Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:03, реферат
Сущность экономического контроля в условиях рыночной экономики состоит в отслеживании экономического производства для оценки его фактического состояния и принятия, необходимых мер по результатам этого отслеживания.Контроль может носить правовой, административный характер, а также большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль.
1.Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи
Приказ
от 14 апреля 2000г. № 42Н об утверждении
инструкции о порядке проведения
ревизий и проверок контрольно-ревизионными
органами министерства финансов РФ.«Контроль»
(от французского controle – дословно «список,
ведущийся в двух экземплярах») означает
проверку (отслеживание, регулирование
и иное управляющее воздействие на любой
объект управления).Сущность экономического
контроля в условиях рыночной экономики
состоит в отслеживании экономического
производства для оценки его фактического
состояния и принятия, необходимых мер
по результатам этого отслеживания.Контроль
может носить правовой, административный
характер, а также большое значение имеет
технический, экономический контроль;
хозяйствующие субъекты организуют экономический
и общехозяйственный контроль. Особое
место в системеконтрольных функций занимает
финансовый контроль.Чтобы понять сущность
финансового контроля, необходимо выделить
характерные признаки составляющих его
элементов, которые позволяли бы установить
его индивидуальность и определить роль
и место среди иных близких понятий.В широком
смысле финансовый контроль означает
контрольную деятельность уполномоченных
на то органов по выполнению экономическими
субъектами своих хозяйственных функций
и соблюдения финансовой дисциплины, выявления
отклонений по центрам ответственности,
причинам и виновникам.Объектом контрольной
функции являются главным образом финансовые
показатели деятельности этих субъектов.
В зависимостиот того, кто осуществляет
контроль, что контролируется и каковы
его цели различают следующие виды контроля:
общегосударственный/
Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества служит инструментом проверки выполнением обязательств физических и юридических лиц перед государствам и соблюдении законности.Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т. д.Считается, что в широком смысле контроль — это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствиис принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей.Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, т. е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.
Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами контроля, как:
• субъект контроля;
• субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть субъект контроля или субъект, в интересах которого контроль осуществляется);
• объект контроля;
• предмет контроля;
• цель контроля;
• задачи контроля;
• принципы контроля;
• методы контроля;
• техника и технология контроля;
• процесс контроля.
В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля.Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средстви условий, способствующих этим явлениям.Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей.Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятымии закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствиис определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работи услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности.Многие современные исследователи финансового контроля рассматривают его как способ обеспечения законности в финансовойсфере и достоверности данных, представленных в бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов, что близко к трактованиюфинансового контроля как формы регулирования определенных финансово-производственных отношений. При этом упускаетсяиз виду тот факт, что контроль является и способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о результатах оказанного им на объект воздействия.В МСФО контроль определяется, как «возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании таким образом, чтобы получить выгоды от ее деятельности. Немецкий ученый Д. Хан считает, что «контроль предполагает определениеи документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности».
Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государствоми собственниками.Существуют выработанные мировой практикой общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность, ответственность, профессиональная компетентность, действенность и т. п.Для понимания сущности экономического контроля наряду с основными принципами важное значение имеет определение его целей и задач.Выступая основной частью организации и регулирования экономического производства, экономический контроль направленна достижение тех же целей, которые стоят и перед рыночной экономикой: повышение эффективности, усиление социальной значимости и приращение стоимости бизнеса. В соответствии с этим экономический контроль должен удовлетворять определенным требованиям, находящим отражение в следующих задачах:
- проверка
соблюдения действующего
- обеспечение
сохранности контролируемых
- проверка
планов (смет, бюджетов), выявление и
интерпретация отклонений
- выявление
и использование резервов
- проверка состояния бух. учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;
- содействие прозрачности и гуманизации бизнеса.
По характеру субъекта контроля различают внутренний и внешний контроль.
Внутренний проводиться внутренними службами предприятия, а внешний государственный финансовый контроль проводиться правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками.
Государственный контроль – представлен специальными органами государственного аппарата, компетенция которых распространяется на проверку соответствующих вопросов во всех отраслях национальной экономики.
Внутренний
контроль – выступает составной
частью системы корпоративного управления
и осуществляется как непосредственно
руководством и др. должностными лицами
хозяйствующего субъекта, так и его
специальными контрольными службами или
привлеченными
Общественный контроль — осуществляется контрольными органами и представляет собой самый массовый вид экономического контроля.
Аудиторский контроль – характерен для рыночной экономики – представляет собой независимую проверку состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Финансовый контроль — охватывает финансовую сферу экономических отношений, связанных с образованиеми использованием фондов денежных средств.
По времени проведения экономического контроля различают: предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю,и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования экономических ресурсов.
Текущий контроль – проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и призван оперативно устранять недостатки, выявлять и закреплять положи-тельные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление уже допущенных недостатков или примененного положительного опыта. Эта форма является самой распространеннойи применяется в работе всех органов экономического контроля.
По источникам контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль.
Документальным называется
Фактическим считается
По обследуемым периодам выделяют оперативный и периодический контроль.
Оперативный контроль представляет собой документальную проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца, например, за каждую декаду, за каждый день по завершению контролируемого процесса операции или действия.Источниками данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.
Периодический
контроль – это проверка за определенный
отчетный период (месяц, квартал, год) по
данным плана, смет, норми нормативов первичных
документов, производственных, материальных
и других отчетов по записям учетных регистрахи
другим источникам.По охвату проверяемых
объектов выделяют сплошной и выборочный
контроль.Сплошной контроль означает
проверку объектов в сплошном порядке.Выборочный
контроль ограничивается проверкой выборочного
круга проверяемых объектов.Ревизия –
важнейшая форма экономического контроля.Самоконтроль
– означает осуществление экономического
контроля непосредственно управленческим
персоналом хозяйствующего субъекта и
является преобладающей формой проведения
внутреннего контроля.Экономический анализ
– представляет собой один из важных способов
контроля, заключающийся в выявлении влияния
отдельных факторов на результаты хозяйственно-финансовой
деятельности хозяйствующих субъектов.
2. Уровни управления организацией.
2.1.Общее собрание.
Выделяют
четыре уровня управления в хозяйственных
обществах: общее собрание (стоит
во главе общества), совет директоров
и совет трудового коллектива; исполнительный
орган: правление и его председатель, в
условиях единоначалия — генеральный
директор, руководители служб и подразделений.Рассмотрим
первый уровень - общее собрание. На этом
уровне утверждается устав, в него вносятся
изменения, избираются органы управления,
утверждаются годовые отчеты, принимаются
решения об акционировании, социальных
льготах, режиме работы, направлениях
использования прибыли.Полномочия общего
собрания принято делить на исключительные
и общие. Исключительная компетенция означает,
что полномочия не могут быть переданы
другому органу управления. Общая компетенция
означает, что полномочия могут быть переданы
другому органу управления. Исключительной
компетенцией общего собрания акционеров
являются следующие вопросы:1) в области
формирования органов управления обществом:
определение состава и численности совета
директоров, избрание его членов; избрание
членов ревизионной комиссии (ревизора)
общества и досрочное прекращение его
полномочий, утверждение аудитора общества;2)
в области организационных преобразований:
внесение изменений и дополнений в устав
общества или утверждение устава общества
в новой редакции; принятие решений о реорганизации
и ликвидации общества;3) в области осуществления
и контроля операций; определение предельного
размера объявленных акций, их дробление
и консолидация; изменение уставного капитала
общества путем проведения операций с
акциями; заключение сделок, в совершении
которых имеется заинтересованность должностных
лиц общества, крупных акционеров или
их ближайших родственников; совершение
крупных сделок, связанных с приобретением
и отчуждением обществом имущества, стоимость
которого составляет свыше 50% балансовой
стоимости активов общества; утверждение
годовых отчетов, бухгалтерских балансов,
отчета о прибылях и убытках общества,
распределение его прибылей и убытков;4)
к области общей компетенции собрания
акционеров относятся следующие вопросы:
приобретение и выкуп обществом размещенных
акций; утверждение договоров и передаточного
акта о слиянии или присоединении; создание
новых обществ в результате реорганизации
в форме разделения или выделения; порядок
обмена акций на вклады; дата, размер и
форма выплаты дивидендов; проведение
ревизии(проверки) финансово-хозяйственной
деятельности общества; утверждение перечня
документов, которые общество обязано
хранить и предоставлять за плату акционерам.
Информация о работе Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи