Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:25, доклад
Сущность дебиторской задолженности и ее виды. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КИЕВСКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Доклад
На тему:
«Учет дебиторской задолженности».
Выполнила:
Студентка 3 курса
Группы УА-33-06
Османова Алиме
Шевкетовна
Симферополь 2008г.
1. Сущность дебиторской задолженности и ее виды.
Согласно П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность», дебиторы — это юридические и физические лица, которые вследствие прошедших событий задолжали предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или прочих активов.
Дебиторская задолженность- сумма задолженности дебиторов предприятию на дату составления бухгалтерской отчетности. Ее принято разделять на долгосрочную и текущую.
Долгосрочная дебиторская задолженность - это сумма дебиторской задолженности физических и юридических лиц, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после 12 месяцев с даты баланса.
Текущая дебиторская задолженность - сумма дебиторской задолженности, возникающей в течение нормального операционного цикла или которая будет погашена на протяжении двенадцати месяцев с даты баланса.
В свою
очередь, текущая дебиторская
а) дебиторскую задолженность, по которой существует уверенность в ее погашении должником;
б) дебиторскую задолженность, по которой существует неуверенность в ее погашении должником;
в) дебиторскую задолженность, по которой нет уверенности в ее погашении должником и истек срок исковой давности.
По срокам платежа дебиторская задолженность классифицируется на:
- отсроченную,
срок осуществления
- просроченную, срок осуществления обязательств по которой уже наступил.
Безнадежная
дебиторская задолженность
Для того, чтобы «застраховать» себя от безнадежной дебиторской задолженности, предприятие создает резерв сомнительных долгов.
Сомнительный
долг - текущая дебиторская
2.Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками.
Расчеты с покупателями (заказчиками) у предприятия возникают в связи с продажей готовой продукции, работ, услуг, производственных запасов. В соответствии с этим имеются некоторые особенности в документальном оформлении расчетов.
Отпуск материалов поставщиком осуществляется на основании накладной на отпуск товарно-материальных ценностей (ф.М-20), которая выписывается в трех экземплярах на основании договора. Первый экземпляр вручается предприятию-получателю материалов как сопроводительный документ и основание для их оприходования; второй - остается на складе предприятия-поставщика и служит основанием для списания отпущенных материалов; третий экземпляр накладной передается пропускному пункту для контроля за вывозом материальных ценностей за пределы территории предприятия.
Затем второй и третий экземпляр сдаются в бухгалтерию для отражения в учете.
Материальные ценности, которые отпускаются и вывозятся автотранспортом на сторону, оформляются товарно-транспортной накладной. Она является единым документом для поставщика (на списание отпущенных материальных ценностей), покупателя (для оприходования полученных материальных ценностей) и автотранспортного предприятия (для обоснования записей в путевой лист и расчетов с покупателем за перевозку материалов).
Согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» поставщик (продавец) представляет предприятию-покупателю налоговую накладную. Последняя дает право покупателю, зарегистрированному как плательщик НДС, на включение в налоговый кредит расходов по уплате НДС поставщику при приобретении материальных ценностей.
На основании накладной, на отпуск ТМЦ и налоговой накладной поставщик выписывает счет-фактуру и другие расчетно-платежные документы (платежное поручение, счет, платежное требование-поручение), подтверждающие факт передачи (отпуска) материальных ценностей и его уплату с указанием НДС.
Предприятия реализуют свою продукцию покупателям на основании договоров (соглашений). Местным покупателям готовая продукция отпускается по доверенности, а иногородним - по приказу, в котором отделом сбыта (коммерческой службой) дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию. На складе выписывается накладная, в которой расписывается представитель покупателя или работник транспортно-экспедиционного отдела предприятия.
На многих предприятиях приказ и накладная объединяются в один документ - приказ-накладную, которая выписывается в трех экземплярах.
Приказы-накладные после совершения операции передаются в бухгалтерию, где служат основанием для выписки счетов-фактур, с помощью которых доводится до сведения покупателей информация о факте отгрузки (отпуска), продукции, указывается сумма, включающая НДС, а также выписываются платежные документы банку для получения оплаты с покупателей за отгруженную им продукцию.
Платежные документы в течение двух рабочих дней вместе с товаросопроводительными документами сдаются в банк на инкассо, т.е. предприятие поручает банку взыскать с покупателя (заказчика) надлежащую
к оплате сумму. В установленные сроки покупатель должен акцептовать платежное требование поставщика или заявить обоснованный отказ от оплаты.
Кроме
того, согласно Закону Украины «О налоге
на добавленную стоимость» поставщик
должен предоставить покупателю налоговую
накладную. Последняя выписывается в двух
экземплярах, оригинал которой вручается
покупателю, а копия хранится у поставщика
как отчетный и расчетный налоговый документ.
3.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями (заказчиками).
Для учета расчетов с покупателями (заказчиками) предназначен счет 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На этом счете ведется обобщение информации о расчетах с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги, кроме задолженности, которая обеспечена векселями, а также обобщается информация о расчетах с участниками промышленно-финансовых групп.
По дебету счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отображается продажная стоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг). В продажную стоимость включается также налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие налоги, сборы (обязательные платежи), подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды и включенные в стоимость реализации.
По кредиту этого счета отражается сумма платежей, поступивших на счета предприятия в учреждениях банка, в кассу и прочие виды расчетов. Сальдо счета отображает задолженность покупателей и заказчиков за полученную продукцию (работы, услуги).
Счет 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» имеет следующие субсчета:
361 «Расчеты
с отечественными покупателями»
362 «Расчеты с иностранными покупателями»;
363 «Расчеты
с участниками промышленно-
Субсчет 361 предназначен для учета расчетов с покупателями, находящимися на таможенной территории Украины. Субсчет 362 предназначен для учета расчетов с иностранными покупателями и заказчиками по экспортным операциям. Субсчет 363 предназначен для учета расчетов с участниками промышленно-финансовых групп.
Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется по каждому покупателю и заказчику, по каждому предъявленному к оплате документу.
На субсчете 362 «Расчеты с иностранными покупателями» кроме того, аналитический учет ведется в разрезе стран и валют.
Учетными регистрами по счету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» являются журнал-ордер №8, №11 и ведомость №16, в которых данные представлены в аналитическом разрезе. Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным приказом МФУ от 29.12.00 г. №356-ж-о №3 и ведомость 3.1. и 3.2.
Здесь приведена ситуация по отражению в учете операций по расчетам с покупателями и заказчиками.
Стоимость отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) зачисляется в доход от реализации, полученный предприятием в отчетном периоде.
Данные операции отражены в бухгалтерском учете следующим проводками:
1. Отпущена
покупателям готовая продукция:
Дт 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 701 «Доход от реализации готовой продукции»
2. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет с дохода от реализации продукции отображается проводкой:
Дт 701 «Доход от реализации готовой продукции»
Кт 641 «Расчеты по налогам»
3. Списание
себестоимости реализованной
Дт 901 «Себестоимость
реализованной готовой
Кт 26 «Готовая продукция»
4. Поступление
денежных средств от
Дт 311 «Текущие счета в национальной валюте»
Кт 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
В конце отчетного периода доход от реализации и себестоимость реализованной продукции списывают на финансовые результаты проводками:
5. Списан
на финансовые результаты
Дт 701 «Доход от реализации готовой продукции»
Кт 79 «Финансовые результаты»
6. Списана
на финансовые результаты
Дт 79 «Финансовые результаты»
Кт 901 «Себестоимость
реализованной готовой
Таким
образом, на счете 79 «Финансовые результаты»
оседает финансовый результат от произведенной
операции (прибыль).
4.Учет прочей дебиторской задолженности.
Учет
расчетов с разными дебиторами ведется
на счете 37 «Расчеты с разными дебиторами».
На нем учитываются расчеты по
текущей дебиторской
По дебету счета 37 «Расчеты с разными дебиторами» отражается возникновение дебиторской задолженности, по кредиту - ее погашение или списание.
Счет 37 «Расчеты с разными дебиторами» имеет следующие субсчета:
371
«Расчеты по выданным авансам»
- для учета расчетов по