Сравнительная характеристика аудита и бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке информации, ка¬сающейся функционирования экономического субъекта, осущест¬вляемый компетентным независимым лицом, которое исходя из уста-новленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

Содержание

. Сущность и значение аудита и бухгалтерского учета
1.1 Понятие, цель, принципы и основные этапы аудита и бухгалтерского учета
1.2 Виды аудита и бухгалтерского учета
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета
2.1 Законодательное регулирование аудита и бухгалтерского учета в РФ
2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в РФ

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 47.04 Кб (Скачать)

 

2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета

2.1 Законодательное регулирование аудита и бухгалтерского учета  в РФ

Регулирование аудиторской  деятельности в Российской Федерации  осуществляется на разных уровнях. Первый уровень — это уровень федерального законодательства, представленный Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об аудиторской деятельности», «Об акционерных обществах» и др. Приоритетное значение здесь имеет Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности», которому должны соответствовать все нормы других законодательных актов в области аудита. На втором уровне аудиторскую деятельность регламентируют нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, которые определяют общие организационные вопросы регулирования аудита. И, наконец, третий уровень регулирования аудиторской деятельности представлен аудиторскими стандартами — федеральными, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и внутренними стандартами аудиторских фирм.

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»

В Федеральном законе «Об  аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. сформулированы основные понятия, связанные с аудитом, определены его задачи, место в системе финансового контроля, принципы аудиторской деятельности.

Ранее на протяжении более  семи с половиной лет регулирование  аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской  деятельности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита:

впервые на уровне законодательства определено правовое пространство аудита.

Так, в частности, в Федеральном  законе уточнено, что аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. В ст. 1 впервые приведен детализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, что позволяет более конкретно, законодательно обоснованно оценивать возможность осуществления подобных услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. С учетом того, что оказание сопутствующих аудиту услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении в общем объеме работ и услуг, данная норма имеет чрезвычайно большое значение. Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Регулирование бухгалтерского учета следует рассматривать  с точки зрения мировых моделей  учета: 1) континентальная модель - регулирование  учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства;  
 
2) британо-американская модель - доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов).  
 
До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.  
 
Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:  
 
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;  
 
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст.3 ФЗ № 129-ФЗ).  
 
Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. 
 
Действие федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на их филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. 
 
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. 
 
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ: 
 
- положения (стандарты), устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности; 
 
- планы счетов бухгалтерского учета; 
 
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. 
 
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ» от 19 августа 1994 года № 984 Министерство финансов: 
 
- осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций, учреждений и организаций исходя из их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию; 
 
- утверждает планы счетов бухгалтерского учета; 
 
- типовые формы бухгалтерского учета и отчетности; 
 
- инструкции по их применению и порядку составления отчетности; 
 
- осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; 
 
- устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; 
 
- устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ; 
 
Минфин РФ издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства РФ приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также организациями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами; 
 
Минфин РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты. 
 
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. 
 
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. 
 
Таким образом все, что было перечислено выше, образует систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

 

2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в РФ

В настоящее время в  России формируется пятиуровневая  система нормативного регулирования  аудита

Первый уровень — Федеральный  закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской  деятельности". Закон установил понятие аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил их основные виды, сформулировал требования к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц. В Законе определено понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций. Закон дал понятие аудиторской тайны, как обеспечения сохранности (конфиденциальности) полученных сведений и определил ответственных за их разглашение, охарактеризовал роль и значение стандартов аудиторской деятельности, их обязательный характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов. Закон отменяет институт лицензирования аудиторской деятельности и вводит общие требования к предмету аудиторской деятельности и порядку оказания аудиторских услуг. 

К документам второго уровня относятся также распоряжения Президента, постановления Правительства РФ. 
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки. 
Четвертый уровень — методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны. 
Пятый уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. 
Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте ли в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и администрации фирмы. Оговариваются права и обязанности аудитора в части применения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов.

 
 
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета может быть представлена в виде нескольких уровней, в зависимости от подчиненности нормативных актов. При этом выделяются следующие уровни:  
 
- законодательный (президент РФ, федеральное собрание РФ, правительство РФ) – включает федеральный закон о бухгалтерском учете, указы президента, постановления правительства РФ; 
 
- концептуальный (правительство РФ, министерство финансов РФ) – включает, положения по бухгалтерскому учету, стандарты, устанавливают общие принципы и регулируют правила ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения; 
 
- методический (Министерство Финансов РФ, другие органы исполнительной власти) – включает план счетов бухгалтерского учета, нормативные акты, методические указания по вопросам бухгалтерского учета; 
 
- уровень организация (исполнительный орган организации) – документы, регулирующие учетную политику организации, положение по учетной политике, устанавливающее способы и приемы ведения учета в организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных документов, порядок проведения инвентаризации и внутреннего контроля. 
При этом соблюдается принцип того, что документы нижестоящего уровня не могут противоречить документам, вышестоящего уровня.

 

 


Информация о работе Сравнительная характеристика аудита и бухгалтерского учета