Сущность бухгалтерской финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность финансовой отчётности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие, назначение и содержание финансовой отчетности;
 исследовать этапы развития финансовой отчетности в России;
 исследовать состав финансовой отчётности;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы финансовой отчетности 4
1.1 Понятие, назначение и содержание финансовой отчетности 5
1.2 Этапы развития финансовой отчетности в России 10
Глава 2. Особенности финансовой отчетности и требования, предъявляемые к ней 16
2.1 Состав финансовой отчётности 16
2.2 Требования, предъявляемые к финансовой отчётности 26
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

П39 доработка.doc

— 156.50 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">4)      анализ финансовой устойчивости;

5)      анализ рентабельности организации.

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности[4]:

                                                                                       форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В бухгалтерском балансе фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов, капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности, прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «на начало года» и «на конец года», что дает возможность сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не позволяет ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Для этого нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников, что достигается подготовкой других форм отчетности:

                                                                                       форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», предназначенная для характеристики финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период. Данные в отчете приводятся нарастающим итогом;

                                                                                       форма № 3 «Отчет об изменениях капитала», которая содержит показатели о состоянии и движении собственного капитала, целевых финансирования и поступлений, резервов предстоящих расходов и платежей и оценочных резервов[5];

                                                                                       форма № 4 «Отчет о движении денежных средств». Этот отчет содержит сведения о денежных потоках с учетом остатков на начало и конец отчетного периода;

                                                                                       приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), которая содержит подробную информацию о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, затратах организации, финансовых вложениях и т. д., что дает возможность провести более подробный финансовый анализ.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования.

На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.

Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Финансовый анализ дает возможность оценить:

       Имущественное состояние предприятия;

       Степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами;

       Достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

       Потребность в дополнительных источниках финансирования;

       Способность к наращиванию капитала;

       Рациональность привлечения заемных средств;

       Обоснованность политики распределения прибыли и др.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использование финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его финансовой отчетности.

1.2 Этапы развития финансовой отчетности в России

Формирование бухгалтерского учета и отчетности в России происходило под влиянием западных теорий, однако бухгалтерский учет нашей страны базировался на принципах и методах, обусловленных российской экономикой и менталитетом. В развитии финансовой отчетности в России можно выделить пять этапов:

1.                                                        Первый этап (1898 – 1916 гг.) Связан с применением положения о государственном промысловом налоге, в котором отдельные статьи посвящены финансовой отчетности. Положение было утверждено 8 июня 1898 г. при императоре Николае II и состояло из 7 глав и 180 статей. Своим строением и содержанием Положение напоминает главу 25 налогового кодекса РФ.

В Положении определены плательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога.

Статьи 102 – 113 главы 4 положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правления предприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием или соответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансы предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным контролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «О государственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансов России была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения о государственном промысловом налоге». В данном документе был определен перечень предприятий, обязанных публиковать финансовую отчетность[6].

Операционным годом признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Практически до 1910 года, несмотря на ссылку в Положении о государственном промысловом налоге, формы отчетов установлены не были.

2.                               Второй этап (1917 – 1921 гг.) До 1917 года отличительным признаком учета в России являлась его территориально-экономическая ограниченность. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных отраслей хозяйства, так и для отдельных ветвей промышленности. Учет был, замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объем учета, и область его применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционной России.

Революция 1917 года, в результате которой все главные отрасли торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль.

5 декабря 1917 г. было издано Постановление «Об образовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная государственная бухгалтерия, на которую были возложены обязанности по учету денежных средств и имущества, составление годовых бухгалтерских отчетов о доходах и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.

3. Третий этап (1921 – 1945 гг.) связан с переходом в 1921 году к новой экономической политике, государство стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной жизни и основным распределителем материальных благ.

4. Четвертый этап (1946 – 1980гг.). В первой половине 1950-х годов отмечались тенденции к сокращению финансовой и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса.

На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось в директивах советского правительства. Так, например, Министерство финансов в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 год заметно сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее число показателей баланса выросло с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

5. Пятый этап (1981 – по настоящее время) характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам обозначилась серьезная проблема, связанная с унификацией финансовой отчетности для предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены дополнительные статьи.

С введением нового плана счетов с 1 января 1992 г. финансовая отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам».

Выделенные пять этапов совершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) до современного составления отчетности. Пройдя все этапы, финансовая отчетность неуклонно приближается к международным стандартам.

Постановление № 3708-1 «О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области регулирования бухгалтерского учета направлена на построение нормативной и правовой базы в соответствии с международными стандартами.

До перехода на рыночную экономику использовалась система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям планируемой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, было государство, т.е. отраслевые министерства и ведомства, планирующие, статистические и финансовые органы.

Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета и отчетности - ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

       формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

       обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

       оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

В развитие Концепции 1997 года постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа 1998 года).

В Программе 1998 года:

       была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета;

       приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

Были определены задачи реформы:

 сформировать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

       обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

       оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

       были определены основные направления реформы:

       совершенствование нормативного правового регулирования;

       формирование нормативной базы (стандарты);

       методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

       кадровое обеспечение (формирование финансовой профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

       международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Концепция 2004 года, так же как и другие нормативные акты, регулирующие реформу бухгалтерского учета и финансовой отчетности, определяет в качестве магистрального направления реформирования переход на МСФО.

Из пяти основных направлений дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности наиболее масштабными и приспособленными к нормативному регламентированию являются два:

       создание инфраструктуры применения МСФО;

       изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Для реализации вышеуказанных направлений предполагается организация взаимодействия профессионального сообщества (скорее всего, в виде ИПБ и его территориальных филиалов) и органа государственного управления (Минфина России).

Информация о работе Сущность бухгалтерской финансовой отчетности