Учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовые основы организации предпринимательской деятельности бюджетных учреждений;
изучить теоретические основы учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений;
рассмотреть учет расходов и доходов от предпринимательской деятельности.

Содержание

Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ …………………………………………………………………6
Глава 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ…………………………………………………………13
2.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ………………………14
2.2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНРИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ …………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.70 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ …………………………………………………………………6

    Глава 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ…………………………………………………………13

2.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ  УЧЕТ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ  ………………………14

2.2. БУХГАЛТЕРСКИЙ  УЧЕТ РАСХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНРИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ  …………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы данной курсовой работы состоит  в том, что бюджетные организации  постоянно ощущают острую нехватку денежных средств как на выплату  заработной платы своему персоналу, так и на свое содержание. В результате этого происходит трансформирование  бюджетных организаций с одной  единственной целью – вписаться в действующую систему рыночных отношений. Вместо выполнения своих основных функций и предназначения, бюджетные организации вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, так как средства, полученные ими от предпринимательской деятельности, крайне необходимы для подкрепления их бюджетного финансирования. Перед руководителями и главными бухгалтерами бюджетных организаций стоит непростая задача - совместить бюджетную и предпринимательскую деятельность, правильно отразить все операции и результаты финансово-экономической и хозяйственной деятельности как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Целью данной курсовой работы является изучение учета  доходов и расходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть правовые основы организации предпринимательской деятельности бюджетных учреждений;
  • изучить теоретические основы учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений;
  • рассмотреть учет расходов и доходов от предпринимательской деятельности.

Предметом исследования явились теоретические, методологические и организационно-методические проблемы учета и анализа расходов по предпринимательской деятельности.

Объектом  данной курсовой работы является рассмотрение бюджетного учета в сфере предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные акты и положения, регламентирующие деятельность бюджетных учреждений. В процессе исследования использованы методические и инструктивные материалы Правительства  РФ, Министерства финансов РФ. Кроме  того, работа базируется на изучении и  анализе трудов отечественных и  зарубежных авторов, посвященных вопросам теории учета и анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

     Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Понятие "учреждение" содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником  для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций  некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в  статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана  органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера. Эта  деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов и должны отражаться в доходах соответствующего бюджета, как неналоговые доходы от использования имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности или как доходы от оказания платных услуг.

Платные услуги должны оказываться за рамками  соответствующих целевых программ и не производиться взамен деятельности финансируемой из бюджета. Осуществление  платных услуг производится за счет внебюджетных средств, в соответствии с положением Устава учреждения и  лицензии на определенный вид деятельности.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы, тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п.3 ст.50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой  помогает достижению целей, ради которых  они созданы.

Предпринимательская деятельность должна соответствовать  основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая  деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее. Например, всем федеральным службам по надзору  запрещено оказывать платные  услуги. Эта норма права получила развитие и в других нормативных  актах в отношении конкретных федеральных служб. Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

 Федеральное  казначейство не вправе оказывать  платные услуги (п.7 Положения о  Федеральном казначействе). Аналогичная  норма установлена постановлением  Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Всё-таки, некоторым бюджетным учреждениям  разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных  документах это специально отражено. Учреждение разрабатывает положение о платных услугах, рассчитывает калькуляцию по каждому виду услуг и составляет смету доходов и расходов. В целом по внебюджетной деятельности смета согласовывается с Главным распорядителем и передается в Федеральное Казначейство для контроля  над исполнением сметы. Доходы, которые планируются отражаться в смете одной суммой, т.е. без разграничения вида деятельности, а по кодам экономической классификации.

 Доходы  от предпринимательской  деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собственника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т.п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

     Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 17.12.2009г. №313 – ФЗ ) определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

     К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

  1. торговля покупными товарами, оборудованием;
  2. оказание посреднических услуг;
  3. долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  4. приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  5. ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Если  же коммерческая деятельность будет  идти в ущерб уставной образовательной  деятельности, то учредитель или орган  местного самоуправления имеет право  ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Для использования  предоставленного законодательством  права на ведение приносящей доход  деятельности учреждению необходимо открыть  лицевой счет в территориальном  органе Федерального казначейства. На нем будут обособленно учитываться  операции по такой деятельности. Лицевой  счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить  следующие документы:

  • подлинник разрешения на открытие лицевого счета;
  • заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • карточку образцов подписей.

Доходы  от приносящей доход деятельности после  уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов  и расходов бюджетного учреждения.

 Функции  по утверждению смет доходов  и расходов возложены на главных  распорядителей бюджетных средств.  Он также утверждает и представленные  учреждением сметы доходов и  расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен  быть представлен в орган Федерального  казначейства.

В течение  финансового года учреждение при  необходимости вправе вносить уточнения  в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем  бюджетного учреждения и главным  распорядителем бюджетных средств. Уточненная смета также представляется в казначейство.

Налоговым законодательством специальные  нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при  их создании подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту  своего нахождения. При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться  на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность  по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому  налогу в отношении бюджетных  учреждений. Поэтому они будут  признаваться плательщиками НДС  на общих основаниях, если совершают  операции, которые признаются объектами  налогообложения.

Если  сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных  месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право  воспользоваться освобождением  от исполнения обязанностей налогоплательщика. Осуществляя предпринимательскую  деятельность, учреждение может совершать  одновременно как облагаемые НДС  операции, так и не облагаемые. В  этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками  налога на прибыль. В этом случае они  определяют налоговую базу по определенным правилам. Эти правила обязывают  их вести раздельный учет доходов  и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней  по смете, и средств, получаемых учреждением  от предпринимательской деятельности, в частности:

  • налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;
  • сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые предусмотрены по смете бюджетного учреждения;
  • при определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Информация о работе Учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений