Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Автор: v************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Основною целью данной курсовой работы является анализ понятия и особенностей нормативного регулирования аудиторской деятельности. Для того, чтобы более обстоятельно и полно исследовать данный вопрос следует в рамках представленной работы решить ряд задач:
Определить принципы аудита
Изучить источники правового регулирования аудиторской деятельности в России
Проанализировать организацию и законодательное регулирование аудиторской деятельности в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Сущность и понятие аудита в России………………………………………………….6
1.1. Становление аудита…………………………………………………………………..6
1.2. Понятие и цели аудита……………………………………………………………….7
1.3 Принципы аудита…………………………………………………………………….10
2 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России……..13
2.1 Источники правового регулирования аудиторской деятельности в России……..13
2.2 Организация и законодательное регулирование аудиторской деятельности в России…………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

аудит правка.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

      Согласно  Федеральному закону от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

      Аудиторская проверка, в соответствии с Федеральным  законом от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об  аудиторской деятельности», может  быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная – по решению экономического субъекта. Кроме того, обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов.

      Аудиторской деятельностью в Российской Федерации  имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы) независимо от вида собственности, в том числе иностранные  и созданные совместно с иностранными физическими и юридическими лицами.

      Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления  аудиторской деятельности, и могут  иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством  Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

      Аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая  аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

      Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские  фирмы могут заниматься аудиторской  деятельностью только после получения  лицензии на ее осуществление. Для аудиторской  фирмы лицензия выдается на основании  соответствующего заявления с приложением учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат. Лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита, аудита страховых организаций, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

      Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также  аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

      Сбор  за выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности сроком на 1 год с аудиторов и аудиторских фирм определен соответственно в 30-кратном и 150-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда. При выдаче лицензии на срок более 1 года размер сбора за ее выдачу пропорционально увеличивается.

      Аудиторы  и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению  бухгалтерского (финансового) учета, составлению  деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

      Аудиторы  и аудиторские фирмы не могут  заниматься какой-либо предпринимательской  деятельностью, кроме аудиторской  и другой связанной с ней деятельностью.

      При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают. При этом аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать сведения, полученные ими в процессе проверки, третьим лицам для использования в предпринимательской деятельности.

      Аудиторам и аудиторским фирмам разрешено  образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Однако заниматься непосредственно аудиторской деятельностью общественные аудиторские объединения не имеют права.13

      Федеральным законом от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» оговаривается состав аудиторского заключения (вводная, аналитическая и итоговая части), а также содержание каждой части в отдельности.

      Помимо  перечисленного, Федеральный закон  от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает ответственность экономических субъектов при уклонении от проведения обязательной аудиторской проверки и ответственность аудиторской фирмы за неквалифицированное проведение проверки либо осуществление ею аудиторской деятельности без получения в установленном порядке лицензии.

      Так, уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской  проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании  решения суда или арбитражного суда штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда и штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

      В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей  к убыткам для государства  или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут  быть взысканы на основании решения  суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию, понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки и штраф в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – с аудиторской фирмы.

      Осуществление юридическим или физическим лицом  аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов и штрафа в пределах от 500- до 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – в доход республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.14

      Заключение  
 

      С переходом к рыночным отношениям в экономике нашей страны возникли новые проблемы и потребности, обусловившие появление новых специальностей и новых теоретических и практических дисциплин, в том числе и аудиторского контроля.

      Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появление независимого контроля, обеспечивающего реализацию практической общественной потребности – подтверждение достоверности финансовой информации о деятельности экономических субъектов в интересах пользователей этой информации. Новым является и то, что независимый аудиторский контроль – это предпринимательская деятельность, осуществляемая на коммерческой основе за счет проверяемых экономических субъектов.

      Фактически  процесс создания независимого аудиторского контроля продолжается в нашей стране уже несколько лет, но предстоит  еще большая работа по подготовке, аттестации и лицензированию кадров аудиторов, по нормативной регламентации  их деятельности. Большой опыт в этом отношении накоплен в странах с развитой рыночной экономикой, в системе международного регулирования аудиторской деятельности.

      Во  всех развитых странах, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят  долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены, что является гарантией профессионализма будущего специалиста.

      Следует отметить, что на Западе наряду с  положительным приобретен и отрицательный  опыт, который также должен стать  предметом внимательного изучения со стороны российских специалистов, дабы не действовать методом проб и ошибок, а сразу же создать рациональную отечественную систему аудита.

      Не  вызывает сомнений, что развитие аудиторской  деятельности в России, утверждение  нормативно-законодательной базы и стандартов аудита будет происходить непрерывно, вместе с совершенствованием других экономических институтов и экономики страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Аудиторское доказательство  
информация, формирующая основу, которая подкрепляет мнения, заключения или отчеты аудитора
2 Аудит  
 независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности
3 Внешний аудитор  аудитор,  проводящий независимый аудит,  то есть аудитор, не связанный  с проверяемой компанией никакими отношениями, кроме профессиональных
4 Внутренний  аудит  является независимой  службой, занимающейся объективной  оценкой и консультационной деятельностью, предназначенной для создания добавленной  стоимости и улучшения операций организации. Он помогает организации достичь своих целей путем привнесения системного, дисциплинирующего подхода к оценке и улучшению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления
5 Контроль качества аудита совокупность  процедур, выполняемых для обеспечения уверенности в том, что аудит проводится в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Различают контроль качества аудита, осуществляемый самой аудиторской фирмой, и внешний контроль качества аудита, выполняемый органом руководства аудиторской деятельностью.
6 Объект аудита организация, программа, деятельность или функция, подлежащие аудиту
7 План аудита отдельных статей отчетности рабочий документ аудитора, в котором определяется круг проверяемых статей и подразделений. Составляется по секциям. Для каждой из них указываются методы проверки: тестирование, аналитические процедуры и др. Конкретизируется в программе аудита, которая иногда объединяется с планом, заменяя его.
8 Планирование аудита этап аудита, заключающийся в разработке общей стратегии аудита, разработке программы аудита и выборе конкретных аудиторских процедур.
9 Стандарты аудиторской деятельности система документов, устанавливающих единые требования к проведению аудита и оказанию сопутствующих  аудиту услуг, порядку составления и представления заключений и отчетов аудитора, контролю качества аудита, подготовке аудиторов и оценке их квалификации
10 Цель аудита внешний аудит  финансовой отчетности проводится в  интересах внешних пользователей  финансовой отчетности, а не для руководства компании; руководство компании выступает исключительно как агент внешних пользователей финансовой отчетности, исполняя их волю. Аудитор самостоятельно (независимо от руководства компании) определяет объем аудита, избирает аудиторский подход; при этом он руководствуется только стандартами аудиторской деятельности, профессиональной этикой, своим опытом и знаниями
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 
 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Екатеринбург, «Правовед», 2002 г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Екатеринбург, «Правовед», 2002 г.
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2001 г.) «Об аудиторской деятельности». – Екатеринбург, «Правовед», 2002 г.
  4. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. за №2263. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»”. – Екатеринбург, «Правовед», 2001 г.
  5. Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2002 г. за № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ». – Екатеринбург, «Правовед»,  2003 г.
  6. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. за № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности». – Екатеринбург, «Правовед»,  2003 г.
  7. Андреев В. К. Правовое регулирование аудита в России. – М., «Инвест Фонд», 2001 г.
  8. Бакаев А. С. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. – М., «Инвест Фонд», 2000 г.
  9. Бурцев В. В. Внутренний аудит организации. – М., «Аудиторские ведомости», №7, 2001 г.
  10. Газарян А. В. Подготовка аудиторского заключения. – Екатеринбург, «Бухгалтерский учет», №6, 2001 г.
  11. Данилевский Ю. А., Гутцайт Е. М., Островский О. М. Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности. – Екатеринбург, «Бухгалтерский учет», №6, 2001 г.
  12. Дж. А. Робертсон Аудит. – М., KPMG, пер. с англ. Аудиторская фирма «Контакт», 2003 г.
  13. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. – М., пер. с англ. Финансы и статистика «ЮНИТИ», 2001 г.
  14. Доложенков Д. К., Гладкова М. Н. Аудиторская деятельность: современное законодательство. – Екатеринбург, «Аудиторские ведомости» №3, 2001 г.
  15. Ершова И. В. Предпринимательское право. – М., «ЮНИТИ», 2003 г.
  16. Кочинев Ю. Ю. Аудит. – М., «ЮНИТИ», 2004 г.
  17. Олейник О. М. Предпринимательское (хозяйственное) право. – М., «ЮНИТИ», 2002 г.
  18. Терехов А. А. Аудит. – М., Финансы и статистика «ЮНИТИ», 2001 г.

Информация о работе Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России