Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:16, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается во всестороннем рассмотрении основ аудиторской деятельности и разграничении понятий аудит и аудиторская деятельность.
Введение……………………………………………………..……………………...3
Концептуальные основы и понятие аудита…………………………………...3
1.1 Сущность и содержание аудита, классификация его основных видов…..…5
1.2 Цели и задачи аудита………………………………………………...............10
Теоретические аспекты аудиторской деятельности……………………...15
2.1 Общая характеристика аудиторской деятельности и ее государственное регулирование……………………………………………………………………………15
2.2 Организационно-правовые основы аудиторской деятельности…...............19
Заключение………………………………………………………………………...23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложения………………...……………………………………………………..28
Указанные две функции не являются исчерпывающими, поскольку аудиторы выполняют также консультационную, информационную и другие функции.
2.1
Общая характеристика
аудиторской деятельности
и ее государственное
регулирование
Одной из международных организаций, до недавнего времени контролирующей и координирующей аудиторскую деятельность, был Комитет по аудиторской практике, который состоял из представителей всех основных профессиональных бухгалтерских организаций. Комитет был ответствен за установление стандартов и инструкций аудита с 1976 по 1991 г.; в настоящее время эту функцию выполняет Совет по аудиторской практике.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [10].
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности - реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.
Таким образом, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственного аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.
В приложении Б дана примерная характеристика аудиторской деятельности [12].
Аудиторская деятельность может распространяться на все экономические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы).
При этом аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, обязаны зарегистрироваться как предприниматели без образования юридического лица.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества.
Аудиторские фирмы в Российской Федерации осуществляют свою деятельность при условии, что в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.
В Германии и Франции аудиторской фирмой может называться только фирма, 75% уставного капитала которой принадлежит лицам, имеющим право заниматься аудитом. За неправомерное использование названия «аудиторская фирма» в Германии определена уголовная ответственность. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности.
Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Общественные аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские фирмы существенно различаются по численности персонала: от нескольких человек до нескольких тысяч человек - в крупнейших межнациональных и общепризнанных в деловом мире аудиторских фирмах. В Великобритании, например, где существуют тысячи аудиторских фирм, пять крупнейших из них подвергают аудиту более чем 80% ведущих предприятий страны.
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритания) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.
В Российской Федерации организацию государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Положение о Комиссии утверждает Президент Российской Федерации, назначающий также ее председателя.
Основные направления деятельности Комиссии [8]:
1) разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в том числе стандартов аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг;
2)
выдача генеральных лицензий
на осуществление
3) организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;
4)
определение перечня ведущих
учебно-методических центров
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации, а также порядок получения лицензий на осуществление аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Комиссии по аудиторской деятельности.
Организация проведения аттестации и лицензирования аудиторской деятельности возлагается на Минфин и Центральный банк Российской Федерации, для чего этими органами созданы соответствующие центральные аттестационные аудиторские комиссии.
Во всех развитых странах действуют независимые Палаты аудиторов, основными задачами которых являются разработка стандартов по аудиторской деятельности, осуществление контроля за качеством работы аудиторов, проведение аттестации и выдача документов на занятие аудиторской деятельностью (в странах, где это не является государственной прерогативой). Палаты аудиторов выполняют также роль координаторов деятельности аудиторов, определяют этические нормы их поведения в обществе и принимают дисциплинарные меры к лицам, нарушившим эти нормы.
К
международным аудиторским
- международные стандарты учета;
-
международные нормативы
-
международные положения
-
международные нормативы
-
общепринятые аудиторские
2.2
Организационно-правовые
основы аудиторской
деятельности
Стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:
-
федеральные правила (
-
внутренние правила (стандарты)
-
правила аудиторской
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании, стаже работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с лишением права занятия определенных должностей или работы в определенной области.
Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда.
Лица,
успешно сдавшие
Аудиторская деятельность лицензируется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации в этой области.
Лицензии выдаются отдельно на осуществление следующих видов аудиторской деятельности [5]:
а) банковский аудит;
б) аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
в) аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
г) общий аудит (аудит иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на три, два или один год, и срок их действия не продлевается. По истечении срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.
Выдача лицензии аудиторской организации осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:
- аудиторская организация не может иметь форму открытого акционерного общества;
- уставный капитал (уставный фонд), заявленный в учредительных документах, должен составлять не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом (на дату государственной регистрации аудиторской организации);
- в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%;
- в штате аудиторской организации должно состоять не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, срок действия которых не истек, в области аудиторской деятельности, указанной в заявлении на получение лицензии.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата, составляющая трехкратный МРОТ, установленный федеральным законом (на дату подачи заявления).
Лицензирующий
орган при осуществлении
Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности