Современные мкждународные тенденции регулирования бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего исследования предопределена следующими обстоятельствами. Ключевым направлением развития современного бухгалтерского учета и отчетности служит учетное регулирование, предполагающее регламентирование как методологических основ учетного процесса, так и методических, организационных и технических аспектов учетной и отчетной информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Типы моделей учета…………………………………………………………….5
2. Особенности систем учета зарубежных стран……………………………….8
3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)…………...23
4. Унификация систем бухгалтерского учета………………………………….28
5. Структура и содержание бухгалтерского баланса………………………….30
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

современные международные тенденции регулирования бухгалтерской отчетности работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Типы моделей учета…………………………………………………………….5

2. Особенности  систем учета зарубежных стран……………………………….8

3.  МСФО (Международные стандарты финансовой  отчетности)…………...23

4. Унификация  систем бухгалтерского учета………………………………….28

5. Структура  и содержание бухгалтерского  баланса………………………….30

Заключение………………………………………………………………………36

Библиографический список……………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  настоящего исследования предопределена следующими обстоятельствами. Ключевым направлением развития современного бухгалтерского учета и отчетности служит учетное регулирование, предполагающее регламентирование как методологических основ учетного процесса, так и методических, организационных и технических аспектов учетной и отчетной информации.

     Сущность  регулирования учета и отчетности определена объективной многовариантностью способов формирования в бухгалтерском  учете информационной совокупности при установленном наборе средств  достижения целевой установки - обеспечения пользователей учетных данных совокупностью необходимых сведений. Содержание учетного регулирования на всех этапах исторического развития человечества, начиная с древнейших времен и по настоящее время, подчинялось цели, выполнение которой служило объективной причиной трудозатрат по ведению учета, созданию его парадигмы, имеющей в каждом периоде конкретное наполнение, базирующееся на национальной традиции.

     В мире существует чрезвычайно большое  количество моделей учета. Различия этих моделей вызваны как историческими причинами, так и различиями условий окружающей среды, в которых функционируют предприятия различных стран.

     Цель  работы состоит в исследовании современных  международных тенденций регулирования  бухгалтерской отчетности. В соответствии с данной целью можно сформулировать следующие задачи исследования:

     - охарактеризовать типы моделей  учета;

     - проанализировать особенности систем  учета зарубежных стран;

     - рассмотреть МСФО (Международные  стандарты финансовой отчетности);

     - исследовать унификацию систем бухгалтерского учета;

     - проанализировать структуру и содержание бухгалтерского баланса.

     Методологическую  основу исследования составили общенаучные  и частнонаучные методы научного познания.

     Теоретическую основу исследования составили труды: Т.Н. Мальковой, Я.В. Соколова, Т.М. Тимошиной.

     Структурно  исследование представлено введением, пятью главами, заключением, библиографическим списком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Типы моделей  учета
 

     Можно выделить две классификации моделей  учета. В первой деление осуществляется по «географическому» принципу. Она является, возможно, старейшей попыткой классификации, возникшей еще в 20-ых годах прошлого века. Естественно, что страны относятся к каждой из моделей не по степени географической близости, а по степени сходства их учетных практик:

     1. Англосаксонская (британо-американская) модель. По этой модели работают  в США, Канаде, Мексике, Великобритания  и бывшие ее колонии (например, Австралия, Новая Зеландия, Южная  Африка). Для этих стран характерна  ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, наличие развитого рынка ценных бумаг, оказывающего влияние на требования к качеству представления компаниями отчетности, прежде всего акционерными обществами, отсутствие или слабое государственное регулирование бухгалтерского учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми независимыми (т.е. негосударственными) профессиональными учетными организациями, а также высокоразвитая система подготовки учетных кадров, выходящая далеко за пределы национальных границ.1

     2. Континентальная, или европейская,  модель. Эта модель объединяет  Германию, Францию, Италию, Бельгию,  Швейцарию и др. Основными ее  чертами являются сильное воздействие  законодательства на регулирование  учета, тесная связь учета и налогообложения, ориентация на государственные нужды, более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультационную роль. Основными финансовыми донорами в большинстве европейских стран являются банки. Меньшая актуальность общедоступной информации для банков, которые обычно принимают участие в управлении предприятиями, которые они кредитуют, приводит к тому, что качество раскрытия информации в этих странах ниже, а государство предпринимает определенные усилия по его увеличению.

     3. Латиноамериканская модель. По этой модели работают Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых характерны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учетных вопросов. Отличие этой модели в том, что она четко сориентирована на нужды государства, прежде всего налоговые. Для стран этой модели характерна большая унифицированность и меньшая сложность отчетности. Также для них характерны развитые механизмы учета инфляции. Россия соответствует большинству признаков, которые характерны для этой модели.

     Другая  интересная модель, в которой типизация  осуществляется не только путем выделения  характерных типов и черт, но и  их иерархическим подчинением друг другу, приведена на рис 1.Верхний  уровень иерархии определяет то, на какие экономические цели ориентируется учетная система страны - макро- или микроэкономические. Потом осуществляется градация в зависимости от того, на что ориентируется страна в построении системы учета - на теоретические разработки, или на практические потребности либо делового мира, либо законодательства. Наконец, в системах, ориентированных на практику, можно осуществить деление по тому, как осуществляется регулирование - при помощи законодательства (британская система и Германия), или основную роль играют подзаконные акты. В макроэкономической ветви это, прежде всего, особенности налогообложения, а в американской - постановления частных организаций.

     Россия  не рассматривалась составителями  этой классификации и включена в  нее условно. Тем не менее, ключевые признаки являются во многом общими для нее и других стран этой группы. В любом случае, очевидно, что Россия и США относятся к разным  классам систем, и различие это начинается уже на самом верхнем уровне иерархии.2   

     Рисунок 1- Классификация моделей учета 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности  систем учета зарубежных стран 

     Рассмотрим  наиболее известные учетные системы  экономически развитых стран.

     Система учета США в нашей стране известна как GAAP (General Accepted Accounting Practice), или общепринятые учетные принципы, которые, по сути, выполняют роль учетных стандартов. Изначально к системе GAAP США относились документы, охватывающие вопросы учетной политики и техники бухгалтерского учета.

     Американская  система развивалась достаточно длительное время в условиях конкурентной капиталистической экономики. Соответственно, понятие финансового учета выросло там из внутрифирменного учета на малых предприятиях, при их превращении в крупные акционерные общества. При их развитии не существовало единой концепции учета. Таким образом, развитие шло постепенно, и все понятия разрабатывались по мере возникновения потребности в них. Так произошло, например, с понятием амортизации, которое вошло в круг понятий бухгалтеров и предпринимателей лишь с появлением крупных капитальных сооружений, таких как железные дороги, когда возникла проблема распределения их стоимости на период времени, в течение которого они используются.

     В американской учетной теории выделяются три периода развития:

     Неформальный  период - до начала 30-ых годов нашего века;

     Период  решения проблем;

     Возникновение FASB - Financial Accounting Standards Board (Совет по стандартам бухгалтерского учета) в 1973 году и развитие концептуальной основы финансового учета.

     Принципиальное  различие российской и американской учетных систем можно заметить сразу, как только мы чуть более внимательно присмотримся к их определению. В общепризнанном американском определении финансового учета говорится, что “Финансовый учет - процесс, заканчивающийся приготовлением финансовой отчетности относительно предприятия в целом, которая используется как внешними, так и внутренними пользователями... Эта отчетность обеспечивает последовательную и непрерывную выраженную в денежном измерении историю экономических ресурсов и обязательств предприятия и экономической деятельности, которая изменяет эти ресурсы или обязательства”. Определение же бухгалтерского учета по российской традиции несколько отличается: «Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования (обязательствах),  и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица)»3.

     Основное  различие можно выделить  в том, на что обращено основное внимание определяющего. В первом случае, учет - это процесс, приводящий к результату (финансовой отчетности), правильное представление которого и является целью учета. Основным является не сам процесс, а именно результат. Во втором случае учет рассматривается как система, в которой все ее составляющие равноценны, а цель системы определяется отдельно.

     Ситуация  с США отличается с одной стороны  большей простотой: законодательной  базой для общего регулирования  финансового учета и отчетности служат буквально несколько законов, прежде всего законы о ценных бумагах и фондовых биржах. Однако не только и не столько законы и подзаконные акты регулируют финансовый учет в США. В каждом отчете аудитора присутствует упоминание того, что предоставленная отчетность соответствует GAAP - Generally Accepted Accounting Principles - общепринятым принципам учета. Однако не только не существует единого документа или набора документов, в которых были бы сформулированы эти принципы, не существует даже единого общепринятого определения того, что же это такое. Определение того, является ли данный конкретный принцип  общепринятым или нет, до сих пор не самая элементарная задача. Даже критерии отнесения данного правила к общепринятым не устоялись. Собственно требования SEC являются лишь поднабором GAAP.[5]

     В системе GAAP выделяется четыре уровня документов:

     1) уровень А: 

     положения по стандартам финансового учета (выпущенные FASB),

     интерпретации (изданные FASB),

     мнения (опубликованные APB),

     исследовательские бюллетени по бухгалтерскому учету (опубликованные AICPA);

     2) уровень В: 

     технические бюллетени (выпущенные FASB),

     отраслевые  руководства по бухгалтерскому учету  и аудиту (опубликованные AICPA),

     разъяснения (опубликованные AICPA);

     3) уровень С: 

     общие мнения рабочей группы, практические бюллетени (опубликованные AICPA);

     4) уровень Д: 

     комментарии по бухгалтерскому учету (опубликованные AICPA),

     руководства по применению (изданные FASB),

     учетная отраслевая общепризнанная практика.4

     Основу GAAP составляют документы уровня А, которым  отдается предпочтение при возникновении разночтений и разногласий.

     В процесс разработки стандартов в  США в настоящее время вовлечены  несколько профессиональных организаций: Комитет по стандартам финансового  учета (Financial Accounting Standards Board - FASB); Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC); Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants - AICPA); Американская бухгалтерская ассоциация (American Accounting Association - AAA); Комитет по стандартам учета бюджетных организаций (Governmental Accounting Standard Board - GASB).

Информация о работе Современные мкждународные тенденции регулирования бухгалтерской отчетности