Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение современного состояния отечественных и международных стандартов аудиторской деятельности, а также проведение их сравнительной характеристики.
В процессе изучения решаются следующие задачи:
- раскрытие сущности, целей, основных принципов и классификации стандартов аудиторской деятельности;
- изучение состава и классификации отечественных стандартов аудита;
- изучение состава и классификации международных стандартов аудита;
Введение
Глава 1. Стандартизация аудиторской деятельности
1.1. Понятие, цели и основные принципы стандартов аудита
1.2. Классификация стандартов аудиторской деятельности
Глава 2. Современное состояние международных и отечественных стандартов аудиторской деятельности
2.1. Состав и классификация российских правил (стандартов) аудита
2.2. Состав и классификация международных стандартов аудита (МСА)
2.3.Анализ сходства и различия МСА и отечественных стандартов
Глава 3. Совершенствование стандартов аудита
3.1 Перспективы развития и применения аудиторских стандартов
Заключение
Список использованной литературы
Федеральные правила (стандарты) — это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Базируются на международных стандартах аудита.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулируемых организациях аудиторов, а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов. [1]
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание — закрытая информация. Внутрифирменные стандарты — это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.
Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и могут включать в себя следующие разделы.
Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована — это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.
Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.
Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.
Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля — сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.
Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.
План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.
Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.
Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.
Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета. [8]
Применение внутрифирменных стандартов в аудиторских организациях способствует:
- соблюдению требований внешних аудиторских правил;
- уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
- использованию для проведения аудита ассистентов или помощников аудитора;
- увеличению объема выполненных аудиторских услуг.[23]
Глава 2. Современное состояние международных и отечественных стандартов аудиторской деятельности
2.1. Состав и классификация российских правил (стандартов) аудита
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) - профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов. Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года. В настоящее время действуют 30 (6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандартов (ПСАД) плюс 6 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.[2]
Состав, утверждение и даты вступления в действие федеральных стандартов аудиторской деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1.- Состав, утверждение и даты вступление в действие федеральных стандартов аудиторской деятельности
Номер ФСАД | Наименование | Документ утверждения | Дата вступления |
1 | Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 53 | 07.10.2004 |
2 | Документирование аудита | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 |
3 | Планирование аудита | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 |
4 | Существенность в аудите | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 |
5 | Аудиторские доказательства | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 |
7 | Контроль качества выполнения заданий по аудиту | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 | 19.11.2008 |
Продолжение таблицы 1
8 | Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 | 19.11.2008 | |
9 | Связанные стороны | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 | 19.11.2008 | |
10 | События после отчетной даты | Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 | 04.07.2003 | |
11 | Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 | 04.07.2003 | |
12 | Согласование условий проведения аудита | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
16 | Аудиторская выборка | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
17 | Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
18 | Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
19 | Особенности первой проверки аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
20 | Аналитические процедуры | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
21 | Особенности аудита оценочных значений | Введено Постановлением Правите | 02.08.2010 | |
22 | Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника | Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586
| 02.08.2010 |
Продолжение таблицы 1
23 | Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 |
24 | Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
25 | Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
26 | Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
27 | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
28 | Использование результатов работы другого аудитора | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
29 | Рассмотрение работы внутреннего аудита | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
30 | Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
31 | Компиляция финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 |
32 | Использование аудитором результатов работы эксперта | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 | 22.07.2008 |
33 | Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 | 22.07.2008 |