Сравнительная характеристика аудита и бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке информации, ка¬сающейся функционирования экономического субъекта, осущест¬вляемый компетентным независимым лицом, которое исходя из уста-новленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

Содержание

. Сущность и значение аудита и бухгалтерского учета
1.1 Понятие, цель, принципы и основные этапы аудита и бухгалтерского учета
1.2 Виды аудита и бухгалтерского учета
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета
2.1 Законодательное регулирование аудита и бухгалтерского учета в РФ
2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в РФ

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 47.04 Кб (Скачать)

- все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели;

- существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйствен-ной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся фактов.

Перечисленные особенности бухгалтерского учета  отличают его от оперативно-технического и статистического видов учета. Но только использование информации всех трех видов учета, хозяйственного учета как целостной системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, выполнять работы и оказывать  услуги, оценивать положение предприятия  на рынке.

Главная цель бухгалтерского учёта – формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних  пользователей, а также анализ, интерпретация  и использование информации для  выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятие управленческих решений.

 

Основными принципами бухгалтерского учета, можно считать следующие: 
Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; ее имущество строго обособлено от имущества ее совладельцев, работников и других организаций. Данные бухгалтерского учета представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе ее функционирования. Элементы учета, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учета как излишние. В бухгалтерском учете и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации. 
Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределенное использованием двойной записи на счетах, т. е. одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета и кредиту другого бухгалтерского счета. 
Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с ее будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации. 
Принцип объективности (регистрации) состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учета, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. 
Принцип осмотрительности (консерватизм) предполагает определенную степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов, или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов. Пренебрежение указанным принципом приведет к тому, что финансовая отчетность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утратит надежность. 
Принцип начислений (условные факты хозяйственной деятельности) — исходит из того, что все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на: 
принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата. В России момент продажи продукции определяется по отгрузке и по оплате. Международные стандарты допускают фиксировать реализацию по отгрузке, поставке, получению денег продавцом или агентом; 
принцип соответствия — доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Разумеется, расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в другом отчетном периоде, учитываются отдельно. 
Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчетности за год, полугодие, квартал, месяц. Названный принцип обеспечивает сопоставимость отчетных данных, позволяет по истечении определенных периодов времени исчислить финансовые результаты. 
Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учетной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба ее интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность. 
Принцип денежного измерения, т.е. количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны. 
Принцип преемственности в бухгалтерском учете предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.

Организацией бухгалтерского учета называют всю систему учетного процесса. В нее включается: документирование фактов хозяйственной деятельности и ведение первичного учета, систематизация и группировка информации в учетных регистрах (счетах), перечень этих счетов (План счетов бухгалтерского учета), способы регистрации информации в регистрах и их взаимосвязь (формы ведения текущего бухгалтерского учета), состав и содержание отчетности.

Традиционно сложилась строгая  последовательность выполнения бухгалтерских  действий или этапов.

Первый этап — текущее наблюдение, измерение, сбор и регистрация фактов хозяйственной деятельности организации. Обычно этот этап называют документированием. Это очень важный этап организации  бухгалтерского учета. Именно поэтому  бухгалтеры с такой тщательностью  проверяют правильность составления  и заполнения первичных учетных  документов и при необходимости  визируют их. От правильности оформления первичных документов зависит юридическая  доказательность фактов хозяйственной  деятельности и достоверность всей бухгалтерской отчетности. Этот этап учетного процесса, включающий понятие  и классификацию документов для  целей бухгалтерского учета, наличие  обязательных реквизитов и правила  обработки в бухгалтерской службе, был рассмотрен в разделе I.

Второй этап — систематизация, группировка и обобщение учетной  информации, содержащейся в первичных  учетных документах, т.е. выполняются  процедуры, позволяющие охватить и  упорядочить сведения обо всей хозяйственной  деятельности организации. Этот этап называется регистрацией. В зависимости от организационной  формы ведения бухгалтерского учета регистрация и ведение записей могут производиться в различных учетных регистрах — на счетах бухгалтерского учета, систематизированный перечень которых устанавливается Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

План счетов бухгалтерского учета  представляет собой схему регистрации  и группировки фактов хозяйственной  деятельности (активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций и др.). Таким образом, План счетов — это систематизированный перечень счетов, необходимых для организации  бухгалтерского учета и последующего отражения в отчетности информации обо всей деятельности хозяйствующего субъекта. Цель разработки Плана счетов — унификация применения синтетических  счетов для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и  видов сптельности.

Организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, и кредитные  организации имеют много специфических  особенностей в ведении бухгалтерского учета, поэтому в настоящее время  действуют три плана счетов: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций; План счетов бухгалтерского учета для бюджетных  учреждений; План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

 

1.2  Виды аудита и  бухгалтерского учета

Аудиторская деятельность достаточно разнообразна. Аудит претерпевал изменения как в процессе своего исторического развития, так и расширяя области своего применения.

Исторически выделяют следующие  этапы развития аудита (которые можно рассматривать и как виды аудита):

• подтверждающий аудит. Он заключается в проверке и подтверждении достоверности бухгалтерских документов;

• системно ориентированный аудит. Проверка ориентирована на анализ системы внутреннего контроля предприятия. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то объем проверки может быть значительно уменьшен;

• аудит, основанный на риске. Аудиторская экспертиза концентрируется в тех областях, где аудиторский риск выше, при этом сокращается время проверки участков с низкими рисками. Большое значение приобретает определение уровня существенности в аудите и расчет аудиторской выборки.

Внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит осуществляется независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг руководству. Внутренний аудит — это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Как правило, функции внутреннего  аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. В табл. 1.1. представлены основные отличия внутреннего и внешнего аудита.

  Инициативный и обязательный аудит

Аудит экономического субъекта может быть инициативным или обязательным. Инициативный (добровольный) аудит обычно проводится по решению руководства предприятия или его собственников. Его

целью является выявление  недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, проведение анализа финансового  состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности  деятельности. Обязательный аудит регламентируется государством. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. приведен перечень критериев, по которым организации подлежат обязательной аудиторской проверке (табл. 1.2). Согласно закону обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, что позволяет повысить качество его проведения. Кроме того, в соответствии с нормами закона при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Первоначальный  и согласованный аудит

Различают также первоначальный аудит и согласованный (продолжающийся) аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.

Согласованный аудит осуществляется повторно. При этом планирование и проведение аудита основано на знании специфики деятельности клиента и организации бухгалтерского учета на предприятии. Зачастую аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской выборки.

Классификация аудита по видам проверяемых субъектов

С точки зрения проверяемых  экономических субъектов аудит  можно подразделить на следующие  виды:

• общий аудит (аудит предприятий и организаций, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, учреждений);

• банковский аудит (аудит банков и других кредитных организаций);

• аудит страховых организаций;

• аудит бирж;

• аудит внебюджетных фондов;

• аудит инвестиционных фондов.

 

 

Бухгалтерский учет можно  разделить на несколько видов, каждый из которых требует специальных  знаний и регулируется особыми правилами, а занимающиеся им люди объединены в особые профессиональные ассоциации. Такими разновидностями являются: 1) финансовый учет, 2) управленческий учет, 3) налоговый учет и 4) аудит. Из них наибольшее значение имеет финансовый учет, так как все прочие виды бухгалтерской деятельности исходят из принципов и понятий, применяемых в финансовом учете. Финансовый учет призван снабжать информацией внешние по отношению к предприятию заинтересованные стороны. В число тех, кто пользуется данными финансового учета, входят реальные и потенциальные инвесторы, кредиторы, государственные учреждения, служащие и конкуренты. В связи с тем, что полученная с помощью финансового учета информация предназначена людям, не имеющим доступа к подробным сведениям о ресурсах и операциях предприятия, в практике финансового учета действуют некоторые основополагающие принципы и правила, гарантирующие объективность, проверяемость и беспристрастность. Результаты учета доводятся до пользователей в форме основного финансового отчета, который обычно является частью годового отчета предприятия перед акционерами и нередко дополняется докладом президента компании, управленческим анализом деятельности и перспектив предприятия и отчетом об аудиторской проверке финансовой деятельности. Финансовый отчет обычно включает: 1) бухгалтерский баланс, 2) счет прибылей и убытков, 3) счет движения денежных средств. Каждый элемент по-разному отражает функционирование и финансовое состояние организации. Изучение их в комплексе и с учетом примечаний, которые обычно сопровождают отчеты и дополняют представленную в них информацию, позволяет извлечь сведения, помогающие заинтересованным лицам оценить финансовое положение и результаты работы предприятия. Для облегчения сопоставлений наряду с информацией текущего года в отчетах должны быть представлены данные за прошлый год. Открытые акционерные компании обязаны представлять счета прибылей и убытков и счет движения средств за текущий и два предшествующих года и баланс за текущий и предшествующий годы. Баланс содержит информацию об объеме и структуре активов, пассивов и капитала компании на определенный момент времени. Как правило, активы упорядочиваются по степени их ликвидности и разбиваются на две категории - текущие (оборотные) и основные. К текущим активам относятся те ресурсы, которые должны быть обращены в деньги или полностью потреблены в течение следующего отчетного периода. Пассивы (обязательства) обычно группируются по срокам их оплаты и также делятся на две категории - текущие и долгосрочные. Предполагается, что текущие обязательства будут оплачены до окончания предстоящего отчетного периода. Структура капитала зависит от типа предпринимательской организации. Единоличные предприятия и товарищества фиксируют в балансе капитал владельцев. Собственный капитал корпораций обычно складывается из двух основных компонентов: вложенного, или оплаченного, акционерного капитала - суммы, поступившей от реализации акций; и нераспределенной прибыли, т.е. совокупной накопленной прибыли, полученной предприятием за все время его существования, за вычетом суммы дивидендов, распределенных среди акционеров. Счет прибылей и убытков подытоживает результаты основной хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. В нем приводятся данные о доходах, расходах, прибылях и убытках, на основе которых рассчитывается чистая прибыль (или убыток) за отчетный период. К доходам относят увеличение стоимости активов или снижение стоимости обязательств в результате осуществления поставок или производства товаров, предоставления услуг либо иных действий, которые входят в основную хозяйственную деятельность организации. Под расходами соответственно понимают снижение стоимости активов или рост стоимости обязательств в результате этой деятельности. Прибылями и убытками называют изменения в стоимости активов и обязательств, вызванные операциями и событиями, выходящими за рамки основной хозяйственной деятельности организации. Представленная в счете прибылей и убытков информация предназначена не только для оценки прошлой деятельности предприятия, но и для прогнозирования будущих ее результатов. Счет движения денежных средств призван служить двум целям. Главная задача заключается в объяснении причин увеличения или уменьшения суммы денежных средств предприятия за определенный период времени. Для решения этой задачи указываются основные источники поступления средств и статьи их расходования с указанием соответствующих сумм за отчетный период. Конкретные поступления и платежи отнесены к различным категориям, в зависимости от того, связаны ли они с основной хозяйственной, инвестиционной или финансовой деятельностью, и благодаря этому счет служит своей второй цели - он дает возможность судить о воздействии каждого из направлений деятельности на движение денежных средств предприятия. Соответственно, счет позволяет оценить ликвидность и платежеспособность предприятия, а также его способность покрывать непредвиденные расходы и использовать неожиданно представившиеся возможности.

Информация о работе Сравнительная характеристика аудита и бухгалтерского учета