Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:31, реферат
Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке информации, ка¬сающейся функционирования экономического субъекта, осущест¬вляемый компетентным независимым лицом, которое исходя из уста-новленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.
. Сущность и значение аудита и бухгалтерского учета
1.1 Понятие, цель, принципы и основные этапы аудита и бухгалтерского учета
1.2 Виды аудита и бухгалтерского учета
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета
2.1 Законодательное регулирование аудита и бухгалтерского учета в РФ
2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в РФ
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета
2.1 Законодательное регулирование аудита и бухгалтерского учета в РФ
Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях. Первый уровень — это уровень федерального законодательства, представленный Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об аудиторской деятельности», «Об акционерных обществах» и др. Приоритетное значение здесь имеет Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности», которому должны соответствовать все нормы других законодательных актов в области аудита. На втором уровне аудиторскую деятельность регламентируют нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, которые определяют общие организационные вопросы регулирования аудита. И, наконец, третий уровень регулирования аудиторской деятельности представлен аудиторскими стандартами — федеральными, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и внутренними стандартами аудиторских фирм.
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. сформулированы основные понятия, связанные с аудитом, определены его задачи, место в системе финансового контроля, принципы аудиторской деятельности.
Ранее на протяжении более семи с половиной лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита:
впервые на уровне законодательства определено правовое пространство аудита.
Так, в частности, в Федеральном законе уточнено, что аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. В ст. 1 впервые приведен детализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, что позволяет более конкретно, законодательно обоснованно оценивать возможность осуществления подобных услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. С учетом того, что оказание сопутствующих аудиту услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении в общем объеме работ и услуг, данная норма имеет чрезвычайно большое значение. Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Регулирование бухгалтерского
учета следует рассматривать
с точки зрения мировых моделей
учета: 1) континентальная модель - регулирование
учета и его развитие регламентируется
законодательными актами государства;
2) британо-американская модель - доминирующую
роль в разработке и установлении стандартов
и правил ведения учета и отчетности играют
бухгалтеры-профессионалы (профессиональные
организации бухгалтеров и аудиторов).
До недавнего времени Российская учетная
система характеризовалась доминированием
государственного регулирования учета
и отчетности, направленностью учета на
фискальные цели, незначительной ролью
профессиональных организаций в регулировании
учета (близко к континентальной модели).
В последнее время ситуация изменилась,
совершенствование законодательной базы
учета проводится с привлечением объединений
профессиональных бухгалтеров и аудиторов
(характерно для британо-американской
модели), но все же регулирование бухгалтерского
учета производится нормативными актами
государства.
Основными целями законодательства РФ
о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения
учета имущества, обязательств и хозяйственных
операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой
и достоверной информации об имущественном
положении организаций и их доходах и
расходах, необходимой пользователям
бухгалтерской отчетности (ст.3 ФЗ № 129-ФЗ).
Законодательство РФ о бухгалтерском
учете состоит из Федерального закона,
устанавливающего единые правовые и методологические
основы организации бухгалтерского учета,
других федеральных законов, указов Президента
РФ и постановлений Правительства РФ.
Действие федерального закона распространяется
на все организации, находящиеся на территории
РФ, а также на их филиалы и представительства
иностранных организаций, если иное не
предусмотрено международными договорами
РФ.
Общее методологическое руководство бухгалтерским
учетом в РФ осуществляется Правительством
РФ.
Органы, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского
учета, руководствуясь законодательством
РФ, разрабатывают и утверждают в пределах
своей компетенции обязательные для исполнения
всеми организациями на территории РФ:
- положения (стандарты), устанавливающие
принципы, правила и способы ведения учета
хозяйственных операций, составления
и предоставления отчетности;
- планы счетов бухгалтерского учета;
- другие нормативные акты и методические
указания по вопросам бухгалтерского
учета.
В соответствии с Постановлением Правительства
РФ «Об утверждении положения о Министерстве
финансов РФ» от 19 августа 1994 года № 984
Министерство финансов:
- осуществляет методическое руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью организаций,
учреждений и организаций исходя из их
организационно-правовых форм и подчиненности
и принимает меры по его совершенствованию;
- утверждает планы счетов бухгалтерского
учета;
- типовые формы бухгалтерского учета
и отчетности;
- инструкции по их применению и порядку
составления отчетности;
- осуществляет руководство работой по
переоценке товарно-материальных ценностей;
- устанавливает порядок ведения бухгалтерского
учета и составления отчетности об исполнении
федерального бюджета, смет расходов бюджетных
учреждений и организаций;
- устанавливает формы учета и отчетности
по кассовому исполнению федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ;
Минфин РФ издает в пределах своей компетенции
на основе и во исполнение законодательства
РФ приказы и инструкции и дает указания,
являющиеся обязательными для исполнения
федеральными органами исполнительной
власти, а также организациями, учреждениями
и организациями независимо от их организационно-правовых
форм и подчиненности и гражданами;
Минфин РФ издает в необходимых случаях
совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти ведомственные
нормативные акты.
Нормативные акты и методические указания
по бухгалтерскому учету, издаваемые органами,
которым федеральными законами предоставлено
право регулирования бухгалтерского учета,
не должны противоречить нормативным
актам и методическим указаниям Министерства
финансов РФ.
Организации, руководствуясь законодательством
РФ о бухгалтерском учете, нормативными
актами органов, регулирующих бухгалтерский
учет, самостоятельно формируют свою учетную
политику, исходя из своей структуры, отрасли
и других особенностей деятельности.
Таким образом все, что было перечислено
выше, образует систему нормативного регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации.
2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в РФ
В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита
Первый уровень — Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Закон установил понятие аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил их основные виды, сформулировал требования к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц. В Законе определено понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций. Закон дал понятие аудиторской тайны, как обеспечения сохранности (конфиденциальности) полученных сведений и определил ответственных за их разглашение, охарактеризовал роль и значение стандартов аудиторской деятельности, их обязательный характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов. Закон отменяет институт лицензирования аудиторской деятельности и вводит общие требования к предмету аудиторской деятельности и порядку оказания аудиторских услуг.
К документам второго уровня
относятся также распоряжения Президента,
постановления Правительства
Третий уровень системы нормативного
регулирования аудиторской деятельности
представлен Федеральными стандартами
(правилами) аудиторской деятельности.
Основное назначение стандартов: установление
норм аудита, однозначно интерпретируемых
всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности и прежде всего арбитражным
судом. Стандарты содержат основные правила
проведения аудиторской проверки и составления
аудиторского заключения. С их помощью
аудитор сможет выбрать как необходимый
масштаб и глубину аудиторской проверки,
так и ее целесообразную методику. Стандарты
аудита определяют также критерии, с помощью
которых можно оценить качество аудиторской
проверки.
Четвертый уровень — методики аудиторской
деятельности, регламентирующие порядок
осуществления аудиторами проверок применительно
к конкретным отраслям, по отдельным вопросам
налогообложения, финансов и по специальным
аудиторским заданиям. К этому же уровню
относятся внутренние стандарты, устанавливаемые
профессиональными аудиторскими объединениями
для своих членов. Требования этих стандартов
не могут быть ниже требований Федеральных
стандартов и не могут противоречить им.
В настоящее время такие стандарты пока
не разработаны.
Пятый уровень — документы, необходимые
для реализации стандартов. Эти документы
должны содержать сведения по применению
стандартов, организации на основе стандартов
аудиторской деятельности (внутрифирменные
стандарты). Базируются внутрифирменные
стандарты на законодательных и нормативных
актов, международных и отечественных
стандартах и должны включать в себя основополагающие
и конкретные процедуры проведения аудита.
Итоговым документом разработанных внутрифирменных
стандартов может быть «Приказ об утверждении
внутрифирменных стандартов», подписанный
руководителем фирмы. В соответствии с
учредительными документами эти стандарты
могут дополнительно утверждаться советом
учредителей аудиторской фирмы. Необходимость
применения указанных стандартов должна
быть оговорена в контракте ли в другом
документе, регламентирующем рабочие
отношения аудитора и администрации фирмы.
Оговариваются права и обязанности аудитора
в части применения указанных стандартов,
принципы профессиональной этики и методы
контроля качества работы аудиторов.
Система
нормативного регулирования бухгалтерского
учета может быть представлена в виде
нескольких уровней, в зависимости от
подчиненности нормативных актов. При
этом выделяются следующие уровни:
- законодательный (президент РФ, федеральное
собрание РФ, правительство РФ) – включает
федеральный закон о бухгалтерском учете,
указы президента, постановления правительства
РФ;
- концептуальный (правительство РФ, министерство
финансов РФ) – включает, положения по
бухгалтерскому учету, стандарты, устанавливают
общие принципы и регулируют правила ведения
бухгалтерского учета, составления и предоставления
отчетности, правила и порядок учета отдельных
объектов бухгалтерского наблюдения;
- методический (Министерство Финансов
РФ, другие органы исполнительной власти)
– включает план счетов бухгалтерского
учета, нормативные акты, методические
указания по вопросам бухгалтерского
учета;
- уровень организация (исполнительный
орган организации) – документы, регулирующие
учетную политику организации, положение
по учетной политике, устанавливающее
способы и приемы ведения учета в организации,
рабочий план счетов бухгалтерского учета,
формы применяемых первичных документов,
порядок проведения инвентаризации и
внутреннего контроля.
При этом соблюдается принцип того, что
документы нижестоящего уровня не могут
противоречить документам, вышестоящего
уровня.
Информация о работе Сравнительная характеристика аудита и бухгалтерского учета