Содержание, понятие и принципы бухгалтерского учета

Автор: Екатерина Иванова, 12 Сентября 2010 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

1.1. Бухгалтерский учет основные задачи и принципы.
Бухгалтерский учет считается составной частью системы управления производством. Он требуется, прежде всего, информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. Роль бухгалтерского учета достаточна, высока при формах учета, основанных на ручной обработке учетной информации, но она еще более возрастает в условиях внедрения форм учета, основанных на машинной обработке информации.

Содержание

1. Сущность и содержание бухгалтерского учета.
1.1. Бухгалтерский учет основные задачи и принципы.
1.2.Классификация объектов бухгалтерского учета. Методы бухгалтерского учета.
1.3. Бухгалтерский баланс предприятия.
2.Счета бухгалтерского учета.
2.1. Система счетов бухгалтерского учета и их назначение, и внутреннее строение.
2.2. План счетов бухгалтерского учета.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по бух.учету.docx

— 50.17 Кб (Скачать)

     Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явление в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Содержание методы вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета и включает в себя следующие элементы:

1. Бухгалтерский баланс, в котором отражается статистика собственности организации;

2. Документацию – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами;

3.Систему  счетов и двойную запись, позволяющие  отразить динамику движения собственности  организации;

4.Оценку (способ, с помощью которого хозяйственные  средства получают денежное выражение)  и калькуляцию, позволяющие опосредовать (выразить) динамику в собственности  организации;

5. Инвентаризацию  – способ проверки соответствия  фактического наличия хозяйственных  средств в натуре данным учета;  как элемент метода бухгалтерского  учета средство наблюдения и  последующей регистрации явлений  и операций, не отраженных первичной  документацией в момент их  совершения. Позволяет обеспечить  сохранность собственности и  соответствие учетных данных  фактическому состоянию;

6.Отчетность  – процесс и результат работы  предприятия в системе отчетности  показателей. К отчетности как  элементу метода, предъявляется  целый ряд требований:

- достоверность  – отчетность должна содержать  достоверные данные об имущественном и финансовом положении организации;

- целостность  – она должна составляться  по всем без исключения хозяйственным  операциям, в том числе осуществляемым  и филиалами, представительствами;

- сопоставимость  – соблюдение постоянства в  содержании и формах отчетности;

- последовательность  – сравнение данных отчетного  периода с предыдущим;

- отчетный  период – период, за который  должна составляться отчетность;

- оформление  – отчетность должна быть на  русском языке и в валюте  РФ, подписана главным бухгалтером." Безруких П.С./2. с.78-83/." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Бухгалтерский  баланс предприятия.

     Для управления средствами предприятия, для анализа его финансового состояния и многих других целей нужно, чтобы предмет бухгалтерского учета, т.е. его средства и источники  были предоставлены в упорядоченном виде. Для этой цели и служит бухгалтерский баланс.

     Бухгалтерский баланс – система  показателей, отражающих имущественное  и финансовое положение предприятия  по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении,  предоставляющая данные о хозяйственных  средствах (активах) и их источниках (пассивах), сформированных в таблицах. Одна часть баланса называется  активом, другая – пассивом. Актив  и пассив отражают одни и  те же средства предприятия,  но по-разному группируемые. В  активе баланса сгруппированы  хозяйственные средства по функциональной  роли в процессе производства, в пассиве – источники образования  хозяйственных средств. Сумма  всех статей актива баланса  равна сумме всех статей пассива  баланса. Актив и пассив баланса  состоят из отдельных статей. Статья баланса – это наименование  отдельных объектов имущества  или источников его формирования. Балансовые статья объединяются  в группы, группы в разделы.  Бухгалтерский баланс состоит  из пяти разделов. "Кондраков Н.П./4. с. 91-93/." 

РАЗДЕЛ ГРУППА  СТАТЕЙ СТАТЬИ
АКТИВ
 
 
 
 
Внеоборотные  активы 
Нематериальные

активы

Организационные расходы, патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные права и активы Деловая репутация организации .
Основные

средства

Земельные участки  и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства. Незавершенное строительство
Финансовые

вложения

Инвестиции  я дочерние общества. Инвестиции в зависимые общества. Инвестиции в другие организации. Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев. Прочие финансовые вложения
 
 
 
 
 
 
Оборотные

активы 
 
 
 

Запасы Сырье, материалы  и аналогичные ценности. Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения). Готовая продукция, товары для перепродажи и товары, отгруженные. Расходы будущих периодов
Начисленный налог на добавленную стоимость  на остаток имущества
Дебиторская

задолженность

Покупатели  к заказчики. Векселя к получению. Задолженность дочерних и зависимых  обществ. Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. Авансы выданные. Прочие дебиторы
Финансовые

вложения

Займы, предоставленные  организациям на срок менее 12 месяцев. Собственные акция, выкупленные у акционеров. Прочие финансовые вложения
Денежные  средства Расчетные счета. Валютные счета. Прочие денежные средства
ПАССИВ
 
 
Капитал и 

резервы

Уставный  капитал, добавочный капитал
Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная  прибыль прошлых лет
Нераспределенная  прибыль отчетного года
 
Долгосрочные  пассивы
Заемные

средства 

Кредиты банков, подлежащие погашению более чем  через 12 месяцев после отчетной даты, прочие займы, подлежащие погашению  более чем червя 12 месяцев после  отчетной даты
Прочие  пассивы  
 
 
 
Краткосрочные пассивы
Заемные

средства

Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Кредиторская

задолженность

Поставщики  и подрядчики. Векселя к уплате. Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами. Задолженность перед персоналом организации. Задолженность перед бюджетом и социальными фондами. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов. Авансы полученные. Прочие кредиторы
Доходы  будущих периодов
Резервы предстоящих расходов и платежей

      Бухгалтерский баланс и балансовое обобщение являются важнейшими элементами метода бухгалтерского учета. В балансе активы организации обобщаются и группируются в особом порядке, что позволяет быстро рассчитывать важнейшие показатели, характеризующие хозяйственную деятельность. Информация, содержащаяся в балансе, необходима для контроля над наличием и структурой активов и источников их образования, анализа финансового положения и платежноспособности предприятия, размещения активов. "Козлова Е.П. /3. с.122 /."

2. Счета бухгалтерского учета.

2.1. Система счетов бухгалтерского учета и их назначение, и внутреннее строение.

     Непрерывное текущее наблюдение и контроль над хозяйственными операциями и измерениями в составе имущества, источниках его формирования осуществляется с помощью системы счетов бухгалтерского учета. Счета средство формирования и хранения учетной информации, необходимой для составления отчетности и принятия управленческих решений. Счета открываются на экономически однородный вид имущества в соответствии с классификацией объектов учета. На счетах на основании первичных документов   накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит», отсюда: 

дебитор – должник или заемщик;

кредитор  – заимодатель, лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу;

                                                                                                                             Таблица 1

       Структура бухгалтерского счета.

       
       Наименование счета
       Дебет        Кредит
                 

     По дебету счета отражается  поступление средств, по кредиту  – их расходование. Различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета. Активные счета предназначены для учета имущества организации, пассивные счета – для учета обязательств организации. "Кондраков Н.П./4. с.109-111/."

     Сальдо – остаток средств или  источников их образования на  начало или конец период. Запись  на счетах начинают с указанием  начального остатка имущества  или источников его формирования, на активных счетах сальдо только дебетовое. По активному счету сальдо отражается по дебетовой стороне на начало и на конец периода, вызывающие увеличение остатка, по кредитовой стороне счета отражаются лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка. У активного счета увеличение и все сальдо записываются по дебету, а уменьшение – по кредиту.

     На пассивных счетах сальдо  только кредитовое. По пассивному  счету отражаются по кредитовой  стороне начальное и конечное  сальдо и операции, увеличивающие  остаток; по дебетовой стороне  – операции, уменьшающие остаток.  У пассивного счета увеличение  и сальдо записываются по кредиту, а уменьшение – по дебету.

                                                                                                                            Таблица 2

Активный  счет   Пассивный счет
Дебет Кредит   Дебет Кредит
Начальное сальдо       Начальное сальдо
Увеличение (+) Уменьшение (-)   Уменьшение (-) Увеличение (+)
Конечное  сальдо                            Конечное сальдо

    

    Существуют активно-пассивные счета  которые объединяют в себе  признаки активных и пассивных  счетов. На этих счетах остаток  может быть дебетовым и кредитовым. Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (либо с дебетовым, либо с кредитовым) и с развернутым (и дебетовым, и кредитовым одновременно). Например, если на счете «Прибыли и убытки» дебетовый оборот превышает кредитовый, то конечное сальдо будет записано на дебете счета (это означает, что предприятие в данном отчетном периоде получило убыток). Если же наоборот, расходы предприятия были меньше его доходов (получена прибыль), то на счете «Прибыли и убытки» кредитовый оборот будет больше дебетового и соответственно, конечное сальдо на этом счете будет отражено по кредиту (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса). Из этого можно сделать вывод, что счет «Прибыли и убытки» является активно-пассивным с односторонним сальдо. В качестве примера активно-пассивного счета с развернутым сальдо можно привести счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счета отражает дебиторскую задолженность, сальдо по кредиту – кредиторскую задолженность. Записи на дебете могут иметь разное значение – либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. На кредите отражается либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской. "Бабаева Ю.А. /1.с.117-119/." Структуру активно-пассивного счета с развернутым сальдо можно представить в таблице №3.  
 
 
 

                                                                                                                                 Таблица 3

       Структура активно-пассивного счета.

       
Дебет Кредит
Сальдо  начальное дебетовое Сальдо начальное  кредитовое
Хозяйственные операции, увеличивающие дебиторскую, либо уменьшающие кредиторскую задолженность. Хозяйственные операции, увеличивающие кредиторскую, либо уменьшающие дебиторскую задолженность.
Дебетовый оборот дебиторской задолженности (+). Дебетовый оборот кредиторской задолженности (-) Кредитовый  оборот кредиторской задолженности (+). Кредитовый оборот дебиторской задолженности (-)
Сальдо  конечное дебетовое Сальдо конечное кредитовое
 

     Структура информации бухгалтерского учета подразделяется на два разреза: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальные связи проявляются через корреспонденцию счетов, вызванную двойной записью данных о хозяйственной деятельности. Вертикальные связи выражены в соподчинении информационных уровней — синтетического и аналитического учета, синтетических и аналитических счетов. Рассмотрим подробнее каждую связь бухгалтерского учета.  

     Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах. Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документа.

     Бухгалтерской записью (проводкой)  называют запись операции, т.е.  указание дебетуемого и кредитуемого  счетов, в которые записывается  сумма операции.

     Корреспонденция счетов – связь,  возникшая между счетами в  результате двойной записи на  них. Корреспондирующими счетами  называют счета, применяемые для  отражения операции способом  двойной записи. Порядок отражения  операций способом двойной записи:

1. Операция  первого типа отражается по  дебету и кредиту активного  счета;

Информация о работе Содержание, понятие и принципы бухгалтерского учета