Совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы проанализировать состав бухгалтерской отчетности, этапы формирования, а также порядок ее представления в российской практике.

Для того, чтобы проанализировать тему необходимо поставить задачи. Необходимо:

раскрыть понятие «бухгалтерская отчетность»
рассмотреть регулирование бухгалтерской отчетности;
проанализировать ее состав;
описать этапы формирования отчетности;
рассмотреть порядок ее представления

Содержание

Введение 3

Глава 1. Бухгалтерская (финансовая) отчётность как информационная система в условиях рыночной экономики 5

1.1.Виды и состав бухгалтерской (финансовой) отчётности 5

1.2.Основные пользователи информационной отчётности 8

1.3.Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчётности 10

Глава 2. Содержание бухгалтерской (финансовой) отчётности и принципы её составления в ООО «Теплонефтегаз» 15

2.1.Этапы подготовительной работы по формированию бухгалтерской отчётности 23

2.2. Бухгалтерский баланс и порядок составления 27

2.3. Отчёт о прибылях и убытках: содержание и принципы составления 33

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерской (финансовой) отчётности 42

Заключение 45

Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

фин отчётность.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

    1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета  представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета  включает:

    1) нормативное правовое регулирование  - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

    2) методическое (нормативно-техническое)  регулирование - осуществляется  методическими (техническими) нормами,  содержащимися в соответствующих  актах методического (нормативно-технического) характера5.

    Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета  принадлежит учетной политике организации  и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

    К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и нормативные правовые акты Минфина России. Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

    Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О" бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами

    Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина России, который по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России "в государственной регистрации не нуждается" - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера.

    Акты  Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

    Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным  правовым актам, то приоритет имеют  последние (поскольку первые являются их производной).

    Рассмотрим  подробнее отдельные виды нормативных актов Минфина России, их роль и значение в регулировании бухгалтерского учета.

    Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации6 по законодательству РФ распространяет действие на все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

    Положение регулирует широкий круг вопросов: 1) общие аспекты организации и  ведения бухгалтерского учета; 2) порядок  бухгалтерского учета отдельных  объектов: незавершенные капитальные  вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации; 3) вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности.

    Эти вопросы также регулируются Положениями  по бухгалтерскому учету (ПБУ). В связи  с тем, что с момента вступления в силу нового ПБУ не отменяются (не признаются утратившими силу) соответствующие  нормы Положения, возникли многочисленные противоречия между данными актами.

    Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают  принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.

    По  виду регулирования Положения по бухгалтерскому учету подразделяются на нормативные правовые акты и на акты нормативно-технического характера.

    По  предмету (вопросу, сфере) регулирования ПБУ подразделяются на:

    1) регулирование общих вопросов  организации бухгалтерского учета  ("Учетная политика организации"  ПБУ 1/98);

    2) регулирование бухгалтерского учета  отдельных объектов (активов, обязательств, операций). Например, "Учет основных  средств" ПБУ 6/01, "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 и др.

    3) регулирование общих вопросов  формирования бухгалтерской отчетности ("Бухгалтерская отчетность организации"  ПБУ 4/99);

    4) регулирование порядка раскрытия  и представления информации об отдельных обстоятельствах деятельности организации в бухгалтерской отчетности ("События после отчетной даты" ПБУ7/98, "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 12/2000 и др.).

    План  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инструкция по его применению (утверждено Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (далее - Инструкция по применению плана счетов).

    Инструкция  по применению плана счетов устанавливает  единые подходы к применению Плана  счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

    Инструкция  по применению плана счетов согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД не нуждается в государственной регистрации, поскольку не содержит правовых норм и является документом нормативно-технического характера.

 

    ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЕЁ СОСТАВЛЕНИЯ В ООО НПФ«ТЕПЛОНЕФТЕГАЗ» 
 

    2.1 Этапы подготовительной работы по формированию бухгалтерской отчётности. 
 

      Бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом  всей системы бухгалтерского учета  и выступает завершающим этапом учетного процесса. Это обусловливает  органическое единство формирующихся  в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами7.

      Бухгалтерская отчетность, по своей сущности, предназначена  для удовлетворения потребностей как  внутренних, так и внешних пользователей. Поэтому при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих  условий:

  • полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета и их соответствие показателям бухгалтерской отчетности;
  • своевременная инвентаризация денежных средств, материальных ценностей и расчетов;
  • правильная оценка статей баланса.

      Для составления бухгалтерской отчетности необходимо проделать предварительную  работу, которая должна обеспечить точность и полноту включаемых в  отчетные формы данных. Для этого  производится тщательная сверка данных синтетического и аналитического учета, контроль за тем, чтобы ни один документ не остался вне записи в соответствующих учетных регистрах, ликвидируются расхождения в расчетах с другими организациями и лицами. При завершении годового цикла бухгалтерского учета, кроме того, проводится полная инвентаризация всех средств и расчетов для устранения возможных расхождений между  данными текущего учета и действительным фактическим состоянием средств хозяйства, производятся также заключительные годовые записи и подсчет итогов и сальдо по счетам.

      Проверка  учетных записей и уточнение оценки объектов бухгалтерского учета обеспечивает реальность показателей бухгалтерской отчетности. В ней объекты должны отражаться в следующей оценке:

  • нематериальные активы — по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации;
  • основные средства — по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления, за минусом начисленного износа;
  • оборудование — по фактической себестоимости приобретения;
  • капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика);
  • финансовые вложения — по фактическим затратам для инвестора;
  • материальные ценности (материалы, топливо, запасные части, тара и другие материальные ресурсы) — по фактической их себестоимости;
  • незавершенное производство — по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, либо по стоимости материальных затрат;
  • расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;
  • готовая продукция — по фактической или нормативной (плановой) себестоимости;
  • товары отгруженные, сданные работы и оказанные услуги — по фактической или нормативной (плановой) себестоимости;
  • дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами;
  • остатки средств по валютному счету — в рублях, определяемых по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода;
  • уставный капитал — в размере, определенном учредительными документами;
  • резервный и добавочный капитал — в сумме неиспользованных средств этих видов капитала;
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) — в сумме нераспределенной прибыли или непокрытого убытка;
  • займы и кредиты — на сумму фактической задолженности по займам и кредитам;
  • кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам;
  • доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к будущим отчетным периодам;
  • резервы предстоящих расходов — в сумме неиспользованных резервов и т. д.

    Инвентаризация  имущества и обязательств – это  периодическая проверка их наличия,  состояния и оценки. Имеющееся  у организации имущество может  не соответствовать данным бухгалтерского учета. Федеральным законом  № 129-ФЗ8, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что организации обязаны проводить инвентаризацию:

    – когда имущество передается в  аренду, выкупается или продается;

    – при реорганизации или ликвидации организации;

    – при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

    – перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности (кроме имущества,  инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

    – при смене материально ответственных  лиц (на  день  приемки-передачи дел);

    – при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);

    – если произошло стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);

    – в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ.

    В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость ТМЦ и денежных средств, но и проверить правильность их оценки, то есть обоснованность определения указанной стоимости в бухгалтерском учете. Кроме того, должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погашение которой маловероятно, а также долги, безнадежные ко взысканию.

    Последовательность  инвентаризации

    Процедура проведения инвентаризации слагается  из нескольких этапов. Этап первый – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

– подготовку приказа о проведении инвентаризации;

– формирование инвентаризационной комиссии;

– определение  сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

Информация о работе Совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчётности