Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов к экзамену по управленческому учету.
Бюджет капитальных затрат определяет направление капитальных вложений и источники инвестиционных ресурсов. При составлении данного бюджета следует использовать административные или стратегические планы развития предприятия, а также региональные планы инвестиции средств. Бюджет капитальных затрат затрагивает практически все частные бюджеты, начиная от бюджета продаж и заканчивая бюджетов денежных средств. Поэтому при составлении этого бюджета производятся расчеты эффективности инвестиций и принимаются долгосрочные решения.
Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств в будущем периоде и направления их использования. При составлении данного бюджета обязательно должно быть запланировано ожидаемое конечное сальдо на счетах денежных средств и финансовых вложений с целью оценки финансового состояния предприятия. В бюджете денежных средств должны быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего поступления денежных средств для принятия правильных управленческих решений в соответствующем периоде. Бюджет денежных средств состоит из двух частей: 1 Ожидаемые поступления; 2 Ожидаемые платежи.
В первой части бюджета, на основании бюджета продаж, планируется поступление от реализации выпущенной продукции. При этом следует учитывать наличные расчеты, безналичные расчеты, авансовые платежи, переходящую дебиторскую задолженность. Кроме того, в этой части должны быть учтены поступления от прошлых продаж, предполагаемые поступления от продажи акций, облигаций и иного имущества, возможные кредиты и займы, целевые поступление и финансирование. Во второй части бюджета планируются платежи по следующим направлениям:
- Приобретение материальных ресурсов;
- Прямые затраты на оплату труда, планируемые на основе бюджета трудовых затрат;
- Общепроизводственные и общехозяйственные расходы. При этом следует учесть только те статьи, которые требуют расходования денежных средств;
- Коммерческие расходы, связанные с вложением денежных средств;
- Капитальные затраты в соответствии с бюджетом капитальных затрат:
- Ожидаемые платежи по налогам и внебюджетные платежи;
- Уплата процентов по кредитам и займам в соответствии с договорами;
- Предполагаемая сумма возврата кредитов и займов. Бюджет денежных средств позволяет решить две основные задачи:
1 Показывает сальдо денежных средств по отчетным периодам, что необходимо для завершения формирования финансового бюджета;
2 Выявляет периоды излишка или недостатка финансовых ресурсов, что позволяет вносить необходимые корректировки в данный бюджет.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках. На этом этапе бухгалтер - аналитик на основе подготовленных частных бюджетов составляет предполагаемый отчет по форме №2. Данные для заполнения этой формы представлены:
- строка 010 «Бюджет продаж»;
- строка 020 «Производственный бюджет»;
- строка 030 «Бюджет коммерческих расходов»;
- строка 040 «Бюджет административных расходов» (при формировании неполной себестоимости );
- строка 050 «Прибыль».
Остальные строки формируются на основе бюджета денежных средств. Ожидаемая прибыль по форме №2 характеризует рентабельность работы организации в планируемом периоде.
Прогнозный баланс и оценка финансового положения предприятия
Этот этап является завершающим в процессе подготовки общего бюджета. Прогнозный баланс составляется на основе остатка запланированных по частным бюджетам. На основе прогнозного бюджета производится оценка финансового состояния предприятия, его платежеспособности и ликвидности. Именно на этом этапе руководство предприятия должно решить: принять общий бюджет или пересмотреть его отдельные составные части.
50. Понятие статического и гибкого бюджета
В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет – бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.
Гибкий бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
51. Процесс принятия управленческих решений
Каждое управленческое решение представляет собой какие-либо правила или ограничения на определенный временной период. Процесс принятия управленческих решений состоит из четырех основных этапов:
1 Определение целей и задач управленческого решения.
На этом этапе определяется направление принимаемого решения. Согласно экономической теории 90% решений ставят целью получение максимальной прибыли.
Эта цель может быть аргументирована по-разному. В частности, увеличение прибыли ведет к улучшению финансового состояния предприятия, что позволяет улучшать благосостояние его работников.
2 Поиск альтернативных вариантов для достижения цели.
На этом этапе высшее руководство предприятия и его менеджеры предлагают несколько вариантов достижения цели, из которых следует выбрать наиболее эффективный. В сфере производства могут быть предложены следующие альтернативные варианты:
1. Выпуск новой продукции для сбыта на уже существующих рынках;
2 Выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках;
3 Создание новых рынков сбыта для уже выпускаемых товаров;
4 Расширение спектра предоставляемых услуг с целью заинтересованности потребителя и т. д.
Поиск альтернативных вариантов вызывает необходимость получать информацию о конъюнктуре рынка, ее возможных изменениях, об экономической обстановке на данном этапе, об уровне цен и т. д. Для выбора варианта должны быть решены оперативные и перспективные задачи. Оперативные задачи, как правило, решают руководители центра ответственности и менеджеры. Они могут решать следующие оперативные задачи:
— планировать предполагаемый ассортимент продукции, уровень цен на продукцию;
— определять объем выпуска, точку безубыточности и предполагаемую прибыль.
Стратегические задачи, как правило, решает администрация и высшее руководство предприятия. К стратегическим задачам относятся:
— реструктуризация бизнеса;
— целесообразность освоения новых видов продукции;
—реконструкция или модернизация производства.
3 Осуществление выбранного варианта.
На этом этапе составляется оперативный и общий бюджет на основе выбранного альтернативного варианта. Этот вариант является отправной точкой деятельности предприятия в планируемом периоде.
4 Сравнение полученных и планируемых показателей (этап мониторинга).
На этом этапе бухгалтер-аналитик должен осуществить контроль за выполнением принятых решений. С этой целью он готовит и предоставляет руководству отчеты о соответствующих показателях, которые содержат фактические и запланированные данные. Отчеты готовятся систематически за краткосрочные периоды (семь-десять дней). Эффективность этапа мониторинга зависит от корректирующих действий руководства предприятия по проведению полученных результатов с запланированными данными. Планы должны уточняться, если результаты показывают, что какие-либо из запланированных показателей не могут быть достигнуты.
53. Принятие стратегических решений
Современный управленческий учет, как и финансовый, ориентирован, кроме прочего, на решение стратегических задач.
Стратегическое планирование включает:
♦ стратегический анализ; ♦ стратегический выбор; ♦ реализацию стратегии; ♦ оценку обстановки.
Для проведения стратегического анализа необходимо определить: ♦ цели предприятия; ♦ внешние условия работы предприятия для выявления возможностей рисков и потенциальных возможностей; ♦ ресурсы предприятия для выяснения его сильных и слабых сторон; ♦ возможности влиятельных акционеров; ♦ организационную структуру предприятия.
Чтобы принять стратегическое решение, следует подобрать стратегические варианты. Реальную трудность представляет оценка вариантов с точки зрения пригодности в соответствии со стратегическим положением, занимаемым предприятием.
Критерии оценки обычно следующие: ♦ соответствие — подходит ли данный вариант стратегии согласно результатам стратегического анализа; учтены ли сильные стороны предприятия; использует ли предприятие все существующие возможности и устраняет ли оно недостатки и риски; ♦ выполнимость — располагает ли предприятие ресурсами для реализации стратегии; ♦ приемлемость — приемлем ли данный вариант стратегии для лиц, вовлеченных в процесс принятия решения?
Процесс реализации стратегии включает несколько элементов: ♦ планирование ресурсов (например, людских, оборудования, финансовых); ♦ структура организации (например, функциональная, цеховая или матричная); ♦ контроль, который направлен на обеспечение успешной реализации стратегии; он требует системы проверки и вознаграждения, определенного уровня организационной культуры, самоконтроля; ♦ среда предприятия (тенденции, события и влияющие факторы во внешней среде, не контролируемые предприятием).
Управленческий учет должен обеспечивать значимую для пользователей информацию о стратегии предприятия (текущие показатели изменений в стратегическом положении). Так, с точки зрения стратегического планирования прибыль рассматривается не как внутренний результат деятельности предприятия, а как внешний результат, т.е. каково положение этого предприятия относительно существующих и возможных конкурентов. Вследствие этого в стратегическом планировании и контроле внимание сосредотачивается на относительных данных о затратах, ценах, спросе, финансовом положении.
54. Интегрированная система организации управленческого учета
При интегрированной системе учета счета-экраны не применяются, используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Выделяются специальные разделы, обобщающие счета управленческого учета. Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается, и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету.
Отечественный бухгалтерский учет — это интегрированная система, организованная в единой системе счетов.
55. Особенности автономной системы организации управленческого учета
Автономная система управленческого учета предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, что создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой. Основные различия между управленческой и финансовой бухгалтерией представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные различия между управленческой и финансовой бухгалтерией
Финансовая бухгалтерия | Управленческая бухгалтерия |
Затраты группируются по экономическим элементам | Затраты группируются по статьям калькуляции |
Учет затрат: не учитывается место возникновения затрат, ведется только синтетический учет издержек, поэтому содержится информация об общей сумме затрат на производство готовой продукции | Учет затрат: детализируется данная информация, отражаются материальные, трудовые расходы, использованные в основном производстве, общепроизводственные и общехозяйственные расходы |
Учет доходов: общая сумма доходов. На счете 80 отражается балансовая прибыль, учитывающая кроме прибыли от основной деятельности внереализационные доходы и расходы, прибыль (убытки) от прочих операций | Учет доходов: отражаются два финансовых результата производственной деятельности — маржинальный доход (разность между выручкой и переменными затратами) и прибыль (разность между маржинальным доходом и постоянными затратами). В конце периода постоянные издержки, собранные на счете 26 как периодические, списываются на себестоимость реализованной продукции |