Составление отчетности по МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:21, реферат

Описание работы

Решение этой задачи предполагает переосмысление основ отечественного учета, пересмотр его ценностных ориентиров, модификацию общего его формата. Особенно наглядно, предметно и актуально переформулировка основ бухгалтерского учета выступает в сфере банковской деятельности, где «перекосы» в учете и отчетности, пожалуй, самые распространенные, а потери от них – наибольшие.
Цель этой работы – рассмотреть и изучить составление отчетности банков по МСФО.

Содержание

Введение
1.Основные задачи бухгалтерского учета в банках
2.Структура и содержание форм финансовой отчетности в соответствии с МСФО
3. Состав финансовой отчетности банка в соответствии с МСФО Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Составление отчетности по МСФО.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    В соответствии с МСФО в состав баланса  входят:

    • основные средства;
    • нематериальные активы;
    • финансовые вложения;
    • дебиторская задолженность;
    • капитал и резервы;
    • запасы;
    • резервы под обесценивание активов;
    • налоговые обязательства и активы;
    • кредиторская задолженность.

    Субклассификация  балансовых статей осуществляется как  непосредственно в бухгалтерском  балансе, так и в примечаниях  к отчетности. Отдельно показывается дебиторская и кредиторская задолженность, относящаяся к материнским, дочерним и ассоциированным компаниям и связанным с кредитной организацией юридическим лицам.

    Другие  требования к субклассификации содержатся в отдельных стандартах.

    В отношении уставного капитала в  бухгалтерском балансе должна быть раскрыта следующая информация:

    • число объявленных акций;
    • число выпущенных и полностью размещенных акций;
    • число выпущенных, но не размещенных полностью акций;
    • номинальная стоимость акции;
    • выверка изменения в количестве акций;
    • права, приоритеты и ограничения на акции;
    • выкупленные собственные акции;
    • акции по опционам или для продажи (условия и суммы).

    Кроме того, в бухгалтерском балансе  должны быть раскрыты сущность и цели резервов и показаны объявленные  дивиденды.[8]

    Отчет о прибылях и убытках. Оценка текущего положения дел в кредитной организации может быть основана на анализе сегодняшнего и предшествующего финансового положения. Информация о результатах деятельности содержится в отчете о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках предназначен для представления информации о результатах деятельности банка за отчетный период. Он содержит также информацию о деятельности по созданию прибыли и о средствах, заработанных или истраченных в течение определенного периода. В нем отражаются не только конечные финансовые результаты деятельности, полученные за отчетный период, но также абсолютный и относительный уровни рентабельности, достигнутые за время, прошедшее со дня составления предыдущего отчета.

    МСФО  предъявляют определенный минимум  требований к содержанию отчета о  прибылях и убытках, в соответствии с которым данный отчет должен содержать следующую информацию:

    • выручка;
    • результаты операционной деятельности;
    • доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;
    • расходы по налогам;
    • доходы и расходы от обычной деятельности;
    • результаты деятельности в чрезвычайных обстоятельствах;
    • чистая прибыль или убыток за период.[3]

    Другая  информация, представленная в отчете о прибылях и убытках или в  примечаниях, должна содержать анализ расходов. Для отчета о прибылях и убытках международные стандарты  предусматривают две альтернативные формы, одна из которых классифицирует расходы в соответствии с их происхождением, а другая — в соответствии с их функциями.

    Классификация расходов по происхождению означает, что такие статьи, как заработная плата, амортизации и др., отражаемые в отчете о прибылях и убытках, представляют собой простые суммы однородных издержек. Классификация расходов по функциям подразумевает их анализ в разрезе трех основных статей, которые следует указать:

    • амортизационные отчисления для материальных активов;
    • амортизационные отчисления для нематериальных активов;
    • затраты на оплату персонала.

    Помимо  этого в отчете указывается сумма  дивидендов на акцию объявленных  или предложенных на период, охваченный финансовой отчетностью.

    Основная  идея отчета о прибылях и убытках  состоит в корректировке полученной в отчетном периоде выручки путем прибавления суммы полученных доходов и вычитания суммы произведенных расходов, что в конечном итоге дает величину чистой прибыли за отчетный период.

    Отчет об изменениях в капитале. Кредитная организация должна представлять отчет об изменениях в капитале, показывающий увеличение или уменьшение чистых активов между двумя отчетными датами.

    Данный  отчет является неотъемлемой частью финансовой отчетности. Форма его  предоставления содержит отдельную  информацию по каждому элементу акционерного капитала. В соответствии с МСФО отчет об изменениях в капитале должен содержать необходимый минимум информации по следующим результатам деятельности банка:

    • чистая прибыль (убыток) за период;
    • статьи доходов (расходов), включенные в капитал, а также сумма этих статей;
    • изменения в учетной политике и их последствия;
    • результаты исправлений фундаментальных ошибок.

    Кроме того, в отчете об изменениях в капитале или в примечаниях к нему должна быть представлена информация, касающаяся:

    • операций с собственниками в отношении капитала и операций по распределению капитала с собственниками и акционерами;
    • сверки сальдо прибыли или убытка на начало и конец периода;
    • сверки балансовой стоимости акционерного капитала, эмиссионного дохода и каждого резерва на начало и конец периода.

    Основной  смысл отчета об изменениях в капитале состоит в последовательной корректировке  остатка капитала за предыдущий отчетный период (за исключением последствий  изменений учетной политики).

    Отчет о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств банка имеет значение для оценки его деятельности за отчетный период. При подготовке отчета о движении денежных средств изменения в остатках денежных средств могут быть определены в соответствии с их влиянием на деятельность банка. Этот отчет обеспечивает основу для оценки способности банка воспроизводить денежные средства и их эквиваленты и его потребности по использованию этих денежных средств.

    Для составления отчета о движении денежных средств разработан МСФО 7, который  носит то же название. Целью данного стандарта является отражение в финансовой отчетности информации об имевших место изменениях в денежных средствах и их эквивалентах.

    Примечания  к финансовой отчетности. В примечания к финансовой отчетности включается существенная, полная и наиболее полезная информация для пользователей финансовой отчетности кредитной организации. Как правило, примечания к финансовой отчетности состоят из следующих основных блоков.

  1. общая информация о кредитной организации и характере ее деятельности
  2. описание характера операций и основной деятельности кредитной организации, справочная информация о кредитной организации. В случае если кредитная организация является дочерней или зависимой по отношению к другой организации, в примечаниях указывается наименование и местонахождение материнской (головной) организации, сведения о подготовке консолидированной финансовой отчетности по МСФО или информация о том, что консолидированная финансовая отчетность не подготовлена на основании требований МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» с указанием причин ее не составления;
  3. вспомогательная (дополнительная) информация, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для восприятия финансовой отчетности пользователями (например, характеристика экономической ситуации в стране (странах) или регионе (регионах), в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация;
  4. констатация соответствия составленной финансовой отчетности требованиям МСФО, информация об основах подготовки финансовой отчетности (например, представленная финансовая отчетность является неконсолидированной или консолидированной);
  5. принципы учетной политики, основанные на утвержденной учетной политике по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
  6. дополнительная аналитическая информация по всем существенным статьям отчета о финансовом положении, отчета о прибылях и убытках, отчета о совокупных доходах, отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях в собственном капитале в соответствии с МСФО;
  7. характеристика деятельности кредитной организации по сегментам в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»;
  8. описание деятельности кредитной организации по управлению финансовыми рисками (кредитный риск, рыночные риски – валютный риск, риск процентной ставки, прочий ценовой риск и риск ликвидности), раскрытие информации по классам финансовых инструментов в течение отчетного периода и на конец отчетного периода, и способы управления рисками в соответствии с МСФО (IFRS) 39;
  9. описание условных обязательств кредитной организации: текущие и возможные судебные разбирательства; обязательства налогового, кредитного характера, а также связанные с финансированием капитальных вложений и операционной арендой; операциями с активами, находящимися на ответственном хранении, в залоге и т.д.;
  10. информация об операциях со связанными сторонами в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;
  11. информация о существенных событиях, произошедших после отчетного периода, но до даты подписания финансовой отчетности и получения заключения аудиторской организации;
  12. информация о применяемых кредитной организацией в финансовой отчетности экономических понятиях (терминах) из утвержденного регламента составления финансовой отчетности;
  13. другая существенная информация о деятельности кредитной организации в отчетном периоде. 

    Также в соответствии с МСФО руководство кредитной организации может в дополнение к отчетности давать анализ финансовых результатов и положения организации, описывать основные трудности, с которыми ей приходится иметь дело. Например, основные факторы, влияющие на результаты работы, политика выплаты дивидендов, политика финансирования и управления рисками.[8] 
 

    3 Составление финансовой отчетности

    При подготовке финансовой отчетности кредитным  организациям рекомендуется применять  метод трансформации, а также использовать иную базу данных, формируемую на основе первичных документов в соответствии с учетной политикой по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

    Метод трансформации включает в себя следующие  этапы.

    Первый  этап – перегруппировка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с МСФО.

    Второй  этап – определение перечня необходимых корректировок статей отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО и статей отчета о совокупных доходах, в том числе на основе профессиональных суждений соответствующих структурных подразделений в целях:

  • корректировки временных (отчетных) периодов, в которых были совершены операции либо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственного капитала, доходы и расходы;
  • оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации в соответствии с МСФО;
  • реклассификации статей баланса и отчета о прибылях и убытках в статьи отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО.

    Третий  этап – расчет сумм необходимых корректировок статей отчета о финансовом положении, отчета о прибылях и убытках и отчета о совокупных доходах для приведения их в соответствие с МСФО.

    Кредитным организациям рекомендуется составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО не реже чем один раз в  полугодие. При подготовке финансовой отчетности за период, более короткий, чем полный финансовый год, необходимо руководствоваться МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

    Кредитные организации, впервые подготавливающие финансовую отчетность в соответствии с МСФО, руководствуются требованиями МСФО (IFRS) 1 «Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые».

    В случае, если кредитная организация  контролирует и (или) оказывает существенное влияние на деятельность других организаций, то рекомендуется установить, являются ли данные организации по отношению к кредитной организации дочерними или зависимыми (ассоциированными) или совместно контролируемыми организациями (в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 27, МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации», МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности»).

    В случае, если данные организации являются дочерними или зависимыми (ассоциированными) или совместно контролируемыми  организациями по отношению к  кредитной организации в соответствии с положениями вышеназванных  МСФО, кредитной организацией подготавливается и представляется неконсолидированная финансовая отчетность, а также консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО группы, в которой кредитная организация является материнской.

      Опубликование финансовой отчетности. Кредитные организации самостоятельно принимают решение о целесообразности и способе опубликования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, подтвержденной аудиторской организацией. При принятии решения о сроках опубликования финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, кредитной организации следует учитывать, что в целях соблюдения принципов уместности и полезности отчетности информация своевременно доводится до сведения пользователей.

    Подготовленную  в соответствии с МСФО и подтвержденную аудиторской организацией финансовую отчетность Банк России рекомендует опубликовать на русском языке (отдельным изданием, либо в средствах массовой информации, либо на сайте кредитной организации в сети Интернет).

    Представление и использование  финансовой отчетности. Финансовая отчетность представляется кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России в соответствии со сроками, установленными Банком России (Указание Банка России от 25 декабря 2003 года № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями»).

    Финансовая  отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется:

Информация о работе Составление отчетности по МСФО