отражённые в учёте капитальные работы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учёте. Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (транспортные средства, отбывшие в дальние рейсы, оборудование на капитальном ремонте и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия. На основные фонды, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности. Инвентаризационные описи представляются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнения в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие регистры по учёту основных средств. В итоге составляют общую по организации сличительную ведомость результатов инвентаризации, где указывают наименование объектов по местам нахождения или эксплуатации, перечень выявленных неучтённых или недостающих объектов, их стоимость.
Информация о работе Учет и анализ состояния основных средств на примере хозяйства «ПСК Приуральский»