Сущность и структурные элементы системы международного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение сущности и структурных элементов системы международного кредита, а также ее видов, современных направлений развития и основной терминологии.
Составной частью рынка ссудных капиталов является банковская система. Она представляет собой совокупность различных банков. Различают 2 типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность, формы проявления инфляции и ее социально – экономические последствия………………………………………………………………………..4
2. Международный кредит……………………………………………………...14
3. Центральный банк : его статус, формы организации, функции и задачи…23
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

контрольная Деньги,кредиты,банк.docx

— 57.16 Кб (Скачать)

Различаются следующие формы долгосрочных (сроком 10 - 15 и более лет) межгосударственных кредитов за счет ассигнований из госбюджета: 

1) двухсторонние  правительственные; 

2) кредиты  международных и региональных  валютно-кредитных и финансовых  организаций; 

3) по  линии предоставления помощи, которая  наряду с технической помощью,  безвозмездными дарами, субсидиями  включает займы на льготных  условиях. 

Нередко практикуется смешанный вид международного кредита, например, обычные формы  кредитования экспорта сочетаются с  предоставлением помощи. Новой формой международного кредитования стало  так называемое совместное финансирование несколькими кредитными учреждениями крупных проектов, преимущественно  в отраслях инфраструктуры. 

В Республике Беларусь иностранные кредиты привлекаются для поддержки экономических  реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с  осуществлением структурной перестройки  экономики республики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрения  современных технологий, а также  развития экспортного потенциала, насыщения  внутреннего рынка товарами народного  потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.  

Решения о привлечении и использовании  государственных иностранных кредитов, а также предоставлении государственных  гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов — совместно с Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.  

Средства  по иностранным кредитам предоставляются  резидентам Республики Беларусь независимо от формы их собственности. Операции по привлечению и погашению иностранных  кредитов осуществляются на условиях, определенных международным договором (соглашением), межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением.  

Иностранные государственные кредиты привлекаются на основе соглашений, заключенных  между Правительством Республики Беларусь и правительствами других государств, а также международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. Иные иностранные кредиты могут привлекаться на основании соглашений, заключенных  между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и иностранных государств, банками.  

Республика  Беларусь является членом ряда международных  валютно-кредитных и финансовых учреждений. Так, она — член Международного валютного фонда, Группы Всемирного банка, Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) и др.  

Решение вопросов о кредитах для Республики Беларусь зависит, прежде всего, от качества экономических программ реформ, их соответствия мировым стандартам и  хода воплощения этих программ. Международная  кредитная помощь хотя и играет важную роль, но она может быть лишь дополнением  к усилиям страны, к ее бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширению производительной сферы экономики, сокращению непроизводительных бюджетных  затрат. Кредитная активность МВФ  в Республике Беларусь за последние  годы невысокая. Получение кредитных  линий от МВФ по условиям кредитора  должно быть поддержано экономическими реформами, другими мерами со стороны  заемщика, в частности, направленными  на укрепление платежного баланса, сокращение внешнего долга, увеличение инвалютных резервов, укрепление курса валюты.  

Стратегия Группы Всемирного банка, касающаяся кредитной  помощи Республике Беларусь, состоит  в концентрации усилий на обслуживании уже начатых кредитных проектов и рассмотрении вопросов расширения кредитной программы. Условиями  полномасштабной кредитной программы  являются рыночное реформирование страны, либерализация цен и режима обменного  курса, ускорение процесса приватизации, развитие конкуренции, ужесточение  кредитной политики Национального  банка Республики Беларусь и обеспечение  его независимости в проведении финансовой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Центральный банк : его статус, формы организации, функции и задачи.
 

В условиях развития современной банковской системы  особая роль принадлежит центральному банку как представителю первого  яруса банковской системы. Центральный  банк в настоящее время есть в  каждой стране. В одних странах  его возникновение в первую очередь  было связано с монополизацией денежного  обращения в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли  успешно выполнять функцию всеобщего  кредитного орудия обращения. Такие  банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие  законы, активно способствовало этому  процессу, так как выпускавшиеся  для выдачи ссуд многочисленными  мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в  случае банкротства эмитентов. В  других странах центральные банки  были созданы государством. В конце  ХIХ - начале ХХ века в большинстве  стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современно этапе - просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.

Правовое  положение центральных банков, их статус в развитых странах определяются соответствующим законодательством. В большинстве стран мира основным правовым актом, который регламентирует деятельность центральных банков, есть акт высшей юридической силы — закон. В законах о банках определяются их структура, основные задачи, функции и компетенция, порядок взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, государственными органами управления, а также полномочие государства относительно субъектов банковской системы и др. Закон закрепляет полномочие центрального банка как государственного эмиссионного центра. В правовых актах, которые определяют статус центральных банков, закрепляются также их властные полномочия в сферах регулирования денежного обращения, валютных операций, функционирование кредитной системы и т.п.

Центральные банки могут быть по форме собственности  государственными или акционерными. Так, во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании капитал центральных банков полностью принадлежит государству. В некоторых странах государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония). В США акционерами центрального банка (федеральных резервных банков) являются только коммерческие банки. Однако в любом случае государство играет главную роль в формировании органов управления центрального банка.

Существенно различаются в отдельных странах  содержание и формы взаимоотношений  и взаимосвязей между центральными банками и существующими ветвями  власти. В экономической литературе выделяются две модели таких взаимоотношений. Первая — центральный банк выступает  агентом правительства (министерства финансов) и проводником его денежно-кредитной  политики. Вторая — центральный  банк является независимым от правительства, которое обеспечивает нему самостоятельность  в проведении денежно-кредитной  политики без любого влияния со стороны  правительственных органов. Однако на практике эти модели в «чистом  виде» не функционируют. В большинстве  стран существуют промежуточные  модели, которые предусматривают  определенные принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным  банком и определенная степень его  независимости.

Законодательство  лишь пяти стран – США, Германии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов  — предусматривает подчинение центральных  банков парламентам. В большинстве  стран мира центральные банки  подчинены казначейству или министерству финансов.

В законодательстве Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других стран предусмотрено, что министерство финансов имеет  право выдавать инструкции центральным  банкам. Тем не менее, такие случаи являются чрезвычайно редкими.

В странах, где законодательными актами предусмотрено  подчинение центральных банков непосредственно  парламентам, с помощью соответствующих  процедур возможно принятие решений, какими органами исполнительной власти обязуются  оказывать содействие центральным  банкам в решении определенных проблем, в осуществлении денежно-кредитной  политики. Кроме этого, законодательство некоторых стран предусматривает  отчетность центральных банков перед  парламентами. Например, Федеральная  резервная система США подает Конгрессу США отчет о своей деятельности дважды на год. Центральные банки Германии и Японии подают отчеты в свои парламенты ежегодно.

Вопрос  независимости центральных банков является дискуссионным, особенно в  странах с рыночным типом экономики. Для центральных банковских учреждений Украины оно имеет не только теоретический, а и практический интерес. От ответа на этот вопрос зависит определение  правового положения, задач, функций, полномочий и принципов организации  НБУ в будущем законе про Национальный банк Украины.

Центральные банки в большинстве стран  мира постоянно пользуются поддержкой государства, которое дает возможность  обеспечить платежную систему мощными  средствами телекоммуникации, необходимой  для осуществления расчетов между  субъектами рынка. Центральные банки  способны регистрировать все платежные  операции, качественно проводить  зачисления взаимных обязательств банков и т.п. Центральный банк осуществляет макроэкономический надзор за функционированием  всей банковской системы, а также  за деятельностью каждого банка  в отдельности. Благодаря этому  он оперативно принимать превентивные меры, направленные на стабилизацию финансового  состояния участников рынка платежных  услуг и осуществлять санацию  того ли другого рынка с целью  недопущения разлада расчетной  системы посредствам банкротства  или не ликвидности ее участников.

Только  центральный банк в соответствии со своим статусом наделен необходимой  ликвидностью и абсолютной платежеспособностью. Этим риск неплатежей при расчетах с участием центрального банка сводиться  практически к минимуму.

Тем не менее, в разных странах роль центрального банка в расчетах и их регулировании  неодинаковая. Причины этого разные. В частности, немалое значение имеет  уровень квалификации участников платежных  отношений, которые проводят расчетные  операции. Есть отличия и в правовой базе и подходах отдельных государств к осуществлению субъектами рынка  финансовой деятельности.

Национальный  банк - центральный банк Республики Беларусь действует исключительно  в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

- утверждение  Президентом Республики Беларусь  Устава Национального банка, изменений  и дополнений, вносимых в него;

- назначение  Президентом Республики Беларусь  с согласия Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь на должность Председателя  и членов Правления Национального  банка, освобождение их от должности  с уведомлением Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь;

- определение  Президентом Республики Беларусь  аудиторской организации для  проведения аудиторской проверки  Национального банка;

- утверждение  Президентом Республики Беларусь  годового отчета Национального  банка с учетом аудиторского  заключения и распределения прибыли  Национального банка.

Национальный  банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов  Национального банка - город Минск.

Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его  организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального  банка.

Основными целями деятельности Национального  банка являются:

- защита  и обеспечение устойчивости белорусского  рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

- развитие  и укрепление банковской системы  Республики Беларусь;

- обеспечение  эффективного, надежного и безопасного  функционирования платежной системы;

Информация о работе Сущность и структурные элементы системы международного кредита