Теоретические аспекты учета материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского финансового учета материалов, а также осветить методы налогового учета, его взаимосвязь и различие с бухгалтерским учетом по рассматриваемому вопросу.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

•изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
•группировка и систематизация информации;
•полное, комплексное обобщение информации.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты учета материалов 3
1.1 Понятие и классификация материалов. 3
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов. 5
1.4 Характеристика российских нормативных документов по учету материалов в историческом аспекте. 14
1.5 Сравнительный анализ российских стандартов и МСФО в области бухгалтерского учета материалов. 20
2 Методика учета 24
2.1 Методика бухгалтерского учета материалов. 24
2.1.1 Оценка и учет материалов при их заготовлении и приобретении. 24
2.1.2 Оценка и учет материалов при их выбытии. 28
2.1.3 Учет специальной одежды, специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования. 33
2.1.4 Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии. 35
2.1.5 Учет материалов на забалансовых счетах. 37
2.1.6 Инвентаризация материалов и учет ее результатов. 38
2.2 Компьютерные программы бухгалтерского учета. 40
3 Заключение 44
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

БУ.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

       На  субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитываются специальные инструмент, приспособления, оборудование, одежда в эксплуатации (при производстве продукции, работ, оказания услуг, для управленческих нужд).

       В соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов являются:

  • сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
  • учет количества и оценка запасов;
  • оперативность (своевременность) учета запасов;
  • достоверность;
  • соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

       Необходимыми  предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются :

  • наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
  • размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
  • оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
  • применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
  • организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
  • определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
  • установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
  • установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
  • определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
  • наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

       Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

       Налоговый учет осуществляется организациями  в целях формирования полной и  достоверной  информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также  обеспечения информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

       Для ведения налогового учета используются бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которых при необходимости вводят соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

       По  хозяйственным операциям приобретения материалов исчисляют налог на добавленную  стоимость (НДС). НДС учитывают на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

       Добавленная стоимость – это стоимость, которая создается на предприятии и не включает затраты других организаций (поставщиков, подрядчиков и т.п.).

       НДС регулируется главой 21части II Налогового кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

 

        1.3 Первичные документы  учета материалов. 

       Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

       Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в федеральном законе «О бухгалтерском учете».

       Учет  материалов на предприятии ведется  параллельно: в бухгалтерии в  суммовом выражении и на складах в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета сверяются.

       Типовые межотраслевые формы первичной  учетной документации содержат следующие  формы.

       Формы № М-2 и М-2а «Доверенность» применяется  для оформления  права  лица  выступать  в  качестве доверенного  лица  организации при получении материальных ценностей, отпускаемых  поставщиком по наряду,  счету,   договору, заказу, соглашению. Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.

       Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется  для учета материалов, поступающих  от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное  лицо в день поступления ценностей  на склад.

       Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

       Форма № М-7 «Акт о приемке материалов»  применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

       Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется  при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.

       Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

       Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета  отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами  ее  территории,  или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

       Форма № М-17 «Карточка учета материалов»  применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).

       Форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

       Образцы типовых межотраслевых форм первичной  документации приведены в Приложении А.

       Кроме перечисленных  документов, для учета  материальных ценностей используются :

  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные  удостоверения);
  • акт о покупке материалов на рынке;
  • акт перевода единиц измерения материалов;
  • акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
  • акт на списание материалов.

       В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей применяются:

  • товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
  • счет-фактура;
  • банковские расчетно-платежные документы;
  • приходный и расходный кассовый ордер и др.

       1.4 Характеристика российских  нормативных документов по учету материалов в историческом аспекте.

 

       В конце 1990-х – начале 2000-х годов  в области бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации  произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283.

       Изменения в системе бухгалтерского учета  и отчетности были направлены на обеспечение  формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям .

       После утверждения Программы документы  нормативного регулирования бухгалтерского учета в России в области учета  материалов претерпели существенные изменения за счет их сближения с МСФО.

       В 2000 году введен в действие новый  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Подход к учету материально-производственных запасов был существенно изменен: в Плане счетов не предусмотрен бухгалтерский счет для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Изменение было внесено на основании отсутствия в МСФО данной категории активов.

       В 2001 году утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н) взамен ПБУ 5/98, утвержденного  приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 г. № 25н. Введение ПБУ 5/01 было обусловлено переходом на новый План счетов.

       ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, тогда как ПБУ 5/98 устанавливало  методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах. Тем самым ПБУ 5/01 придан обязательный характер, за несоблюдение которого могут применяться санкции, установленные ст.120 НК РФ, - за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, под которым в том числе понимается и «неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей».

       Рассмотрим  изменения, произошедшие в бухгалтерском  учете материалов в связи с  принятием новой редакции Положения.

       1) раздел I «Общие положения».

       Начиная с 2002 г. из категории материально-производственных запасов исключаются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

       2) расходы на проценты по полученным  кредитам и займам.

       В соответствии с ПБУ 5/98 в фактические затраты включались затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков, полученным для приобретения МПЗ, а также затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования МПЗ на складах организации.

Информация о работе Теоретические аспекты учета материалов