Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:44, лекция
Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. Обязательный аудит. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту. Подготовка аудиторской проверки. Определение объема проверки. Подготовка к заключению договора на проведение аудиторской проверки. Предварительный этап планирования. Подготовка программы аудита.
5) виды деятельности экономического субъекта и наличие лицензий на них,
если какие-либо из них подлежат обязательному лицензированию;
22
6) наличие всей документации, необходимой для проведения
проверки — первичных документов, регистров аналитического и
синтетического учета, бухгалтерской отчетности по всем филиалам
и подразделениям, а также по всем видам деятельности;
7) происходила ли в течение отчетного периода, за который
планируется проведение аудиторской проверки, смена руководства
экономического субъекта, главного бухгалтера, иного персонала;
8) не планирует ли предприятие в ближайшее время существенно
сократить объемы производства продукции (работ, услуг),
объявить о банкротстве, ликвидироваться.
Если результаты проведенной работы указывают на то, что аудиторский профессиональный риск аудиторской организации будет слишком высоким при работе с данным клиентом, а проверка слишком трудоемкой, договор может быть не заключен.
Вопрос 6. Предварительный этап планирования
На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию о:
• внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность
экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в
стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
• внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность
экономического субъекта, связанных с его индивидуальными
особенностями;
• организационно-управленческой структуре экономического субъекта;
• видах деятельности;
• структуре капитала и курсе акций;
• технологических особенностях;
• уровне рентабельности;
• основных контрагентах экономического субъекта;
• порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении
23
экономического субъекта;
• существовании дочерних и зависимых организаций;
• системе внутреннего контроля;
• принципах формирования оплаты труда персонала.
Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:
• устав экономического субъекта;
• документы о регистрации экономического субъекта;
• протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров
либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
• документы, регламентирующие учетную политику;
• бухгалтерская и статистическая отчетность;
• документы планирования деятельности экономического субъекта (планы,
сметы, проекты);
• контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
• отчеты аудиторов, консультантов;
• внутрифирменные инструкции;
• материалы налоговых проверок;
• материалы судебных и арбитражных исков;
• документы, регламентирующие производственную и организационную
структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
• сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным
персоналом экономического субъекта;
• информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его
основных участков, складов.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.
Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.
24
Когда аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.
Содержание общего плана и программы проведения аудита
Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки
Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:
• учредительные и другие общие документы предприятия (устав
предприятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения,
служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное
расписание и др.);
• учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета; в
целях налогообложения);
• основные средства;
• нематериальные активы;
• производственные запасы;
• расчеты по оплате труда;
• затраты на производство;
• готовая продукция, товары и реализация;
• денежные средства;
• расчеты;
• финансовые результаты и использование прибыли;
25
• капитал и резервы;
• кредиты и финансирование;
• учет по забалансовым счетам;
• бухгалтерская отчетность и приложения.
Подготовка программы аудита
Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и
26
результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, а именно:
• нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации
сомнительных документов?
• выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да,
то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того,
чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?
• удовлетворителен ли уровень существенности при проведении
проверки?
• существуют ли особые «аудиторские находки» или наблюдения,
беспокоящие клиента?
• полностью ли применены в данной ситуации употребляемые
способы оценки деятельности экономического субъекта?
• по плану ли осуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за
отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно пренебречь без
ущерба для поставленных целей?
Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
д.э.н., профессор Ачба Л.В.