Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

I глава. Теоретические основы учёта денежных средств

1.1 Теоретико-методологические основы учёта денежных средств……3

1.2 Организация кассовых операций и их документирование………….5

1.3 Инвентаризация денежных средств, ревизия кассы ……………….11

II глава. Учет движения денежных средств на примере предприятия
ООО «Ка Центр».

2.1 Синтетический и аналитический учёт кассовых операций………...18

2.2 Организационно-экономическая характеристика и учёт
денежных средств предприятия ООО «Ка Центр»……………………..22

2.3 Анализ по результатам исследования, предложения……………….27

Заключение……………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

   Расходный кассовый ордер заполняется в  одном экземпляре. Он состоит из двух составляющих: «распорядительной» и «оправдательной» частей. Распорядительная часть содержит указание на выдачу денежных средств в соответствии с указанным основанием. Оправдательная часть служит распиской в получении денежных средств лица, указанного в распорядительной части расходного кассового ордера.

   Пунктом 21 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации определено, что приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3).  Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи. В журнале регистрации приходные и расходные кассовые ордера регистрируются раздельно. Приходные ордера регистрируют в разделе «Приходный документ», расходные – в разделе «Расходный документ». По каждому документу отражается дата его составления, номер, сумма и целевое назначение. Нумерация приходных и расходных кассовых ордеров осуществляется с начала отчетного года в порядке возрастания отдельно по приходу и расходу.

   Основным  документом, в котором отражаются все поступления и выдача наличных денег организации в течение отчетного года, является кассовая книга (форма № КО-4). Правила ведения кассовой книги регламентированы Порядком ведения кассовых операций в РФ и должны выполняться кассиром при её заполнении.

   Кассовая  книга является регистром аналитического учета, защищающий интересы как кассира, так и организации. Каждая  организация может иметь только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.4 На последней странице книги делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано листов» и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации. Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая заполняется кассиром как второй экземпляр через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой.

   Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передаёт в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Операции по получению и расходованию иностранной валюты также записываются в кассовую книгу. Записи кассовых операций начинаются после строки «Остаток на начало дня». Предварительно лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остаётся в книге. Для ведения записей после «Переноса» отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа. В книге указывают сумму наличных денег, выданных или принятых в кассу организации, а также реквизиты приходных (расходных) кассовых ордеров, по которым получены (выданы) деньги. 

    1.3 Инвентаризация денежных средств, ревизия кассы 

   Успешная  деятельность предприятия зависит  от его финансового положения и благополучия. Важнейшей характеристикой финансового состояния компании является показатель степени наличия денежных средств. Точный и регламентированный учет движения денежных потоков позволяет не только избежать ошибок и денежных потерь, но прежде всего способствует финансовой стабильности на предприятии. Одним из методов такого учета является инвентаризация денежных средств. Инвентаризация проводится периодически в сроки, установленные руководителем, особенно при смене кассиров.

   Для проведения инвентаризации денежных средств  в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций, представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Результаты контрольных проверок, правильность проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

   При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха, авиабилеты и др.).

   Проверка  фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные  и обыкновенные), с учётом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому листу хранения и материально ответственным лицам.

   Инвентаризация  денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными  квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.

   Инвентаризация  денежных средств, находящихся в  банках на расчетном валютном и специальных  счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих  счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

   Инвентаризация  расчетов с банками и другими  кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

   По  задолженности работникам организации  выявляются невыплаченные суммы  по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы  и причины возникновения переплат работникам.

   При инвентаризации подотчетных сумм проверяются  отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).5

Инвентаризационная  комиссия должна также установить:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

    Обнаруженные при инвентаризации денежных средств недостачи взыскиваются с кассиров следующим образом:

  • списание недостающих денег в кассе;
  • предъявление иска кассиру;
  • по мере взносов кассира в возмещении недостачи.

За нарушение  установленного порядка налагаются различные административные штрафы.

Ревизия кассы.

   В сроки, установленные руководителем  предприятия, а также при смене  кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с  полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток  денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

 Для  производства ревизии кассы приказом  руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. 6

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Результаты  такой инвентаризации отражаются в  описях, составленных по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

- ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных  денежных средств»;

- ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных  бумаг и бланков документов  строгой отчетности».

   Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) применяется для  отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй – материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий – в бухгалтерию. Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся. Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в описях не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.

   Инвентаризационная  опись ценных бумаг и бланков  документов строгой отчетности (форма  № ИНВ-16) применяется для отражения  результатов инвентаризации фактического наличия, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными.

Опись составляется в двух экземплярах, подписывается  ответственными лицами инвентаризационной комиссии и материально ответственным(и) лицом(ами). Один экземпляр описи передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного(ых) лица (лиц), который(е) принимает(ют) ценные бумаги или бланки документов строгой отчетности на ответственное хранение. При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем. о начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть инвентаризационной описи. При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; второй экземпляр – материально ответственному лицу, сдавшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; третий экземпляр – бухгалтерии. На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации. При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма № ИНВ-16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 10. В описи комиссия заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Кроме «внутренних» проверок, проверку соблюдения организацией лимита остатка наличных денежных средств в кассе осуществляют должностные лица банка, обслуживающего эту организацию. В случае выявления правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» КоАП РФ, банк-контролер должен передать дело в налоговые органы, которые в силу ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривают указанные правонарушения.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  к I главе 
 

   В ходе исследования первой главы мы познакомились с теоретико-методологическими  основами учёта денежных средств (сюда входят: обязанности всех предприятий, организаций, учреждений в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях; с какими организациями ведёт расчеты предприятие), организацией кассовых операций и их документированием (правила размещения кассы; для каких организаций устанавливается лимит остатка кассы; поступление и выдача денежных средств; правила ведения кассовой книги и т.д.), инвентаризацией денежных средств, правилами ревизии кассы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IIглава.  
Учет движения денежных средств на примере предприятия ООО «Ка Центр».
 
 

2.1 Синтетический и аналитический учёт кассовых операций 

      Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. К счету 50 «Касса» могут открываться  при необходимости следующие  субсчета:

      50-1 «Касса организации»;

      50-2 «Операционная касса»;

      50-3 «Денежные документы»;

      50-4 «Валютная касса»;

      50-5 «Касса филиала».

      Субсчет 50-1 «Касса организации» предназначен для учета денежных средств в  головной кассе.

      Субсчет 50-2 «Операционная касса» используется для учета денежных средств в  кассах вокзалов, товарных контор и  эксплуатационных участков отделений  связи, остановочных пунктов, билетных и багажных кассах вокзалов, аэропортов, пристаней и так далее.

Информация о работе Учет денежных средств