Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики составления аудиторского заключения.
В работе ставились и решались следующие задачи.
Анализировать аудиторское заключения
Изучения порядка составления аудиторского заключения
Раскрытия контроля качества работы аудиторов
Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, осуществляются:
СОА, членом которой является такая аудиторская организация, не реже 1 раза в 3 года, но не чаще 1 раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
Минфином РФ не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может быть поданная в СОА или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства об аудиторской деятельности. Минфин РФ обязан сообщить СОА о результатах проверки аудиторской организации и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.
3.2 Внутренний контроль качества в аудите
Аудиторская организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества в аудите», № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»
Принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны выполнятся:
1) в рамках всей деятельности аудиторской организации;
2) в ходе проведения каждой аудиторской проверки.
Аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.
Аудит начинается с планирования, определения рисков и уровня существенности. На этапе планирования для проверки аудируемого лица подбирается группа аудиторов или один аудитор. Количество специалистов зависит от объема хозяйственных операций проверяемой организации. Затем назначается руководитель аудиторской проверки. От руководителя зависит очень многое. Важный критерий — профессиональная компетентность в той отрасли и деятельности, которой занимается аудируемое лицо. Далее определяется состав группы. Кроме аудиторов туда включают и ассистентов аудитора, которые решают определенные технические задачи.
Затем начинается непосредственно сама проверка. Все основные вопросы решаются руководителем проверки на месте. В процессе работы руководитель проверки проверяет деятельность всей группы, ее рабочие документы, составляет отчет о результатах аудита и сдает результаты работы специалисту по контролю качества (отдел контроля качества). Там проверяется соблюдение аудиторских стандартов и осуществляется первичный контроль качества на предмет соответствия представленного материала требованиям контроля. Далее осуществляется качественный контроль результатов проверки.
Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как:
1) объем и характер деятельности аудируемого лица;
2) территориальное расположение;
3) организационная структура аудируемого лица;
4) соотношение затрат и выгод.
Под влиянием этих факторов методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией, и объем документации будут меняться.
Общие требования к организации системы внутреннего контроля качества аудита:
работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;
необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;
необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.
В этих требованиях основной акцент делается на это соблюдение принципа независимости и профессиональную компетентность работников.
Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита должны:
1) быть доведены до сведения работников аудиторской организации;
2) быть понятны;
3) применяться на практике.
Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки. В ходе аудиторской проверки руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки. Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:
осуществлять контроль за ходом аудита с тем, чтобы определить:
1) обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;
2) понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
3) выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита. Проводить оценку их важности и вносить изменения в общий план и программу аудита;
устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.
Руководитель аудиторской проверки должен анализировать профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу. Участники аудиторской группы могут получить необходимую информацию по проведению аудита из программы аудита, сметы затрат времени, общего плана аудита. Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна проверяться работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень компетентности, по следующим вопросам:
была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;
были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах;
были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
Необходимо своевременно проверять следующее:
общий план и программу аудита; оценку
неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в результате такой оценки;
документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
финансовую (бухгалтерскую) отчетность, предлагаемые поправки и аудиторское заключение.
Проверка работы по проведению аудита может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
Таким образом, внутренний контроль качества предполагает проведение контрольных мероприятий в процессе всего аудита. Проверке подлежат все основные процедуры и выводы аудиторов.
3.3 Процедуры внутреннего контроля качества в аудиторской организации по основным направлениям
Аудиторским стандартом № 7 определены конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита по следующим направлениям:
профессиональные требования;
профессиональная компетентность;
поручение заданий;
контрольные полномочия;
консультирование;
работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.
Процесс внутреннего контроля качества должен охватывать все основные процессы проведения аудиторской проверки: документирование аудита, аудиторские доказательства, аудиторскую выборку и т.д. До сведения работников аудиторской организации доводятся цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения.
Для этого необходимо:
информировать работников об общих целях и конкретных процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также о том, что они должны знать эти цели и процедуры;
придавать особое значение независимости мышления в процессе обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;
своевременно информировать работников о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости, в том числе: 1) составить и вести список аудируемых лиц, лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, и других лиц (аффилированных, ассоциированных и т.д.);
2) предоставить указанный список работникам, которым он будет необходим для определения ими своей независимости;
3) установить процедуры по уведомлению работников об изменениях, внесенных в список.
Для регулярного наблюдения за соблюдением норм профессионального поведения, определяемых в соответствии с кодексом профессиональной этики аудиторов, в аудиторской организации необходимо:
обеспечить представление ежегодно работниками письменных заявлений, подтверждающих, что: 1) работники ознакомлены с общими целями и конкретными процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором); 2) запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись в течение определенного периода; 3) не существует запрещенных отношений и не осуществлялись операции, не соответствующие принципам аудиторской организации (индивидуального аудитора);
возложить ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
возложить ответственность за получение письменных заявлений и проведение анализа на предмет полноты документации, подтверждающей соблюдение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
периодически анализировать взаимоотношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости или содержат признаки нанесения такого ущерба;
разработать процедуры, направленные на разрешение этических конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;
проводить процедуры, предусматривающие периодическую (не реже одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.
Принцип профессиональной компетентности заключается в том, что персонал аудиторской организации должен состоять из работников, знающих требования законодательства РФ, а при необходимости и других государств, и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью. В штате аудиторской организации должно состоять достаточное количество работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора. В аудиторской фирме должна быть разработана программа по привлечению квалифицированных работников.
При этом разрабатывается программа найма работников, которая предусматривает: 1) установление направлений поиска потенциальных работников; 2) методы установления контактов с потенциальными работниками; 3) сообщение информации лицам, занимающимся вопросами найма, о потребностях в работниках и целях найма;