Теоретические и методологические аспекты составления и представления финансовой отчётности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать используемые на предприятии формы бухгалтерской финансовой отчетности, а также дать общее представление о концепции бухгалтерской отчетности, раскрыть ее роль и сущность в современной рыночной экономике.
Задачи исследования: для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1.Рассмотреть действующую нормативно-законодательную базу по учету и отчетности;
2.Рассмотреть состав и порядок составления всех форм отчетности;

Содержание

Введение.
Организационно-экономическая характеристика предприятия.
Организационная характеристика.
Экономическая характеристика.
Учётная политика предприятия.
Теоретические, методологические аспекты составления и представления финансовой отчётности предприятия.
Характеристика документов.
Порядок представления финансовой отчётности предприятия.
Методика составления и заполнения бухгалтерского баланса.
Порядок составления и заполнения отчёта о прибылях и убытках.
Порядок формирования и использования прибыли.
Порядок составления отчёта о финансово- имущественном состоянии предприятия.
Использование компьютерной технологии при составлении финансовой отчётности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 193.97 Кб (Скачать)

      Срок  представления квартальной отчетности -в течение 30 дней по окончании квартала, годовой -в течение 90 дней по окончании  года.

          Бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия за отчетный период составляется бухгалтерской службой. В течение отчетного года организация поквартально, нарастающим итогом, представляют промежуточную отчетность в виде бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря. Годовая отчетность предоставляется в течение 90 дней по окончании года, а квартальная – в течение 30 дней по окончании отчетного квартала в органы государственной налоговой инспекции и органы государственной статистической отчетности. 

         2.3. Методика составления и заполнения бухгалтерского баланса.  

Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчетности. В нем отражаются на первое число каждого квартала в денежном выражении состав и размещение средств (имущества) предприятия (актив баланса) и источники их образования (пассив баланса). Баланс составляется по данным остатков по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и конец периода, взятым из книги учета хозяйственных операций или Главной книги.

  Часть статей баланса полностью отражают данные синтетических счетов (основные средства, нематериальные активы и др.).

Другие  статьи баланса отражают сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. По балансовой статье «Незавершенное производство», например, показывается его общая величина, полученная суммированием расходов на незаконченную продукцию по счетам 20, 21, 23, 29, 30, 44.

  рукцией о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России.

Актив баланса состоит из двух разделов:

1. Внеоборотные активы.

2. Оборотные активы.

Пассив включает три раздела:  
1. Капитал и резервы.

2. Долгосрочные обязательства.

3. Краткосрочные обязательства.

Баланс  отражает экономическое положение предприятия в денежной оценке — в рублях. При составлении баланса большое значение имеет правильная оценка балансовых статей.

Средства  предприятия отражаются. в балансе в следующей оценке:

основные средства — по остаточной стоимости,

т. е. как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации;

нематериальные активы — по остаточной стоимости, т. е. как разница между стоимостью затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию, и суммой начисленной амортизации;

капитальные вложения — по фактическим затратам; финансовые вложения в ценные бумаги, в уставные

капиталы  других предприятий — по фактическим затратам для инвестора;

материальные ценности — по фактической себестоимости;

  незавершенное производство — по фактической

  производственной себестоимости или по прямым расходам;

готовая продукция — по фактической или нормативной себестоимости;

остатки средств на валютных счетах — в рублях путем пересчета валюты по курсу ЦБ РФ.

Источники формирования средств предприятия отражаются в балансе:

уставный капитал — в размере, определенном учредительными документами;

резервный капитал — в сумме неиспользованных

средств этого капитала;

резервы — в сумме неиспользованных резервов; прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

В годовой отчетности в валюту баланса включается лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года. 

    1. Порядок составления  и заполнения отчёта о прибылях и  убытках.

       Вторым по значению (но отнюдь не по важности) в годовой бухгалтерской отчетности считается Отчет о прибылях и убытках— форма № 2 по ОКУД. Все данные в Отчете о прибылях и убытках указываются нарастающим итогом с начала года по 31 декабря включительно. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 2110). По этой строке показывается выручка по обычным видам деятельности организации. Такими доходами являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ или оказанием услуг. По общему правилу в Отчете о прибылях и убытках выручка отражается в общей сумме, без расшифровок. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 2120). По данной строке следует отразить затраты по обычным видам деятельности. Это расходы на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также затраты, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Заполняя строку 2120, не следует забывать, что здесь указываются лишь те расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 2110. При определении себестоимости проданной продукции, работ или услуг следует руководствоваться требованиями ПБУ, а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Организации, списывающие коммерческие и управленческие расходы подобным образом, строки 2210 и 2220 Отчета о прибылях и убытках не заполняют. Если организация использует для учета затрат на производство счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то сумма превышения фактической себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг над их нормативной или плановой себестоимостью включается в строку «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». Валовая прибыль (строка 2100). Это промежуточный итог. Данные, которые приводятся в этой строке, представляют собой разницу между показателями, отраженными в двух первых строках отчета. Если получен отрицательный результат (убыток), то его необходимо указать в круглых скобках. Коммерческие расходы (строка 2210). Эту строку заполняют те организации, которые коммерческие расходы не распределяют на готовую продукцию или реализованный товар, а списывают полностью на себестоимость продукции или товаров, реализованных в отчетном периоде Согласно п. 9 ПБУ. к коммерческим расходам относятся те расходы, которые непосредственно связаны со сбытом продукции. Управленческие расходы (строка 2220). По строке «Управленческие расходы» показываются общехозяйственные расходы организации, которые отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Это затраты, связанные с оплатой труда административного персонала, с расходами на их командировки, с подготовкой и переподготовкой кадров, охраной предприятия, проведением аудита, амортизацией офисного оборудования и т.д. Управленческие расходы списывают на себестоимость продукции в том же порядке, что и коммерческие. Общепроизводственные расходы отражаются по строке 2220, если организация в соответствии с установленным порядком все управленческие расходы признает в себестоимости проданных товаров, продукции, работ или услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности. «Проценты к получению», это строка 2320. Рассчитывается следующим образом: К91 с дебета счета 51+ К91 с дебета счёта 52+ К91 с дебета 62+К91 с дебета субсчёта 76. Проценты к уплате (строка 2330): Д91 «Прочие доходы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» + Д91 «Прочие доходы» с кредита счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» + Д91 «Прочие доходы» с кредита счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» + Д91 + «Прочие доходы» с кредита субсчета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Строка 2340 «Прочие доходы» К91 «Прочие доходы» с дебета счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» + К91 «Прочие доходы» с дебета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — Д91 «Прочие доходы» с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (в части начисленных при продаже налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин). Прочие расходы( строка 2350): Д91 «Прочие расходы» с кредита разных счетов.

Строка 2300 отражает прибыль(убыток) до налогообложения. Рассчитывается суммой строк 2200, 2310, 2320 за вычетом строк 2330,2340, 2350.Налог  на прибыль показан в строке 2410, это: ± Оборот по субсчету 99 «Условный расход/доход по налогу на прибыль» ± Разница между кредитовым и дебетовым оборотами по субсчету 99 «Постоянные налоговые обязательства и активы» ± Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09 «Отложенные налоговые активы» ± Разница между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства»

± Строка 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» x 20% ± Строка 2421 «в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы)» ± Строка 2450 «Изменение отложенных налоговых активов» ± Строка 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств». В т.ч. постоянные налоговые обязательства(активы)(строка 2421): К99 «Постоянные налоговые обязательства (активы)» — Д99 «Постоянные налоговые обязательства (активы)». Чистая прибыль( строка 2400). При составлении промежуточной отчетности определяется: Сальдо 99 (в части чистой прибыли (убытка)

При составлении годовой отчетности:

Оборот  по счету 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Строка 2300 — 2410 ± 2430 ± 2450 — 2460. 

    1. Порядок формирования и распределения прибыли.
 

    В процессе формирования прибыли отражаются все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия: уровень использования основных и оборотных средств (капитала), технологии, организации производства и труда.    Механизм формирования прибыли – прибыль формируется путем сложения поступлений доходов поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений.

Расчет  прибыли и отчислений из прибыли  производится следующим способом:

1)  выручка  от продажи товаров продукции,  работ услуг;

2)  налог  на добавочную стоимость - косвенный  налог, форма изъятия в бюджет  части добавленной стоимости,  которая создается на всех  стадиях процесса производства  товаров, работ и услуг и  вносится в бюджет по мере  реализации;

3) акцизы - один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.)

4)  иные  обязательные платежи из выручки;

5)  выручка  нетто от продажи;

6)  себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ, услуг;

7)  Валовая  прибыль - разница между выручкой  от реализации товара  и себестоимостью  реализованной продукции. Исчисляется  до вычета расходов, начисления  заработной платы, налогов и  процентных платежей.

8)  Коммерческие  расходы;

9)  Управленческие  расходы;

10)  Прибыль  от продаж;

11)  Сальдо  операционных доходов-расходов;

12)  Сальдо  внереализационных доходов-расходов;

13)  Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.

При распределении  прибыли исходят из следующих  принципов:

1.  первоочередное  выполнение финансовых обязательств  перед бюджетом;

2. прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. В процессе распределения чистой прибыли хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.

Объектом  распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли  в бюджет и по статьям использования  на предприятии. Законодательно распределение  прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты  разных уровней в виде налогов  и других обязательных платежей. Определение  направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования  находится в компетенции предприятия.

Принципы  распределения прибыли можно  сформулировать следующим образом:

1)  прибыль,  получаемая предприятием в результате  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности, распределяется  между государством и предприятием  как хозяйствующим субъектом;

2)  прибыль  для государства поступает в  соответствующие бюджеты в виде  налогов и сборов, ставки которых  не могут быть произвольно изменены;

3)  величина  прибыли предприятия, оставшейся  в его распоряжении после уплаты  налогов, не должна снижать  его заинтересованности в росте  объема производства и улучшении  результатов производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности;

4)  прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия,  в первую очередь, направляется  на накопление, обеспечивающее его  дальнейшее развитие, и только  в остальной части – на потребление.

На предприятии  распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия  и участвует в процессе накопления. Вторая, характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен  для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.  

    1. Порядок составления  отчёта о финансово-имущественном состоянии

      предприятия. 

    1. Использование компьютерной техники при составлении  финансовой

      отчётности.

       Известно, что 50% своего рабочего времени бухгалтер затрачивает на расчет, оформление и заполнение бухгалтерских документов. При этом, эта работа требует большого внимания, усидчивости, педантичности и значительных физических усилий. Именно из-за этой рутинной работы с документами многие считают профессию бухгалтера неинтересной. Одним из перспективных направлений развития бухгалтерии в России является использование компьютерной техники, как одной из форм ведения бухгалтерского учета на предприятиях. С каждым днем все большее число компьютеров становится необходимым атрибутом на рабочем месте рядового бухгалтера. Применение компьютеров позволяет снижать трудоемкость работы бухгалтера, контролировать правильность операций, упрощает учет, расчеты и анализ бухгалтерских документов, ускоряет обработку информации, снижает расходы на оплату труда, уменьшает объем документооборота, позволяет использовать технические носители первичной информации, упрощает расчеты между предприятиями, обеспечивает оперативность и длительность хранения полученной информации.

Основой работы на компьютере является программное  компьютерное обеспечение для бухгалтерии. За последние годы предложение этих программ заметно увеличилось. Наиболее известна бухгалтерская программа «1С Бухгалтерия». Но на наш взгляд более целесообразней является разработка собственного программного обеспечения, именно для своей бухгалтерию, так как любое предприятие имеет свои особенности учета, а приобретение бухгалтерских пакетов может быть не совсем совместимым с спецификой работы конкретного предприятия. Так же в последнее время все большую популярность завоевывают так называемые универсальные программы - электронные таблицы. Наиболее популярные из них на данное время это «Microsoft EXEL ». Так же не последнюю роль в современной автоматизации бухгалтерии играют программы - текстовые редакторы, предназначенные для быстрого набора и распечатки профессионального вида документов - договоров, бланков, таблиц и т.д. - наиболее популярным среди них сейчас являются «Microsoft WORD for Windows». А также, в последнее время, все большей популярностью пользуется сервис, предоставляемый многими современными банками - система «Клиент - Банк», предназначенная для удаленного управления операциями со своим расчетным счетом находясь за компьютером в бухгалтерии с помощью модема и телефонной линии.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты составления и представления финансовой отчётности предприятия