Система учета затрат «Директ-костинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Наименование «Директ-костинг», или «Директ-кост», введенное в 1936г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing – «учет переменных затрат».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 1. Общая характеристика системы учета «Директ-костинг»………..……6
2. «Директ-костинг» в учете на российских предприятиях………………10
3. Роль и значение затрат в системе «Директ-костинг»…………………..13
4. Плюсы и минусы системы «Директ-костинг»…………………………19
5. Применение системы «Директ-костинг» на примере мясоперерабатывающего завода…………………………………….……….21
Заключение ……………………………………………………….……….35
Список использованной литературы ……………….……….37
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..……………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Аналитический учет этих расходов необходимо обобщать за каждый месяц, а также нарастающим итогом с начала года. Калькулирование в системе «Директ-костинг» позволяет выявить продукцию с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой производственных затрат не затушевывается в результате списания периодических (общехозяйственных, коммерческих) затрат на себестоимость конкретных видов продукции. Данный способ делает себестоимость "более обозримой", снижая при этом трудоемкость распределения накладных расходов между различными видами продукции, упрощая нормирование, планирование и учет затрат. Сумма постоянных расходов за данный отчетный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, поэтому их влияние на величину прибыли предприятия хорошо видно. Важной особенностью системы «Директ-костинг» является соединение производственного и финансового учета. По системе «Директ-костинг» учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты - объем - прибыль". Основная модель отчета для анализа затрат прибыли может, например, выглядеть следующим образом:

 

Выручка от реализации

52 млн. руб.

Переменные затраты

38 млн. руб.

Маржинальный доход

14 млн. руб.

Постоянные затраты

8 млн. руб.

Прибыль от реализации

6 млн. руб.


 

Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных затрат и прибыли от реализации. Величина маржинального дохода является важной информацией для управления предприятием. Эта величина показывает "вклад" продукции в покрытие постоянных затрат и тем самым в том же объеме - в прибыль предприятия. Уменьшая предельную прибыль на величину общехозяйственных затрат, мы получаем прибыль от реализации. Итак, при ведении учета по системе «Директ-костинг» выявляются два финансовых результата:

1.                  предельная прибыль (маржинальный доход, брутто-прибыль, сумма покрытия);

2.                  прибыль от реализации услуг (нетто-прибыль).

Уменьшая величину прибыли от реализации на часть постоянных расходов по сравнению с традиционным способом группировки и списания расходов на реализацию услуг, мы получаем уменьшение налога на прибыль.

Еще одной особенностью системы «Директ-костинг» является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли (выпущенной продукции). В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) от количества реализованной продукции. (Рисунок 1). По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе в млн. рублей, а по горизонтали - количество тонн продукции. В точке критического объема производства (точка пересечения осей графика) нет прибыли, но нет и убытка. Справа от нее находится область чистых прибылей. Для каждого значения количества единиц услуг чистая прибыль определяется как разность между величинами маржинального дохода и постоянных расходов. Слева от критической точки находится область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.


Рисунок 1

Аналитические возможности системы «Директ-костинг» раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации услуг и прибылью. Запишем исходное уравнение для анализа. Выручка от реализации услуг N связана с себестоимостью Z и прибылью от реализации R следующим образом:

 

N=Z + R

 

Критическая точка (где R = 0) позволяет получить оценку объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей исходя из требований общего финансового состояния предприятия.

Для критической точки

N= Z = Zconst + Zvar

Выручка равна произведению цены продаж тонны продукции Р на количество реализованных тонн продукции Qk:

 

N = P • Qk

 

Переменные расходы на весь объем услуг равны произведению переменных расходов на тонну продукции и объема реализации:

 

Zvar = Zvar • Qk

 

Таким образом, для получения необходимых оценок получаем основное уравнение

 

P • Qk = Zconst + Zvar • Qk

 

где Zconst - постоянные расходы на весь объем услуг, которые при данном способе не распределяются по отдельным видам услуг.

Это уравнение позволяет решить целый ряд других задач.

1. Расчет критического объема производства.

 

P • Qk - Zvar • Qk = Zconst; Qk (P - Zvar) = Zconst;

 

Qk = Zconst / P – Zvar = Zconst / d

 

где d- маржинальный доход на единицу изделия, т. е. разность между ценой изделия и переменными затратами.

Маржинальный доход на весь выпуск определяется как разность между выручкой и суммой переменных затрат.

 

 

2. Расчет критического объема выручки от реализации.

Предыдущее уравнение умножаем на цену и получаем необходимую формулу:

Qk = Zconst / P – Zvar; PxQk = PxZconst / P – Zvar = PxZconst/ (I- Zvar/P)

 

N = Zconst/I- Zvar/P ,                 или  N = Zconst/ d/P

 

3. Расчет критического уровня постоянных затрат.

Для расчета используется исходная формула выручки:

 

N = Zconst + Zvar

 

Отсюда имеем:

 

Zconst = N - Zvar = P • Qk - Zvar • Qk = Qk(P - Zvar) = Qk • d

 

4. Расчет критической цены реализации.

Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на тонну продукции. Имеем:

 

N = Zconst + Zvar, или P • Qk = Zconst + Zvar • Qk,

 

Если известно соотношение между величиной маржинального дохода и выручкой (или между величиной маржинального дохода на тонну продукции и ценой тонны продукции), то минимальную цену продукции можно определить по формуле

 

P = Zconst/Qk + Zvar

 

5. Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным видам продукции. Алгебраическое решение задачи содержится в следующей формуле (анализ двух вариантов):

 

(P1 - Zvar1) • Qk - C1 = (P2 - Z var2) • Qk - C2

 

откуда и следует расчет величины объема продаж:

 

Qk=C2 - C1/(d2-d1)

 

где С1, С2 - постоянные затраты по различным видам продукции; d1, d2 — маржинальный доход на тонну продукции по различным видам.

 

Анализ безубыточности с помощью «Директ-костинга».

Пример 2.

Завод решил принять участие в выставке и заработать на продаже нового продукта  «Паштет куриный, упаковка 25г». Участие в выставке стоит 10 руб., арендная плата за место для торговли составит 140 руб. Переменные расходы на 1 упаковку паштета составят 3 рубля. Принято решение, что подходящей ценой для паштета будет 8 руб. Для того чтобы определить, будет ли данное предприятие прибыльным нужно рассчитать количество паштета, которое необходимо продать, чтобы не понести убытки:

Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль(убыток).

Так как в точке безубыточности прибыль (убыток) равна нулю, то Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы

Если обозначить количество паштета, которое должно быть продано, чтобы не понести убытки, через X, то получим

 

8 • X = 3*X + 150 руб.

где

Продажи = 8 руб.•Х;

Переменные расходы = 3 руб.•X;

Из уравнения получим 5•Х= 150 руб.,

отсюда Х= 30 шт.

Таким образом, чтобы не понести убытки, нужно продать 30 упаковок паштета. Необходимое количество проданного паштета является важной информацией, так как заводу нужно оценить вероятность такой величины спроса, которая сделала бы продажу прибыльной. Предположим, завод решил, что нужна прибыль от реализации в размере 400 руб. Сколько упаковок паштета нужно продать, чтобы достигнуть этой цели?

Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль

 

8 • X = 3 • X + 150 руб. + 400 руб.;

X • (8 - 3) = 550 руб.

 

Отсюда X = 110 штук.

Итак, реализация 110 упаковок паштета даст прибыль в размере 400 руб. Такой подход можно применять на предприятиях, реализующих один вид продукции (работ, услуг).

На практике предприятие продает множество видов продукции, и анализ безубыточности продаж в натуральном выражении становится бесполезным, поэтому объем реализации рассчитывается в стоимостном выражении. Предположим, завод решил продавать кроме паштета, колбасу, сосиски и сардельки. Если обозначить выручку от реализации в рублях в точке безубыточности через Y, то получим:

Y= Доля переменных расходов • Y+ Постоянные расходы;

Доля переменных расходов на 1 упаковку паштета составляет 0,375

Y = 0,375 • Y + 150 руб.

Решая уравнение, получим 0,625•У= 150 руб.

Отсюда У = 240 руб., т. е. объем продаж в точке безубыточности равен 240 руб.

Чем ниже уровень постоянных расходов, тем меньший объем продаж необходим для того, чтобы покрыть их, и тем ниже точка безубыточности. В точке безубыточности:

 

Продажи

240руб. (100%)

Издержки постоянные

150руб. (62%)

Издержки переменные

90 руб. (38 %)

Прибыль

0

 

Другой методикой анализа безубыточности, которая может дать дополнительное понимание соотношений между объемом реализации, затратами и прибылью, является метод маржинального дохода. Маржинальный доход - это то, что остается от чистой продажной цены после вычета переменных затрат. Из маржинального дохода в первую очередь должны возмещаться постоянные расходы, а оставшаяся часть будет прибылью от реализации.

Информация о работе Система учета затрат «Директ-костинг»