Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:39, шпаргалка
Даны ответы на вопросы к экзамену по "Аудиту"
В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
- обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
- обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
- создает общественный имидж профессии.
24. Операции со связанными сторонами в ходе аудита
4. Операции со связанными сторонами в ходе а-таАф.л – ф. и юр. л., способные оказ-ь влияние на деят-ть юр-х и ф-х л, осущ-их п.п-кую деят-ть. К связанным сторонам могут быть отнесены:- головные, дочерние, преобл-е, завис-е общ-ва;- п\п, относящиеся к одной и той же группе взаим-х орг-й;- п\п, нек-е из участников и (или) рук-лей кот-х состоят в род-х отн-х;- п\п, участниками и (или) рук-ми кот-х являются одни и те же лица. Операцией м/у ауд-м л и афф-м л считается любая операция по передаче к-л активов или обяз-тв, осущ-я между ауд-м л и афф-м л.
А-р д. вы-ь след-е процедуры с целью проверки достов-и получ-й инф-и и полноты ее раскрытия:- изучить раб-е док-ы за пред-й год на предмет опр-я списка изв-х аф-х л;- проверить выполнение предпринимаемых аудируемым лицом мер по выявлению аффи-х лиц;- запросить у должностных лиц ауд-го л инф-ю об их аффил-ти в отношении других хоз-х субъектов;- изучить списки акционеров с целью опр-я крупных акционеров или в случае необх-ти получить список крупных акционеров из реестра акционеров;- изучить протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров;- запросить других аудиторов, участвующих в данный момент или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании к-л дополнительных аф-х л;- запросить информацию и документы о наиболее крупных дебиторах и кредиторах а-го л и сравнить их данные с результатами предыдущих процедур; - провести проверку информации, представляемой аудируемым лицом в налоговые и иные органы
25. Международные аудиторские стандарты
В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т. ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:
1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.
3) Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов.
Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:
- аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
- аудитор должен быть независим от клиента;
- аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
- аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:
1. Основные постулаты - это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.
2. Общие стандарты - это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.
3. Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).
4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.
5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.
Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами.
В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:
- первая группа стандартов - это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;
- вторая группа - это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;
- к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;
- четвертая группа стандартов - это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.
Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:
- первая группа - законодательные акты государства;
- вторая группа - аудиторские стандарты и другие регуляторы, т. е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.
Закон ПСАД - это качественно разные группы нормативных документов.
Создание и унификация отечественных ПСАД велись на основе международных аудиторских стандартов. Они были вызваны насущной необходимостью дополнить существующие в стране нормы важными аспектами, уже известными из мировой теории аудита.
При разработке организации и регламента работы Совета в Положении о нем, утвержденном Комиссией, наряду с другими секциями, была предусмотрена и постоянно действующая секция стандартизации аудиторской деятельности.
Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен.
В таком случае одни профессионалы оценивают работу других профессионалов (в западном аудите это называется «проверка равным»).
Создание ПСАД в России, начатое в первой половине 90-х гг., было сложным процессом. Отечественные ПСАД разрабатывались на коллегиальной основе, с привлечением большого круга специалистов и рассмотрением альтернативных проектов того или иного стандарта, причем без ориентации на то, что в наше время будут предприняты попытки возведения аудиторских стандартов в ранг нормативных актов.
Соблюдение действующих в той или иной стране аудиторских стандартов - минимальный уровень, ориентируясь на который можно судить о качестве осуществляемого аудита. В международной практике национальные ПСАД защищают аудиторов от необоснованных судебных преследований, поскольку утвердилось мнение, что когда профессиональное обслуживание аудиторами клиентов осуществляется без грубых нарушений общепринятых аудиторских стандартов, то достигается необходимое и достаточное качество аудита.
Вместе с тем реальные условия выполнения той или иной хозяйственной системой ее функции намного богаче и разнообразнее подобных схематических построений, которые в принципе только и могут быть предусмотрены в аудиторских стандартах. Реальные условия заставляют практических аудиторов ориентироваться на общепринятые стандарты как на вспомогательный материал, который не должен довлеть над аудитором, но который должен помогать ему при проведении специальных тестов и проверок информации. Таким образом, аудитор не просто слепо ориентируется только на отечественные ПСАД, но, сверяясь с ними, он совершенствует свое профессиональное мастерство и приобретает необходимый опыт.
26. Общение с руководством экономического субъекта и разъяснения предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта аудиторам.
1. Общение с руководством экономического субъекта
Осн-ми принципами, кот-ми д рук-ся а-р при указанном обобщении, явл: -независ-ть а-ра; -честность и объект-ть; -конфиденциональность информации; -проф-ное поведение в общении рук-вом эк-го субъекта. Общение с рук-вом эк-го субъекта до начала а-та происходит:- на стадии пред-го план-ия а-та;- на стадии переговоров – опр-ся и соглас-ся существенные усл-я предстоящего договора. Во время а-та с рук-ом эк-го субъекта могут обсуждаться вопросы:- план-я а-та;- получения АД;- оценки АР и уровня существенности;- изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;- использования работы экспертов;- организационные вопросы, связанные с проведением аудита;- иные вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.
На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:- проблемы, с которыми столкнулся аудитор в ходе аудита;- вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудитора возникли разногласия;- поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудитором,вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;- нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;- выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта;- другие вопросы, связанные с завершением аудита.
2. Разъяснения, предост-ые рук-вом провер-го эк-го субъекта– офиц-но предос-ые рук-вом провер-го эк-кого субъекта ответы на вопросы, задаваемые ауд-ром, и способные повлиять на результаты АЗ. На разных этапах провед-я проверки а-ру следует получать разъяснения от рук-ва провер-го эк-кого субъекта в след-х целях:- на этапе предвар-ного план-я а-та – для подтверждения допущения непрерывности деят-ти орг-ции;- на этапе подготовки общего плана и программы а-та – способность пониманию деят-ти эк-кого субъекта и особенностей его системы ВК.;- на этапе тестир-я средств контроля и вып-я АП по сущ-ву – для подтверждения или опровержения сделанных а-ром выводов о надежности отдельных средств контроля;- на этапе завершения а-та и составления АЗ – служат источником свидетельств о наличии существенных искажений БО.Письменные разъяснения рук-ва пров-го эк-го субъекта м.б. предоставлены а-ру в форме:- оф-го письма рук-ва с разъяснениями;- письма, подгот-го ауд-ром, сод-го запись рук-ва пров-го эк-го субъекта о согласии с данной трактовкой;- официально заверенных копий (БО, протоколов собрания совета директоров и т. д.)В раб-ю док-ю а-ра вкл-ся:- копия письма а-ра с запросом рук-ву провер-го эк-го субъекта;- оф-е письмо в адрес ауд-а от рук-а эк-го субъекта с разъяснениями и подтверждениями;- инф-я об устных разъяснениях рук-а. В раб-х доку-х д сод-ся след-я инф-я:- вопрос, с кот-м обратился а-р за разъяснениями;- краткое содержание получ-х разъяснений;- оценка а-ром убедительности доказ-в, содер-ся в разъяснениях;- собственные выводы а-ра по поставленному вопросу с учетом пол-х разъяснений
Сайгушева
27. Внутрифирменные стандарты аудита
Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.
При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулируюими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам.
В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых - разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание - закрытая информация. Внутрифирменные стандарты - это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:
- целесообразности - иметь практическую пользу;
- преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
- логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
- полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;