Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:19, реферат
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность предприятий торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям за наличный расчет – для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд.
ЗНАЧЕНИЕ,
ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА
РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА.
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность предприятий торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям за наличный расчет – для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд.
В условиях формирования и развития рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический объем его за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
Исходя из вышеизложенного, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:
В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес – планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений.
Основными
формами статистической отчетности,
используемыми при анализе
В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров и ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).
«Отчет
по розничной торговле»
В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров указывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе. Выручка от реализации товаров по продажной стоимости справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация» данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.
Особо следует выделить нормативно – правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативные, справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.п. Широко используются при проведении анализа электронные источники информации (электронные базы данных, справочники на электронных носителях, Интернет).
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА И ДИНАМИКИ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА.
Розничный
товарооборот торгового предприятия
является составной частью товарооборота
города (области, района) и в определенной
мере покрывает покупательные фонды населения.
В связи с этим выполнения плана и динамику
товарооборота предприятия следует изучать
во взаимосвязи с анализом развития розничного
товарооборота города (области, района)
и покупательной способности населения.
Такой анализ помогает выявить положительные
и отрицательные стороны в торговой деятельности
предприятия и разработать меры по росту
товарооборота, улучшению ассортимента
реализуемых товаров, повышению качества
обслуживания покупателей. Одновременно
исследуют закономерности развития розничного
товарооборота на душу населения. Сравнение
фактических объемов среднедушевой реализации
с физиологическими нормами потребления
на душу населения по продовольственным
товарам и рациональными нормами – по
непродовольственным позволяет изучить
и оценить степень удовлетворения потребностей
населения в материальных благах.
Развитие
товарооборота розничного торгового
предприятия характеризуется
Информация об участии ООО "Сибирская Компания" в розничном товарооброте | |||||||
Показатель | Фактичекий за прошлый год | Отчетный год | Отклонение | В % к прошлому году | |||
План (прогноз) | Фактичеки | % выполнения плана | от плана | от прошлого года | |||
Численность населения города, тыс. чел. | 548 | 551 | 554 | 100,5 | 3 | 6 | 101,1 |
Розничный товарооборот города, млн. руб | |||||||
В действующих ценах | 448 086 | 496 913 | 504 864 | 101,6 | 7 951 | 56 778 | 112,7 |
в сопоставимых ценах | 448 086 | 0 | 455 002 | 6 916 | 101,5 | ||
В том числе розничная реализация непродовольственных товаров | |||||||
в действующих ценах | 179 235 | 197517 | 201 467 | 102 | 3 950 | 22 232 | 112,4 |
в сопоставимых ценах | 179 235 | 181 665 | 2 430 | 101,4 | |||
Розничный товарооборот торгового предприятия, млн. руб. | |||||||
в действующих ценах | 36 295 | 40250 | 41 377 | 102,8 | 1 127 | 5 082 | 114,0 |
в сопоставимых ценах | 36 295 | 37 310 | 1 015 | 102,8 | |||
Удельный вес торгового предприятия % | |||||||
в розничном товарообороте города | 8,1 | 8,1 | 8,2 | 101,2 | 0,1 | 0,1 | 101,2 |
в продаже непродовольственных товаров | 20,2 | 20,4 | 20,5 | 100,5 | 0,1 | 0,3 | 100,5 |
Розничный товарооборот на душу населения, млн. руб. | |||||||
в действующих (продажных) ценах | 818,0 | 902 | 911,0 | 101,0 | 9,0 | 93,0 | 111,4 |
в сопоставимых ценах | 818,0 | 821,0 | 3,0 | 100,4 | |||
В том числе продажа непродовольственных товаров: | |||||||
в действующих ценах | 327,0 | 358 | 364,0 | 101,7 | 6,0 | 37,0 | 111,3 |
в сопоставимых ценах | 327,0 | 328,0 | 1,0 | 100,4 |
План розничного товарооборота ООО «Сибирская Компания» (анализируемым предприятием) перевыполнен на 1127 млн. руб. или 2,8 %. По сравнению с прошлым годом его объем возрос на 5082 млн. руб., что составляет 14,0% . На развитие товарооборота большое влияние оказало повышение розничных цен на товары. Средний индекс розничных цен на товары в отчетном году по отношению к прошлому составил 1,109 раза. Математически и экономически правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарооборот отчетного года в цены прошлого года, разделив его на индекс цен. Это позволяет точнее измерить влияние ценового фактора на объем розничного товарооборота и изучить темпы изменения физического объема товарооборота (в сопоставимых ценах). Следует подчеркнуть, что стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год должны изучаться в ценах базисного (прошлого) года.
Фактический розничный товарооборот фирмы «Сибирская Компания» за отчетный год в сопоставимых ценах составил 37,310 млн. руб. (41 377 / 1,109). Следовательно, за счет ценового фактора (повышения розничных цен на товары) товарооборот торгового предприятия увеличился на 4067 млн. руб. (41 377 – 37 310), что составляет 11,2 % к фактическому товарообороту прошлого года (4067 / 36 295 * 100). Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 102,8 % (37 310: 36 295 * 100). Физический объем товарооборота (в сопоставимых ценах) в динамике (по сравнению с прошлым годом) возрос на 1015 млн. руб. ( 37 310 – 36 295).
Розничная реализация товаров в ООО «Сибирская Компания» растет несколько быстрее, чем у других торговых предприятий города, что с положительной стороны характеризует его торговую деятельность. Значительно возрос товарооборот на душу населения в сопоставимых ценах.
Анализ динамики товарооборота проводят не только в сравнении с данными прошлого года, но и с фактическими показателями за ряд лет ( в действующей и сопоставимых оценках). В странах с развитой рыночной экономикой анализ динамики показателей хозяйственной деятельности предприятий обычно проводят по данным за 5 – 10 и более лет, в странах СНГ - за 3 – 5 лет.
При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле геометрической:
Т рост =
Если
в изучаемом периоде произошли
организационно – структурные изменения
в сети торговой организации (предприятия),
то необходимо внести соответствующую
корректировку в объем
При анализе динамики товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий важно правильно определить базисный год. Он, в частности, может быть начальным для развития определенных тенденций, оказывающих значительное влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организационно – структурные изменения в составе предприятия.
Анализ
выполнения плана и динамики розничного
товарооборота проводят не только за год,
но и по кварталам, месяцам и за более короткие
промежутки времени. Это помогает установить,
как ритмично развивается розничная реализация,
равномерно удовлетворяется спрос на
товары. Изучим ритмичность и равномерность
развития товарооборота фирмы «Сибирская
Компания» (см. табл. 2)
Ритмичность развития розничного товарооборота ООО "Сибирская Компания" в действующих ценах, млн. руб. | |||||||
Месяц и квартал | Фактичеки за прошлый год | Отчетный год | Отклонение | В % к прошлому году | |||
План | Факт | % выполнения плана | От плана | От прошлого года | |||
Январь | 2 617 | 2966 | 3131 | 105,6 | 165 | 514 | 119,6 |
Февраль | 2620 | 2847 | 2804 | 98,5 | -43 | 184 | 107 |
Март | 2820 | 3182 | 3322 | 104,4 | 140 | 502 | 117,8 |
Итого за 1 квартал | 8057 | 8995 | 9257 | 102,9 | 262 | 1200 | 114,9 |
Апрель | 2791 | 3090 | 2957 | 95,7 | -133 | 166 | 105,9 |
Май | 2814 | 3118 | 3183 | 102,1 | 65 | 369 | 113,1 |
Июнь | 2888 | 3210 | 2996 | 93,3 | -214 | 108 | 103,7 |
Итого за 2 квартал | 8493 | 9418 | 9136 | 97 | -282 | 643 | 107,6 |
Итого за 1 полугодие | 16550 | 18413 | 18393 | 99,9 | -20 | 1843 | 111,1 |
Июль | 2901 | 3106 | 3149 | 101,4 | 43 | 248 | 108,5 |
Август | 2916 | 3402 | 3561 | 101,7 | 159 | 645 | 122,1 |
Сентябрь | 3075 | 3353 | 3496 | 104,3 | 143 | 421 | 113,7 |
Итого за 3 квартал | 8892 | 9861 | 10206 | 103,5 | 345 | 1314 | 114,8 |
Итого за 9 месяцев | 25442 | 28274 | 28599 | 101,1 | 325 | 3157 | 112,4 |
Октябрь | 3604 | 3989 | 4184 | 104,9 | 195 | 580 | 116,1 |
Ноябрь | 3429 | 3736 | 4050 | 108,4 | 314 | 621 | 118,1 |
Декабрь | 3820 | 4251 | 4544 | 106,9 | 293 | 724 | 119 |
Итого за 4 квартал | 10853 | 11976 | 12778 | 106,7 | 802 | 1925 | 117,7 |
Итого за 32 полугодие | 19745 | 21837 | 22984 | 105,3 | 1147 | 3239 | 116,4 |
Всего за год | 36295 | 40250 | 41377 | 102,8 | 1127 | 5082 | 114 |
Информация о работе Учет и анализ реадизации товаров в розничной торговле