Собенности организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерское дело (на печать).docx

— 25.60 Кб (Скачать)

16. Особенности  организации бухгалтерского дела  в некоммерческих организациях. 

       Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.   Основными задачами бухгалтерского учета являются:

       -формирование  полной и достоверной информации  о деятельности организации и  ее имущественном положении, необходимой  внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности – руководителям,  учредителям, участникам и собственникам  имущества организации, а также  внешним – инвесторам, кредиторам  и другим пользователям бухгалтерской  отчетности;

       -обеспечение  информацией, необходимой внутренним  и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности для контроля за  соблюдением законодательства Российской  Федерации при осуществлении  организацией хозяйственных операций  и их целесообразностью, наличием  и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых  и финансовых ресурсов в соответствии  с утвержденными нормами, нормативами  и сметами;

       -предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление  внутрихозяйственных резервов обеспечения  ее финансовой устойчивости.

       Основные  правила ведения бухгалтерского учета в организациях установлены  Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете  и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета  и другими нормативными документами, на которых остановимся более подробно в отдельной главе.

       В соответствии с указанным законом  основными правилами, требованиями к ведению бухгалтерского учета  являются:

       -бухгалтерский  учет имущества, обязательств  и хозяйственных операций организацией  ведется в валютных РФ-рублях;

       -имущество,  являющееся собственностью организаций,  учитывается обособленно от имущества  других юридических лиц, находящегося  у данной организации;

       -бухгалтерский  учет ведется организацией непрерывно  с момента её регистрации до  реорганизации или ликвидации;

       -организация  ведет бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций путем двойной записи  на взаимосвязанных счетах бухгалтерского  учета, включенных в рабочий  план счетов бухгалтерского учета.  Данные аналитического учета  должны соответствовать оборотам  и остаткам по счетам синтетического  учета;  

       -все  хозяйственные операции и результаты  инвентаризации подлежат своевременной  регистрации на счетах бухгалтерского  учета без каких-либо пропусков  или изъятий;

       -текущие  затраты на производство продукции  и капитальные вложения учитываются  раздельно;

       -основанием  для записи в учетных регистрах  являются первичные учетные документы,  которые должны составляться  в момент совершения хозяйственных  операций или непосредственно  после ее окончания и содержать  обязательные реквизиты.

       После того как решением Верховного суда РФ от 30 июля 1998г №ГКПИ 98-283 была признана недействительной Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утверждена приказом Минфина России от 03 ноября 1993г №122), бюджетные организации остались без нормативного документа, который определял бы порядок ведения ими бухгалтерского учета.

       Но  теперь такой документ есть. Приказом Минфина России от 30 декабря 1999г  №107 утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных  организациях. Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000г  №2064.

       Используя периодическую бухгалтерскую литературу, нами была изучена Инструкция №107, она  состоит из трех частей и двух приложений. В части I «Организация бухгалтерского учета» приводится бюджетный План счетов. Часть II «Учет операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников» состоит из двенадцати глав, каждая из которых посвящена отдельному участку бухгалтерского учета. Часть III определяет «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений».

       Приложение  №1 к названной Инструкции представляет «Унифицированные формы финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской  документации бюджетных учреждений и организаций», приложение №2 –  «Корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям».

       Теперь  бюджетным учреждениям разрешено  применять не только документацию класса 05 ОКУД «Унифицированная система первичной  учетной документации», но и отдельные  формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД «Унифицированная система  первичной учетной документации».

       Изменения, которые Инструкция №107 вносит в  бухучет бюджетных организаций, весьма значительны и затрагивают  все участки учета. Но в первую очередь необходимо сказать об ограничениях в выборе форм и способов ведения  бухгалтерского учета и изменениях в учете внебюджетных средств  поскольку от этого зависит налогообложение  бюджетных организаций. Согласно пунктам 1 и 5 новой Инструкции, в бюджетных учреждениях устанавливается единый порядок ведения бухгалтерского учета. Этот порядок формируется на основе:

       -стандартного  Плана счетов бухгалтерского  учета (п.30 Инструкции№107);

       -мемориально-ордерной  формы ведения бухгалтерского  учета (перечень применяемых форм  мемориальных ордеров приведен  в п.20 Инструкции №107);

       -формы  первичных учетных документов  и регистров бухгалтерского учета;

       -методов  оценки активов и обязательств;

       -корреспонденции  субсчетов по основным бухгалтерским  операциям и т.д.

       Это означает, что бюджетные учреждения в отличие от любых других некоммерческих и коммерческих организаций лишены возможности утверждения рабочего плана счетов бухгалтерского учета, выбора формы бухгалтерского учета  и т.п.

       Однако  это противоречит Федеральному закону от 21 ноября 1996г №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете», а пункт 4 Инструкции №107 подтверждает, что бюджетные учреждения находятся  в сфере действия этого закона.

       Статья 6 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» гласит, что учетная политика бюджетных учреждений, как и любых  других организаций, представляет собой  совокупность организационно-технических  решений и способов ведения бухгалтерского учета. Следовательно, чтобы ограничить права бюджетного учреждения по организации  бухгалтерского учета  и формированию учетной политики, необходимы изменения  и дополнения в вышеуказанный  закон.

       Признавая целесообразность ведения единых унифицированных  правил ведения бухгалтерского учета  для бюджетных учреждений, все  же необходимо отметить, что данная проблема должна решаться не нормативным  правовым актом Минфина России, а  на законодательном уровне.

       Согласно  статье 8 Инструкции №107, сведения об исполнении смет доходов и расходов представляются руководителям обслуживаемых учреждений в сроки, установленные главным  бухгалтером централизованной бухгалтерии.

       Между тем пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает  принципиально иной порядок организации  бухгалтерского учета. Руководителю юридического лица предоставлено право, сделать  выбор в пользу определенной формы  ведения бухгалтерского учета и  нести ответственность за данный выбор. В условиях рынка даже для  бюджетных учреждений наиболее приемлемой является децентрализованная форма  учета, (то есть непосредственно в  учреждении), поскольку руководитель в этом случае может принимать  управленческие решения на основе своевременно поступающей бухгалтерской информации.

       До  недавнего времени деятельность бюджетных организаций регламентировалась не только Федеральным законом «О бухгалтерском учете», но и следующими документами:

       -Положением  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации (приказ  Минфина России от 29 июля 1998г №34 Н);

       -ПБУ  1/98 «Учетная политика организации»

       (приказ  Минфина России от 09 декабря 1998г  №60 Н);

       -ПБУ  5/98 «Учет материально-производственных  запасов»

       (приказ  Минфина России от 15 июня 1998г №25 Н);

       -ПБУ  9/99 «Доходы организации»

       (приказ  Минфина России от 6 мая 1999г  №32 Н) – в части признания  доходов от предпринимательской  и иной деятельности;

       -ПБУ  10/99 «Расходы организации»

       (приказ  Минфина России от мая 1999г  №33 Н) – в части признания  расходов по предпринимательской  и иной деятельности.

       Одновременно  с новой Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях  приказом Минфина России от 30 декабря 1999г №107Н утвержден перечень изменений  и дополнений, вносимых в нормативные  правовые акты Минфина России.

       На  основании этого документа бюджетные  учреждения и организации исключены  из сферы действия вышеуказанных  положений и стандартов бухгалтерского учета. Тем не менее, многие нормы  Инструкции №107 повторяют формулировки ранее принятых нормативных актов  Минфина России.

         В частности, и в пункте 7 Инструкции  №107  по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях, и  в пункте 10 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  говорится о необходимости ведения  документации на русском языке.

       В пункте 8 Инструкции №107 и пунктах 6, 101 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлено, что ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства и хранение бухгалтерской документации в бюджетных организациях несет  не главный бухгалтер, а руководитель учреждения.

       Пункт 10 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях повторяет  формулировку пункта 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. И в том, и в другом документе говорится, что все  работники бюджетных учреждений должны исполнять требования главного бухгалтера, касающиеся порядка оформления и представления в бухгалтерию документов и сведений.

       Кроме того, способы оценки материальных запасов, изложенные в пункте 59 Инструкции №107, в целом повторяют правила  оценки пунктов 5 и 6 ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов».

       В то же время Инструкция №107 внесла и  ряд принципиальных нововведений. Например, пункт 7 обязывает бюджетные учреждения вести учет в рублях и копейках и не допускает округлений до целых  рублей, тогда как пункт 25 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации разрешает  остальным организациям выбирать валюту учета.

       Необходимо  подчеркнуть, что установление единых унифицированных правил ведения  бухгалтерского учета (включая корреспонденцию  счетов) делает возможным применение к бюджетным учреждениям налоговых  санкций по статье 120 Налогового кодекса  РФ. Эти санкции применяются за грубое нарушение правил учета доходов, а также объектов налогообложения.

       Оценка  имущества и обязательств производится организацией для их отражения в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности в денежном выражении.

       Оценка  имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных  расходов на его покупку; имущества  полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества  произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

Информация о работе Собенности организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях