Сущность бухгалтерской финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность финансовой отчётности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие, назначение и содержание финансовой отчетности;
 исследовать этапы развития финансовой отчетности в России;
 исследовать состав финансовой отчётности;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы финансовой отчетности 4
1.1 Понятие, назначение и содержание финансовой отчетности 5
1.2 Этапы развития финансовой отчетности в России 10
Глава 2. Особенности финансовой отчетности и требования, предъявляемые к ней 16
2.1 Состав финансовой отчётности 16
2.2 Требования, предъявляемые к финансовой отчётности 26
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

П39 доработка.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Основные принципы построения различных видов отчетности, по мнению разработчиков Концепции 2004 года, выглядят следующим образом:

       индивидуальная финансовая отчетность должна составляться по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Тем самым косвенно подтверждается то, что одновременно могут действовать два вида стандартов - отечественные (разработанные на основе МСФО, но с учетом национальных особенностей экономической деятельности и традиций организации и ведения бухгалтерского учета) и собственно МСФО (которые фактически представляют собой свод правил финансовой отчетности, предполагающий многовариантность организации и осуществления учетных процессов). Не исключается возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной финансовой отчетности непосредственно согласно МСФО (вместо российских стандартов). В этом случае потребуется дополнительное нормативное регулирование составления пояснений к отчетности, исчерпывающе разъясняющих заинтересованным пользователям, какие варианты применения МСФО выбраны хозяйствующим субъектом;

       консолидированная отчетность будет представляться исключительно согласно МСФО. С учетом того что индивидуальная отчетность, скорее всего, будет составляться по другим (отечественным) стандартам, потребуются дополнительные затраты по перегруппировке и корректировке данных индивидуальной отчетности. Из этого следует, что одна из проблем, определенных в разделе 1 Концепции 2004 года (неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО), не только не будет разрешена, но и может существенно усугубиться;

       управленческая отчетность должна представляться в объемах и в сроки, установленные самим хозяйствующим субъектом. Вместе с тем Концепцией 2004 года подчеркивается целесообразность такого построения управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная финансовая и консолидированная финансовая отчетность. Данный тезис изложен в виде рекомендации, но его практическая реализация также может повлечь существенные дополнительные материальные затраты;

       налоговую отчетность предлагается составлять на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, посредством ее корректировки по правилам налогового законодательства. В определенной мере это можно считать шагом назад: подобная схема практиковалась до вступления в силу главы 25 НК РФ и законодательного закрепления необходимости организации и ведения налогового учета (отдельно от бухгалтерского). Впрочем, весьма вероятно, что в рамках сближения бухгалтерского и налогового учета необходимые изменения будут внесены и в налоговое законодательство.

В настоящее время предусмотрена Концепция реформирования бухгалтерского учета и отчетности, которая включает:

       оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной финансовой отчетности согласно МСФО. Срок реализации мероприятия выглядит несколько неожиданно, если учесть, что в течение 2010-2012 годов (в соответствии с Планом мероприятий) будет вестись активная работа по переработке принятых отечественных стандартов бухгалтерского учета (ПБУ) и разработке новых с целью их гармонизации (а на практике, скорее всего, максимальной адаптации) к требованиям МСФО.

При этом реализация некоторых мероприятий обуславливается необходимостью принятия федеральных законов (о бухгалтерском учете и о консолидированной финансовой отчетности), а для некоторых мероприятий будет разработан и утвержден отдельный план.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состав  финансовой отчетности и требования, предъявляемые к ней

2.1 Состав финансовой отчётности

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

       форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

       форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях[7]:

                                                       бухгалтерский баланс – форма № 1;

                                                       отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

                                                       отчет об изменениях капитала – форма № 3;

                                                       отчет о движении денежных средств – форма № 4;

                                                       приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

                                                       пояснительную записку;

                                                       отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;

                                                       специализированные формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;

                                                       итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников.

В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса».

Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них  отражаются одни и те же средства[8].

Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за определенный период. В данной форме отражаются доходы и прочие расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех разделов и справки:

       В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

       В разделе II « Резервы предстоящих расходов» и в разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.

       В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

       В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех разделов:

       Остаток денежных средств на начало года.

       Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений

       Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов

       Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств показывается по видам деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов:

1. В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

2. В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.

3. В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

4. В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества[9].

5. В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

6. В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

7. В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам и об остатке средств на конец года.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Важнейшим документом финансовой отчетности является баланс организации – форма № 1. Главным его качеством является то, что он определяет состав и структуру имущества предприятия, ликвидность и оборачиваемость оборотных средств, наличие собственного капитала и обязательств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности. Эти сведения баланса служат базой для принятия обоснованных управленческих решений, оценки эффективности будущих вложений капитала и размере финансового риска[10].

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности балансовые показатели оформляются по принципу баланса-нетто, то есть исключаются из балансового подсчета суммы регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке.

Оценка имущества и обязательств для отражения их в учете и отчетности производится в денежном выражении на основе действующих положений по бухгалтерскому учету.

В балансе не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учету.

В разделе «Внеоборотные активы» в строке 110 «Нематериальные активы» приводится остаточная стоимость нематериальных активов, принадлежащих организации. В их состав включаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, организационные расходы, деловая репутация. Бухгалтерский учет указанных активов ведется на счете 04 «Нематериальные активы».

При отражении в балансе основных средств предприятия (строка 120) суммируется остаточная стоимость всех основных средств, включая те, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции, модернизации, консервации или в запасе.

Следует напомнить, что остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств определяется как разница между первоначальной стоимостью, учитываемой на счетах 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы» и суммой начисленной амортизации по счетам 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» соответственно.

Информация о работе Сущность бухгалтерской финансовой отчетности