Учет безналичных расчетов на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары; заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги; с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом по различного рода платежам; с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.

Работа содержит 1 файл

Обзорный раздел проверено.doc

— 266.00 Кб (Скачать)


Учет безналичных расчетов на промышленном предприятии”              Березин Д.А.

             

                                                       

1 Задачи и принципы учета денежных средств в Российской Федерации и за рубежом

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары; заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги; с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом по различного рода платежам; с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.
       Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами.
       Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а также векселей и чеков, замещающих наличные деньги; путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках; посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты.
       Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в обороте. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.
      Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью — важнейшая задача бухгалтерии. Из этого вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций:

 проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;

 обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений; выявление дебиторской и кредиторской задолженности;

 своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;

 обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе и других местах их хранения и выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд организации, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима;

 изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Решение задач зависит от соблюдения принципов учёта денежных средств. К ним относятся:
        1) свободные денежные средства должны храниться только на счетах в банке;
        2) платежи производятся только с согласия(акцепта) плательщика или по его поручению;
        3) платежи производятся за счёт собственных и земных средств;
        4)при недостаточности денежных средств для платежей по предъявляемым документам устанавливается порядок, по которому происходит очерёдность списания долгов.

Текущими заботами бухгалтерии являются контроль за оплатой счетов, получение долгов с заемщиков и дебиторов, наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета и из кассы, управление денежной наличностью организации. Для учета денежных средств и расчетных операций применяется система счетов бухгалтерского учета, объединенных в разделы “Денежные средства” и “Расчеты”. Они включают счета кассы, расчетного, валютного и специальных счетов, денежные документы, переводы в пути, краткосрочные финансовые вложения и все виды внутрихозяйственных и внешних расчетов организации.

В зарубежном учете информация о движении денежных средств предприятия считается полезной для пользователей финансовой отчетности с точки зрения оценки способности предприятия генерировать денежные средства и их эквиваленты (при этом также обращают внимание на своевременность и постоянство такой генерации). Отчет о движении денежных средств является неотъемлемой частью отчетности предприятия, составленной по международным стандартам, и имеет такое же большое значение для финансового анализа, как баланс и отчет о прибылях и убытках. Составление отчета о движении денежных средств регулируется стандартом МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств».

По форме российский отчет о движении денежных средств близок к форме, рекомендуемой МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств». Однако российский вариант предполагает оформление отчета только прямым методом, т.е. путем развернутого представления информации о потоках в рамках текущей деятельности: поступления от покупателей, платежи поставщикам, платежи по оплате труда сотрудников. МСФО 7 допускает возможность оформления отчета косвенным методом, т.е. формирование потоков от текущей деятельности путем отражения только валового финансового результата от основной деятельности (по данным отчета о совокупном доходе (отчета о прибылях и убытках) и его последующей корректировки.
    По отдельным операциям ПБУ 23/2011 содержит более консервативный подход по отношению к МСФО. В частности, сказанное относится к процентам, дивидендам и налогу на прибыль, а именно, ПБУ 23/2011 не допускает вариантов для самостоятельного выбора по данным позициям категории деятельности (за исключением ситуации, когда нельзя однозначно отнести операции к одному из трех направлений – в этом случае они классифицированы как денежные потоки от текущих операций):
    налог на прибыль – текущая либо инвестиционная, если это налог от продажи внеоборотных активов;
    проценты – текущая, если проценты не включены в стоимость актива и не относятся к долгосрочным финансовым вложениям (в этих случаях это инвестиционная деятельность);
    полученные дивиденды – инвестиционная;
    уплаченные дивиденды – финансовая.
    Подход МСФО  7 более лоялен: однозначно проценты и дивиденды относятся к текущей деятельности только для финансовых институтов. Другие компании должны классифицировать указанные поступления последовательно из периода в период как движение денежных средств от операционной, инвестиционной либо финансовой деятельности (МСФО 7.31).
    ПБУ 23/2011 не содержит специальных пояснений по поводу квалификации денежных потоков финансовыми институтами. Данное обстоятельство может привести к тому, что финансовые организации будут представлять свои заемные операции в составе денежных потоков по финансовой деятельности. Это, в свою очередь, может привести к несоответствию отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках.
    В новом ПБУ 23/2011 не освещены и другие практические моменты. В частности, это использование в расчетах овердрафта, платежей по договорам финансовой аренды (лизингу). Напомним, что обязательная строка «арендные платежи, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные платежи и пр.» включена в раздел «Движение денежных средств по текущей деятельности» отчета о движении денежных средств. Между тем, по мнению автора, платежи по финансовой аренде более удовлетворяют признакам финансовой деятельности.
    Относительно овердрафтов в МСФО 7 указано, что иногда овердрафты, возмещаемые по требованию, выполняют функцию управления денежными потоками, т.е. составляют денежные средства.
    Не совсем понятна квалификация по ПБУ 23/2011 налога на имущество (это текущая либо инвестиционная деятельность?) и других налогов, включаемых в финансовый результат (например, НДС при безвозмездной передаче имущества).
    В ПБУ 23/2011 не указан подход к отражению операций хеджирования, а именно, к какому направлению деятельности относятся денежные потоки по приобретению инструментов хеджирования? Согласно МСФО  7 такие операции должны квалифицироваться аналогично денежным потокам по хеджируемой статье.
    По мнению автора, при наличии сомнений при квалификации денежных потоков организациям следует обращаться к МСФО 7.

2 Порядок открытия  и ведения расчетов через расчетные, специальные и валютные счета в банках

В соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. На этом счете сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, и проводятся платежи другим предприятиям, а также выдача наличных денег в кассу предприятия. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк. Порядок производства и виды расчетов регламентирующая “Положением о безналичных расчетах РФ” ГУ ЦБ России от 03-10-2002 2-П) (ред от 22-01-2008.

      Открытие счетов в банковских учреждениях регламентируется Инструкцией НБУ «О порядке открытия и использование счетов в национальной и иностранной валюте».

Расчетный счет

Для хранения временно свободных денежных средств и безналичных расчетов каждому предприятию в избранном им банке открывается прежде всего расчетный счет. Через него и осуществляются расчеты путем записей (переноса сумм) с расчетного счета одного предприятия или объединения на расчетный счет другого.

Расчетные счета открываются всем юридическим лицам вне зависимости от форм собственности, находящимся на полном хозяйственном расчете и составляющим самостоятельный баланс.

Для открытия расчетного счета в банк представляется заявление, учредительный договор и устав, заверенные нотариусом. На основании этих документов банк открывает временный расчетный счет. На него зачисляются суммы, внесенные учредителями в уставный фонд. После регистрации предприятия в органе местной власти и налоговой инспекции в банк представляются зарегистрированный устав и карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия, заверенные нотариусом, для открытия постоянного расчетного счета. Об открытии счета главный бухгалтер учреждения банка на подлинном экземпляре устава предприятия делает отметку с указанием номера счета и заверяет этот факт гербовой печатью. Банк присваивает расчетному счету предприятия специфический серийно-порядковый номер. Предприятие, которому открыт расчетный счет, является его владельцем. Оно распоряжается в пределах предоставленных ему прав всеми средствами, числящимися на этом счете.

Специальные счета в банках

Под прочими счетами в банке понимаются частные счета, открываемые банком предприятию для обособленного хранения части его безналичных средств, предназначенных для конкретных целей, которые являются субсчетами:

- на пополнение лимитированных чековых книжек;

- на выставление аккредитивов;

- депозиты ( для учета средств на чековых книжках физических лиц);

- прочие счета.

На субсчете “Аккредитивы” учитываются безналичные денежные средства в случае, когда плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет своих средств или ссуд, депонированных в банке плательщика, оплату товарно-материальных ценностей и оказанных услуг по месту нахождения получателя средств. Условия расчетов называются в заявлении на выставление аккредитива. По заявлению предприятия обслуживающий банк снимает с расчетного счета указанную в заявлении сумму и перечисляет на особый счет в банк поставщика. Банк поставщика по предъявлении отгрузочных документов проверяет соблюдение всех условий аккредитива и зачисляет на расчетный счет поставщика сумму, указанную в счете. Неиспользованный остаток аккредитива возвращается на расчетный счет покупателя. Аккредитивная форма расчетов успешно используется, когда поставщик товара, не имеющий действенных мер воздействия на далекого покупателя, требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится производить предоплату. Для выставления аккредитива банк может предоставить кредит.

Валютный счет

Для открытия текущего валютного счета предприятие должно представить в банк следующие документы:

а) заявление, содержащее полное наименование банка, официальный адрес, номер телефона, телефакса и телекса. Заявление должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером предприятия, скреплено печатью предприятия и содержать обязательство клиента соблюдать банковские правила открытия и ведения валютного счета;

б) копии   учредительных   документов   (договора о создании предприятий и его утвержденного устава);

в) решение о создании или реорганизации предприятия (только    для    организаций, которые в соответствии с действующими    правилами    должны    представлять    такой документ при открытии в банке расчетного счета);

г) карточку установленной формы с образцами подписей лиц,  уполномоченных распоряжаться счетом, с оттиском печати предприятия (подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом совместного предприятия, должны быть удостоверены нотариально);

д) копию документа о регистрации местными органами власти;

е) нотариально заверенную копию Свидетельства о регистрации в Министерстве внешних экономических связей РФ;

ж) справку о регистрации в налоговой инспекции.

Совместные    предприятия    и    иностранные    фирмы должны также представить в банк свидетельство о внесении их в реестр предприятий с иностранными инвестициями. Такое свидетельство выдается после регистрации в Государственном комитете РФ по иностранным инвестициям.

Главный бухгалтер и юридическая служба банка проверяют представленные документы и при положительном заключении оформляют распоряжение на открытие счета. Копия распоряжения, заверенная банком, служит юридическим основанием для осуществления операций по счету.

На основе представленных в банк документов с клиентом заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании. В нем определяются перечень услуг взаимных прав и обязанностей, условия размещения средств на счете клиента во вклад (депозит). Предварительно клиент должен ознакомиться с тарифом комиссионных вознаграждений за оказываемые банком услуги и только при согласии с его содержанием подписать договор. В нем также оговаривается срок, в течение которого клиент вправе опротестовать списание или зачисление средств (по истечении этого срока претензии банком не принимаются).

 

3 Формы безналичных расчетов

Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчетов с учетом конкретных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность, и нарушаются важнейшие принципы организации финансов [Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. // Под ред. Самсонова Н. Ф. — М.: ИНФРА-М, 2001, стр.32].

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:

                       платежными поручениями;

                       чеками;

                       аккредитивами;

                       инкассовыми поручениями.

                       платежными требованиями

 

3.1 Платежное поручение

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (п. 3.1 Положения 2-П). Платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. Платежное поручение составляется на бланке формы № 0401060 в соответствии с приложением 1 к положению Банка России «О безналичных расчетах в РФ» от 3 октября 2002 г. N 2-П.

При проведении расчетов платежными поручениями плательщик сдает поручение в трех экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя. Платежные поручения принимаются в банк плательщика не зависимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, то платежные документы помещаются в картотеку по внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, неоплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной  законодательством. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 части 1 Гражданского кодекса РФ. Поручение оплачивается  с соблюдением установленной законодательством очередности платежей (ст. 855 ч. 2 ГК РФ). Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т. е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Информация о работе Учет безналичных расчетов на промышленном предприятии