Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность финансовой отчётности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, назначение и содержание финансовой отчетности;
исследовать этапы развития финансовой отчетности в России;
исследовать состав финансовой отчётности;
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы финансовой отчетности 4
1.1 Понятие, назначение и содержание финансовой отчетности 5
1.2 Этапы развития финансовой отчетности в России 10
Глава 2. Особенности финансовой отчетности и требования, предъявляемые к ней 16
2.1 Состав финансовой отчётности 16
2.2 Требования, предъявляемые к финансовой отчётности 26
Заключение 30
Список литературы 31
5) анализ рентабельности организации.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности[4]:
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования.
На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.
Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Финансовый анализ дает возможность оценить:
Имущественное состояние предприятия;
Степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами;
Достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
Потребность в дополнительных источниках финансирования;
Способность к наращиванию капитала;
Рациональность привлечения заемных средств;
Обоснованность политики распределения прибыли и др.
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использование финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его финансовой отчетности.
1.2 Этапы развития финансовой отчетности в России
Формирование бухгалтерского учета и отчетности в России происходило под влиянием западных теорий, однако бухгалтерский учет нашей страны базировался на принципах и методах, обусловленных российской экономикой и менталитетом. В развитии финансовой отчетности в России можно выделить пять этапов:
1.
В Положении определены плательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога.
Статьи 102 – 113 главы 4 положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правления предприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием или соответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансы предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным контролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «О государственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансов России была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения о государственном промысловом налоге». В данном документе был определен перечень предприятий, обязанных публиковать финансовую отчетность[6].
Операционным годом признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Практически до 1910 года, несмотря на ссылку в Положении о государственном промысловом налоге, формы отчетов установлены не были.
2.
Революция 1917 года, в результате которой все главные отрасли торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль.
5 декабря 1917 г. было издано Постановление «Об образовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная государственная бухгалтерия, на которую были возложены обязанности по учету денежных средств и имущества, составление годовых бухгалтерских отчетов о доходах и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.
3. Третий этап (1921 – 1945 гг.) связан с переходом в 1921 году к новой экономической политике, государство стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной жизни и основным распределителем материальных благ.
4. Четвертый этап (1946 – 1980гг.). В первой половине 1950-х годов отмечались тенденции к сокращению финансовой и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса.
На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось в директивах советского правительства. Так, например, Министерство финансов в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 год заметно сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.
Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее число показателей баланса выросло с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.
5. Пятый этап (1981 – по настоящее время) характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам обозначилась серьезная проблема, связанная с унификацией финансовой отчетности для предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены дополнительные статьи.
С введением нового плана счетов с 1 января 1992 г. финансовая отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам».
Выделенные пять этапов совершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) до современного составления отчетности. Пройдя все этапы, финансовая отчетность неуклонно приближается к международным стандартам.
Постановление № 3708-1 «О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области регулирования бухгалтерского учета направлена на построение нормативной и правовой базы в соответствии с международными стандартами.
До перехода на рыночную экономику использовалась система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям планируемой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, было государство, т.е. отраслевые министерства и ведомства, планирующие, статистические и финансовые органы.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета и отчетности - ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:
формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
В развитие Концепции 1997 года постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа 1998 года).
В Программе 1998 года:
была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета;
приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Были определены задачи реформы:
сформировать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;
были определены основные направления реформы:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование финансовой профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Концепция 2004 года, так же как и другие нормативные акты, регулирующие реформу бухгалтерского учета и финансовой отчетности, определяет в качестве магистрального направления реформирования переход на МСФО.
Из пяти основных направлений дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности наиболее масштабными и приспособленными к нормативному регламентированию являются два:
создание инфраструктуры применения МСФО;
изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Для реализации вышеуказанных направлений предполагается организация взаимодействия профессионального сообщества (скорее всего, в виде ИПБ и его территориальных филиалов) и органа государственного управления (Минфина России).
Информация о работе Сущность бухгалтерской финансовой отчетности