Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:46, реферат
В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары; заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги; с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом по различного рода платежам; с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:
относительно простой и быстрый документооборот,
ускорение движения денежных средств,
возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг,
возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.
Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет «аккредитив».
Аккредитивная форма расчётов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.
Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.
При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только для расчетов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре между плательщиком и поставщиком.
В соответствии с пунктом 4.1 «Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. N 2-П: «Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи».
Существует множество видов и форм аккредитива, их классификацию можно представить в виде таблицы (таблица 3.1):
Таблица 3.1. Классификация аккредитивов
Классификация | Вид аккредитива | Примечание |
По характеру денежного обеспечения | 1 Покрытый (депонированный) | При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. |
2 Непокрытый (гарантированный) | При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корсчета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву, это определяется по соглашению между банками. | |
По характеру обязательств банка перед получателем средств | 3 Отзывные | Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. |
4 Безотзывные | Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик, правда, может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся.
| |
По наличию подтверждения по аккредитиву со стороны авизующего банка | 5 Подтвержденные | Подтверждение аккредитива означает принятие исполняющим банком дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива.
|
6 Неподтвержденные | Банк-эмитент является единственной стороной, которая несет ответственность за выплату продавцу. | |
В зависимости от возможности передачи прав по аккредитиву | 7 Переводные (трансферабельные) | Аккредитив, по которому переводящий банк имеет право по просьбе первого бенефициара (посредника, заказчика) полностью или частично перевести аккредитив в пользу второго бенефициара (производителя, подрядчика). Трансферабельный аккредитив переводится не более одного раза. |
8 Непереводные | Аккредитив, исполнение по которому осуществляется лишь бенефициару. |
Порядок расчетов по документарному аккредитиву.
Самым надежным для продавца является безотзывной подтвержденный документарный аккредитив, который дает продавцу (бенефициару) двойную гарантию платежа, поскольку он представляет собой обязательство банка- эмитента и обязательство подтверждающего банка. Второй гарант (подтверждающий банк) берет на себя обязательство в отношении того, что все обязательства по акцепту или платежу по документарному аккредитиву будут своевременно выполнены в соответствии с условиями документарного аккредитива.
Документарный аккредитив представляет собой товарный аккредитив, оплачиваемый банком при предъявлении товарораспорядительных документов на оплачиваемый товар (коносамента, накладных, сертификатов и т. д.)
Поставщик для получения денег представляет банку документы (реестры счетов и др.), подтверждающие выполнение всех условий аккредитивного заявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцепт, т.е. предварительное согласие уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной подписи. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания номеров транспортных документов, вида транспорта, на котором отправлен груз.
Реестры счетов, подлежащие оплате в банке поставщика, представляются в трех экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой дается поставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику.
Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается по истечении срока, о чем уведомляет банк - эмитент. Если возникают претензии к поставщику, то они рассматриваются участниками расчетной операции без вмешательства банка.
Преимущество такой формы расчетов — в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.
Однако в расчетах непокрытыми аккредитивами существуют некоторые особенности — в исполняющем банке оплата продукции поставщику производится не за счет средств, забронированных заранее, а лишь в случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установлены корреспондентские отношения.
Для получения средств по аккредитиву получатель средств (поставщик), отгрузив товары, представляет в пределах срока действия аккредитива реестр счетов (форма 0401065), отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк.
При выплате по аккредитиву банк получателя средств (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной надписи и соответствие подписи уполномоченного представленному им образцу.
При этом уполномоченные лица обязаны представить исполняющему банку:
- паспорт или другой заменяющий его документ;
- образец своей подписи (проставляется в банке на карточке образцов подписей);
- доверенность, выданную организацией, открывшей аккредитив.
Уполномоченный на осуществление акцепта представитель покупателя на реестрах счетов делает соответствующую надпись и закрепляет ее своей подписью с указанием даты акцепта.
Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.
Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «чековая книжка».
Как только банк принимает решение о выдаче чековой книжке и обосабливает сумму лимита чековой книжки на депозит, так предприятие делает в бухгалтерском учете следующую запись: Дт 55/2- Кт 51 - депонированы денежные средства для расчетов чеками; после того как поставщик выполнит свои обязательства, будет сделана проводка: Дт 10- Кт 60 - получены от поставщика ТМЦ, услуги ; после того как банком покупателя будет оплачен чек, на сумму чека будет сделана проводка:
Дт 60- Кт 55/2 - оплачен чек поставщика.
Если после окончания действия чековой книжки на депозите остаются неизрасходованные денежные средства, то они возвращаются на расчетный счет следующей проводкой:
Дт 51- Кт 55/2 - возвращена сумма неизрасходованных средств
Под чеком понимается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им неурегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями».
Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выборке товаров на месте разрешается подписывать чеки должностному лицу учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенности должны быть оговорены право на подписание чека должностным лицом и сумма, на которую разрешается приобрести товары. Если чек подписывается на основании доверенности должностным лицом учреждения, то оно должно на чеке перед подписью сделать надпись «По доверенности».
Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки.
По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк. Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации:
• наименование «чек», включенное в текст документа;
• поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
• наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
• указание валюты платежа;
• указание даты и места составления чека;
• подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Чек может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством.
Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Документооборот при расчетах чеками сводится в целом к следующему.
Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:
сумму платежа (цифрами и прописью);
наименование получателя платежа;
место выписки чека;
дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:
сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;
номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке;
подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).
Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.
Наряду с использованием в расчетах чеков с грифом «Россия» на территории России сохраняется применение в качестве расчетов за товары.
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20. 25 либо 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете.
Под расчетами по инкассо понимается банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя.
Банк-эмитент принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату.
Если на счете плательщика недостаточно денежных средств, то платежные требования или инкассовые поручения помещаются в банковскую картотеку не оплаченных в срок расчетных документов. Оплата их производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности установленной законодательством .
Платёжные требования применяются при расчётах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.
Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.
Платежное требование составляется на бланке формы 0401061(приложение). Кроме реквизитов, которые должны содержать все расчетные документы, в платежном требовании указываются:
Информация о работе Учет безналичных расчетов на промышленном предприятии