Система национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Создание и применение Системы национальных счетов явилось приращением информационной составляющей управления на уровне стран и международного сотрудничества. СНС 93, введенная через 30 лет после публикации первого международного стандарта национального счетоводства (СНС 68), отличается многочисленными особенностями, призванными отражать не только процессы модернизации мировой экономики, но и усложняющиеся процедуры согласования учета и контроля экономических процессов в глобализирующемся мире.

Содержание

Введение
1. Формирование системы национальных счетов.
1.1. Понятие о СНС. История возникновения.
1.2.Переход от БНХ к СНС.
2. Структура и содержание СНС в РФ.
2.1. Основные понятия системы национальных счетов.
2.2. Агрегаты СНС и взаимосвязь между ними.
3.Направления использования показателей СНС для экономического анализа и разработки экономической политики.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Система национальных счетов.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

До 1993 г. в СССР применялся баланс народ­ного хозяйства (БНХ), основывавшийся на марксистских концепциях и приспособленный для описания и анализа экономики, основу ко­торой составляли общественная собственность на средства производства и централизованное планирование. В этой модели эконо­мики, такие аспекты экономического процесса, как распределе­ние доходов, операции с финансовыми инструментами, которые так важны в рыночной экономике, имели второстепенное, под­чиненное значение и не получили адекватного представления в балансе народного хозяйства. Центральная концепция БНХ — концепция материального производства, в соответствии с которой национальный доход создается только в отраслях сферы материального производства, тогда как в сфере нематериальных услуг (отрасли управления, финансов, науки, просвещения, здра­воохранения, культуры и искусства, жилищно-комунального хо­зяйства и др.) происходят перераспределение доходов и конечное потребление материальных благ. Поскольку сфера экономического производства определена в двух системах (БНХ и СНС) по-разному, методология исчисле­ния основных показателей БНХ (общественный продукт, наци­ональный доход) значительно отличается от методологии исчис­ления аналогичных показателей СНС, и они непосредственно не сопоставимы. Вместе с тем между СНС и БНХ существует много общего в подходах к описанию и анализу макроэкономики, и опыт разработки БНХ, несомненно, облегчил переход в России к составлению СНС. Первый БНХ был составлен в СССР по дан­ным за 1923/24 гг.[16] Подробное описание этой работы было опуб­ликовано в 1926 г. П. Поповым, который в это время возглавлял ЦСУ СССР. Появление этой работы задолго до начала работ в области национальных счетов в Европе и США ознаменовало начало нового этапа в развитии макроэкономической статистики во всем мире. Многие концепции БНХ оказали впоследствии большое влияние на развитие СНС. Значительный вклад в тео­рию исчисления национального дохода внес А. Первухин, кото­рый обосновывал необходимость изучения национального дохо­да в движении. После Второй мировой войны работы в области БНХ были значительно расширены.

В 1957 г. Всесоюзное совещание статистиков одобрило схему БНХ, которая действовала с некоторыми изменениями до начала 1990-х гг. Эта схема включала ряд таблиц, содержащих показате­ли производства и использования материальных благ (матери­альный баланс), показатели производства, распределения, пере­распределения и конечного использования доходов (финансовый баланс), показатели денежных доходов и расходов населения, по­казатели наличия и движения основных фондов и др.

Нельзя не отметить вклад в развитие макроэкономической статистики А. Вайнштейна — автора монографии «Народное бо­гатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России» (1960).[17] Эта монография представляет собой образец на­учного исследования проблем ретроспективного измерения макроэкономических показателей; она содержит не только оцен­ки национального богатства России в 1913 г., но и подробный обзор технических методов, использованных автором для сбора и обработки соответствующих данных. А. Вайнштейн опубликовал также ряд работ по проблематике национального дохода и наци­ональных счетов.

Наряду с отчетным БНХ (за разработку которого отвечало ЦСУ СССР) в Госплане СССР составлялся плановый БНХ, ко­торый использовался для обоснования и проверки общей сбалансированности народнохозяйственного плана. Ряд важных изменений в общую схему БНХ был внесен в 1970—1980 гг. в результате деятельности Постоянной комиссии СЭВ по статистике.

Так, в схему баланса народного хозяйства был включен ряд таб­лиц, описывающих оказание и использование нематериальных услуг, а также доходы населения по концепции, приближенной к СНС. Вклю­чение этих таблиц позволяло расширить сферу экономического ана­лиза, а также улучшить международную сопоставимость наиболее важных макроэкономических показателей.

По инициативе Постоянной комиссии СЭВ по статистике в начале 1980-х гг. был выпущен документ, содержащий унифицированное для стран СЭВ изложение принципов разработки БНХ. Несколько позже этот материал был опубликован Секретариатом ООН в качестве официального документа ООН. Таким образом, БНХ как система макроэкономических показателей, при­меняемая в странах с централизованно планируемой экономикой, получил официальный статус в рамках ООН.

В 1970—80-х гг. в рамках Статистической комиссии ООН проводилась работа по изучению взаимосвязей между БНХ и СНС. Был  подготовлен ряд документов, содержащих описание переход­ного ключа от БНХ к СНС и, наоборот, от СНС к БНХ. Переходные ключи представляли собой список поправок, которые необходимо внести в показатели одной системы, чтобы перейти к показателям другой системы; поправки были обусловлены глав­ным образом различиями в определении сферы экономического производства в двух системах. В работе по этой теме активное участие принимал Ю.Н. Иванов, который в течение ряда лет ра­ботал в отделе статистки Секретариата ООН; им было подготов­лено несколько докладов о сопоставлении показателей СНС и БНХ для обсуждения на сессиях Статистической комиссии ООН (некоторые из этих докладов были позднее опубликованы в журнале «Обзор дохода и богатства», издаваемом Международной ассоциацией по изучению дохода и богатства). Интерес к этой работе в СССР был, в частности, связан с тем, что взносы стран в бюджет ООН определялись на основе данных о доле стран в общем национальном доходе, подсчитанном на основе концепций и определений СНС, в связи с чем все страны — члены ООН должны были представлять в ООН данные о своем национальном доходе в соответствии с международным стандартом в области национального счетоводства.

В середине 1980-х гг. в силу осознанной необходимости обеспечения международной сопоставимости наиболее важных макроэкономических показателей Государственный комитет по статистике СССР приступил к исчислению ВВП с помощью упомянутых переходных ключей.

Как было отмечено, работы по внедрению СНС в регулярную статистическую практику России были начаты в начале 1990-х гг. и ускорены после опубликования Секретариатом ООН в 1994 г. СНС-93. К настоящему времени Госкомстат России составляет основные счета СНС и исчисляет наиболее важные ее показатели. Значительный вклад в разработку национальных счетов в России и других странах СНГ вносит Межгосударственный статистический комитет стран СНГ, который подготовил значительное число методологических документов, оказывающих помощь странам СНГ в применении СНС-93: документы поясняют сложные вопросы теории и методологии СНС, также содержат рекомендации относительно источников первичных данных и мето­дов их обработки. Документы, разрабатываемые по этой теме Межгосударственным статистическим комитетом стран СНГ, служат основой для сбора и распространения сравнимых в между­народном отношении данных о наиболее важных макроэкономических показателях этих стран.

2. Структура  и содержание СНС в РФ.

2.1.Основные понятия системы национальных счетов.

В методологическом плане СНС России строится в основном с учетом рекомендаций международных организаций, разрабатывающих проблемы СНС, а также Статкомитета СНГ в части преломления основных положений СНС применительно к условиям переходного периода экономического развития страны. Результаты расчетов, как правило, проходят международную экспертизу в МВФ, ОЭСР, Мировом банке.

Вместе с тем методология СНС России несколько отличается по ряду моментов от принятых в международной практике стандартов. В основном эти отклонения связаны с переходным характером российской экономики. Например, в связи с высокой степенью субсидируемости стоимость услуг жилищного хозяйства определяется по расходам на содержание жилья, а не по рыночной стоимости аренды. C развитием рыночных отношений эти отличия будут уменьшаться.

Суть схемы СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии - от производства до конечного потребления и накопления.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в отчетном периоде и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости товаров и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе.

Оценка в текущих ценах осуществляется в системе по ценам, фактически используемым в операциях.

Производство и использование ВВП оцениваются в текущих рыночных ценах, преобладающих в период, к которому относится производство или использование продукции.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов, отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам. Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услугу, исключая любые налоги на продукты, но с учетом субсидий на продукты.[18]

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены подобных товаров и услуг, реализуемых на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует (в частности, так оцениваются услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций).

Все показатели в текущих ценах, в том числе показатели изменения запасов материальных оборотных средств и потребления основного капитала, исчисляются в средних ценах рассматриваемого периода.

Переоценка в сопоставимые (предыдущего года) цены проводится как по произведенному валовому внутреннему продукту, так и по показателям его использования.

С учетом специфических условий развития российской экономики, высокой инфляции и недостатка первичной информации переоценка показателей производства ВВП в сопоставимые цены осуществляется с использованием метода прямого дефлятирования (переоценка добавленной стоимости отраслей с использованием индекса цен выпуска каждой отрасли) или метода экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли по каким-либо индексам физического объема или натуральным индикаторам, адекватно отражающим динамику развития производства в данной отрасли. В качестве таких индикаторов применяются либо показатели численности занятых в данной отрасли (например, численность занятых в органах государственного управления и численность военнослужащих использовались для экстраполяции показателей добавленной стоимости в отраслях "управление" и "оборона"), либо какие-либо натуральные показатели, характеризующие, в основном, деятельность этой отрасли (например, численность детей, обучающихся в школах, использовалась для переоценки добавленной стоимости в отрасли "образование").

Для переоценки в сопоставимые цены показателей использования ВВП применяются:

      индекс потребительских цен - для расходов на конечное потребление домашних хозяйств;

      натуральные индикаторы и численность занятых в отраслях - для расходов государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

      индекс цен капитальных вложений - для накопления основного капитала;

      индексы цен в промышленности и в сельском хозяйстве - для изменения запасов материальных оборотных средств;

      индексы цен на экспортную и импортную продукцию с учетом изменения обменного курса рубля - для экспорта и импорта.

Бухгалтерская форма представления показателей в СНС означает, что каждый показатель вводится с помощью двух таблиц — «Ресурсы» и «Использование». Компоненты, составляющие каждую из этих таблиц, в сумме дают одну и ту же ве­личину. Таким образом, в соответствии с аксиомой кругооборота ресурсы по сто­имости всегда точно равны их использованию.

Наибольшее значение в современной российской СНС имеют 7 счетов.

1.                  «Счет товаров и услуг»  (табл.2) дает представление о валовом объеме обращаю­щихся в экономике товаров и услуг (как отечественных, так и импортных) без очи­стки от двойного счета.

Таблица 2. Счет товаров и услуг (в текущих ценах; млн. рублей)[19]

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

 

Ресурсы

Выпуск

в основных

ценах

 

12552212

15922788

18990499

23298411

29543373

37091290

46360333

58134580

Импорт товаров

и услуг

 

1755805

2165928

2646204

3153920

3773864

4648275

5656768

7186685

Налоги

на

продукты

 

980880

1268911

1415153

1775123

2352125

3248225

4090103

4827559

Субсидии

на

продукты (-)

 

147433

171422

165912

186640

183701

156125

152822

168822

Всего

 

15141464

19186205

22885944

28040814

35485660

44831665

55954381

69980001

 

Использование

Промежу-

точное потребление

 

6080013

8076695

9409205

11643654

14663675

18558017

23417852

29805942

Расходы

на конечное потребление

 

4476851

5886861

7443199

9024756

11401444

14318964

17616056

21810934

Валовое

накопление

 

1365734

1963110

2169314

2755048

3558952

4338731

5736800

8102026

Экспорт

товаров

и услуг

 

3218866

3299562

3813695

4655880

5860397

7607256

9079333

10057203

Статистическое расхождение

 

0

-40023

50531

-38524

1193

8696

104341

203897

Всего

 

15141464

19186205

22885944

28040814

35485660

44831665

55954381

69980001

Информация о работе Система национальных счетов