Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Автор: v************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Основною целью данной курсовой работы является анализ понятия и особенностей нормативного регулирования аудиторской деятельности. Для того, чтобы более обстоятельно и полно исследовать данный вопрос следует в рамках представленной работы решить ряд задач:
Определить принципы аудита
Изучить источники правового регулирования аудиторской деятельности в России
Проанализировать организацию и законодательное регулирование аудиторской деятельности в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Сущность и понятие аудита в России………………………………………………….6
1.1. Становление аудита…………………………………………………………………..6
1.2. Понятие и цели аудита……………………………………………………………….7
1.3 Принципы аудита…………………………………………………………………….10
2 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России……..13
2.1 Источники правового регулирования аудиторской деятельности в России……..13
2.2 Организация и законодательное регулирование аудиторской деятельности в России…………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

аудит правка.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
p>     Оказание  сопутствующих аудиту услуг регламентируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Требования данного Правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, перечень которых представлен в названном стандарте, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.6

      По  вопросу о понятии аудита следует  отметить, что в последнее время  в нормативно-правовых актах и  правовой литературе термин «аудит» стал употребляться и по отношению к иным объектам проверок, появилось понятие экологического аудита.

      Законодательно  установленными целями российского  аудита являются:

  • во-первых, выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов;
  • во-вторых, установление соответствия порядка ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

     Достоверность отчетности – это степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности. Это дает возможность пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, которые, в конечном счете, будут всего лишь выражением мнения аудиторских организаций и аудиторов о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. 
 

    1. Принципы  аудита7
 
 

      Независимость – один из основополагающих принципов аудита. Данный принцип деятельности аудитора закреплен в статье 12 Закона. Аудиторы, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные, этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

      Независимость – принцип аудита, заключающийся  в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или  какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов.

      Конфиденциальность  информации – принцип аудита, заключающийся  в том, что аудиторы и аудиторские  организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности только с разрешения указанных органов и в том виде, в каком упомянутые органы признают это возможным.

      Принцип конфиденциальности должен соблюдаться  неукоснительно, даже если разглашение или распространение информации о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач. Статья 8 Закона базируется на принципе конфиденциальности. Данная статья раскрывает содержание понятия аудиторской тайны, предусматривает ответственность за ее разглашение.

      Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения, в том числе правовыми. Данный принцип предусмотрен статьями 15, 17 и 20 Закона, устанавливающих в качестве обязательных требований для аудиторской деятельности аттестацию аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности и аккредитацию аудиторских объединений.

      В частности, в качестве критериев  допуска к аттестации на право  аудиторской деятельности установлены:

  • наличие экономического или юридического образования у этих лиц;
  • стаж работы не менее трех лет из последних пяти по соответствующему профилю.

    Закон устанавливает  также основания недопущения  к аттестации на право аудиторской  деятельности. Это осуждение лица по приговору суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в России
 
 
    1. Источники правового регулирования  аудиторской деятельности
 
 

      В настоящее время правовые основы аудиторской деятельности определяются Федеральным законом от 7 августа 2001 года за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

      В настоящее время отдельные направления аудиторской деятельности регулируются:

  • Федеральным законом от 21 ноября 1996 года (ред. от 30.06.03 г.) «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2004 года;
  • Федеральным законом от 7 мая 1998 года за N 75-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • Федеральным законом от 26 декабря 1995 года за N 208-ФЗ (ред. от 06.04.2004 г.) «Об акционерных обществах»;
  • Федеральным законом от 5 марта 1999 года за N 46-ФЗ (ред. от 09.12.2002  г. с изменениями от 23.12.2003 г.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • Федеральным законом от 29 октября 1998 года за N 164-ФЗ (ред. от 29.01.2002 г. с изменениями от 23.12.2003 г.) «О лизинге»;
  • Федеральным законом от 8 февраля 1998 года за N 14-ФЗ (ред. от 21.03.2002 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральным законом от 8 мая 1996 года за N 41-ФЗ (ред. от 21.03.2002 г.) «О производственных кооперативах»;
  • Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года за N 4015-1 (ред. от 20.07.2004 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

     Со  значительными ограничениями и  в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, в данной области может применяться Закон СССР от 26 мая 1988 года за N 8998-XI «О кооперации в СССР» (ред. от 19.06.92 г.).8

     Организационно-правовая форма аудиторских организаций  определяется в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации. Нормы  законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в вышеперечисленных Законах, должны соответствовать положениям Закона об аудиторской деятельности. Данный закон является специальным законом, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В случае столкновения норм различных законов будут применяться нормы Закона об аудиторской деятельности.9

      Особенности правового положения аудиторских  организаций, осуществляющих аудиторские  проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

     На  основании и во исполнение Закона об аудиторской деятельности и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство  Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

      В настоящее время действует ряд  таких Постановлений:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 года за № 1355 утвердило перечень показателей, согласно которым бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (в части, не противоречащей Федеральному закону за № 119-ФЗ).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.02 года за № 190 утвердило порядок лицензирования аудиторской деятельности.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 года за № 81 дополнило перечень показателей, по которому бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной проверке.

     Постановление Правительства Российской Федерации  от 06.02.2002 года за № 80 во исполнение Федерального Закона за № 119-ФЗ определило уполномоченный федеральный орган – Министерство Финансов Российской Федерации (Минфин РФ) и утвердило правила обмена квалификационных аттестатов, выданных до принятия Федерального закона за № 119-ФЗ, на аттестаты, предусмотренные этим законом.10

      Рядом документов Минфина РФ и Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ):

    • разработаны программы квалификационных экзаменов на аттестат аудитора в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страхового аудита, банковского аудита;
    • детализирован порядок проведения квалификационных экзаменов;
    • разработан порядок повышения квалификации и продления срока действия аудиторских аттестатов;
    • детализирован порядок лицензирования аудиторской деятельности.

     В документах ряда министерств и ведомств (Минфина РФ, Госкомэкологии РФ, Минимущества РФ) утвержден порядок аккредитации аудиторских организаций, уполномоченных для проведения специальных видов аудита, а также аудита государственных унитарных предприятий.  
Приказом Минфина РФ от 27.10.1999 года за № 69н установлен порядок ежегодной отчетности аудиторов и аудиторских организаций перед Минфином РФ.11
 
 

    1. Организация и законодательное  регулирование аудиторской  деятельности в России
 
 

      Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических  решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например во Франции) в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Англия) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями. На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают с помощью Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.

      Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России должна быть построена трехуровневая система его регламентации.

      Верхним уровнем станет закон об аудиторской  деятельности (до принятия закона аудиторская  деятельность регулируется Временными правилами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года за №2263).

      Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации относится к основным законодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это будет закон прямого действия, определяющий, в частности место  аудита в финансово-хозяйственной  деятельности как необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля.

      Второй  уровень системы нормативного регулирования  представлен стандартами. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и, прежде всего арбитражем.

      Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов  и предприятий, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, предприятий, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности предприятий, а также учитываться в арбитражном процессе.

      И, наконец, документы третьего уровня носят вспомогательный характер и основная их цель – помощь в  технической реализации требований стандартов, в разработке прогрессивных  приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Если работа по созданию закона об аудиторской деятельности находится в стадии завершения, то разработка стандартов только начинается. Перечень необходимых стандартов аудита в Российской Федерации определен в соответствии с рекомендациями Комитета Международной Федерации бухгалтеров.12

Информация о работе Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России