Система нормативного регулирования финансового учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Раскрытие содержания нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Содержание

Введение
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета
3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

Введение

1. Система нормативного  регулирования бухгалтерского учета  в РФ

2. Законодательные  акты, регламентирующие организацию  учета

3. Стандарты  и инструктивные документы, регламентирующие  организацию учета, организация  бухгалтерского учёта в организациях

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В настоящее  время, каждый, кто занят предпринимательской  и хозяйственной деятельностью, должен знать необходимые ему  основы права. Деятельность организации  в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.

В современных  условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит  от багажа знаний, которыми он располагает.

Для того чтобы  продолжать нормальную работу, бухгалтер  обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют  нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются  договоры, что такое имущество  и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения  в организации и многое другое.

Финансовый (бухгалтерский) учет - важный элемент финансово-экономических  отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

Ш звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

Ш специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Финансовый (бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

Любое коммерческое предприятие функционирует в  двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей  экономической системы государства.

В этом смысле можно  говорить о внутренней и внешней  среде предпринимательства. Рассмотрим внешнюю предпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами, существенно влияющими  на деятельность предприятия:

Ш экономическое состояние и обстановка в обществе;

Ш политическая ситуация;

Ш правовая система государства;

Ш социально-культурная среда;

Ш технологическая сфера;

Ш физическая и географическая среда;

Ш партнерская финансово-техническая сфера.

Правовая система  государства теснейшим образом  связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства. Именно поэтому считается данная тема актуальной.

Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как финансовый учет.

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

* определение  основных аспектов нормативного  регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.

* изучение теоретических  предпосылок совершенствования  нормативного регулирования бухгалтерского  учета.

* предложения  возможных альтернатив нормативного  регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.

В настоящее  время складываются благоприятные  условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов финансового (бухгалтерского) учета и отчетности.

В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание  необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Общее методологическое руководство осуществляется правительством РФ.

Кроме того, существуют органы, которым федеральным законом  предоставлено право разрабатывать, и утверждать определенные документы.

Данный вопрос прорабатывался коллективом авторов  и специалистов в области финансового  учета, среди которых: А.С.Бакаев, В.Ю. Бакшинскас, Н.Г. Волков, В.И. Мещеряков, В.А.. Кашин, Н.П.. Кондраков, И.Н. Ложников, Е.В.Орлова и другие.

Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы нормативные акты, Постановления  Правительства РФ ит.д. использованы материалы экономических Интернет - форумов, статистика.

Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что ее можно использовать не только с теоретической но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так и предпринимателями.

Для реализации поставленных в данной работе задач  были использованы следующие методы:

- монографический,  статистический, аналитический (анализ  документов).

1. Система нормативного  регулирования бухгалтерского  учета в РФ

В связи с  осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных  уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила  зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему  организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики  потребовал разработки новой системы  нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения  бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных  органов в ее создании. Нынешняя система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в России состоит  из документов четырех уровней.

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета  в организации. Особое место в  этом уровне системы должен занять Федеральный закон "О бухгалтерском  учете". Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной  работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак  юридического лица; обязательность утверждения  годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1

К этой же группе документов можно отнести Федеральный  закон от 14.06.95 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", Федеральный  закон от 26.12.95 208-ФЗ "Об акционерных  обществах"

В настоящее  время разработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором  установлены особые правила организации  налогового учета, принципы которого резко  отличаются от традиционных принципов  бухгалтерского учета. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Второй уровень  системы нормативного регулирования  составят положения по бухгалтерскому учёту. В этих документах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся  к отдельным участкам учета, возможные  бухгалтерские приемы без раскрытия  конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Такое раскрытие  должно осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях  по ведению бухгалтерского учета, в  т. ч. в инструкциях, рекомендациях  и т. п. К этой группе документов относятся  методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).

2. Законодательные  акты, регламентирующие  организацию учета

Нормативный акт - это акт правотворчества, исходящий  от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования  неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и  обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт  отличается от индивидуальных актов, применяющих  норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов  толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются  по уровню и виду органа, издавшего  акт. В зависимости от того, каким  органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов  исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Закон - нормативный  акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные  законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. К актам  федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

Указы Президента Российской Федерации принимаются  на основании и во исполнение федеральных  законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции  РФ и федеральных законов. По текущим  вопросам оперативного характера Президент  имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления  Правительства Российской Федерации  принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и  являются нормативными актами, так  как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных  органов исполнительной власти - нормативные  акты, принимаемые министерствами и  ведомствами и обязательные к  применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых  министерств и ведомств, к которым  относятся Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет  РФ, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные  акты в пределах и случаях, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства  РФ. Различные виды нормативных актов  получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных  актов. Термин "законодательство" применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой акт" принято обозначать федеральные  законы, указы Президента и постановления  Правительства. Термин "подзаконный  акт" ("акт законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.

Основными целями законодательства о бухгалтерском  учете являются:

Ш - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

Ш - составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Система нормативного регулирования финансового учета