Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Аудит".
113. (124) Порядок заключения договора на проведение А. Ст-т №12 «Согласование условий проведения А». . А-р и руководство ауд-го лица должны достичь согласия в отношении условий проведения А. Согласованные условия необходимо отразить документально в соот-ии с фед. ст-тами в дог-ре оказания ауд-х услуг. Несмотря на то, что цели и объем А, а также обяз-ти а установлены закон-вом РФ, а реком-тся включить эти положения в дог-р (либо в предшествующее дог-ру письмо о проведении А). С точки зрения интересов а и ауд-го лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым ауд-м лицом дог-ра оказания ауд-х услуг. Форма и содержание дог-ров оказания ауд-х услуг (писем о проведении А) для различных ауд-х лиц могут иметь особенности, но, как правило, в дог-ре указываются: [КРАТКО - Сущест-ные условия:*предмет дог-ра; *условия оказания ауд.услуг (цель, объекты, сроки, филиалы…); *права и обяз-ти сторон; *ст-ть и порядок оплаты; *ответст-ть сторон и порядок разрешения споров.] - цель А ФБО; - ответ-ть рук-ва ауд-го лица за подготовку и представление ФБО; - объем аудита, включая ссылки на закон-во РФ и фед. ст-ты а.д.; - ауд-е закл-е и иные док-ты, кот. предполагается подготовить по рез-там А; - инф-ция о неизбежном риске, что искажения. в т.ч. и сущ-ные, могут остаться необнаруж-ми (выборочные методы тестирования; свойств-ные А, СБУ, СВК ограничения(зависимость, сговор, мошен-во)); - требование обеспечения свободного доступа ко всей бухг-ой док-ции и др.инф-ции, запрашиваемой в ходе проведения А; - цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов. (и др. *право получать от рук-ва офиц. письм. заявл-я; *присут-е а при инвентариз-и; *содействие при проведении А; *дог-ть о привлеч-ии экспертов;* инф-ция о любых допол-ных соглашениях между сторонами). Дог-р считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем сущест-м условиям дог-ра. Ауд.лицо обязано содействовать в получении инф-ции; не производить действий на сужение вопросов, на сокрытие инф-ции, док-тов; исполнять требования ст-тов а.д. и т.д. Клиент обязан оплатить работу в соот-ии с условиями дог-ра вне зависимости от вывода, содержащегося в заключении. Макс-но детализированный дог-р повышает уровень правовых гарантий д/сторон. Дог-р подписывается сторонами в 2-х экз. с указанием, что цена действительна только д/данного дог-ра.
| 114. (125) Составление плана и разработка программы А. (программа более детальная, план-краткое описание программы) Ауд-я орг-ция и инд. а обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование а помогает выявить потенциальные проблемы, уделить необходимое внимание важным областям А, чтобы работа была выполнена с оптимальными затратами, кач-но и своевременно. План-е позволяет эфф-но распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в ауд.проверке, и координировать такую работу. Затраты времени на план-е работы зависят от масштабов деят-ти ауд-го лица, сложности А, опыта работы а с данным лицом, а также знания особенностей его деят-ти. Планирование на подготовительном этапе (на кот. а руководствуется ст-том №8 «Понимание деят-ти ауд.лица и среды в кот. функционирует, оценка рисков сущ-го искажения инф-ции» и ст-том №12 «Согласование условий проведения А») - проводятся переговоры с потенциальным клиентом. Составляется мнение о деят-ти орг-ции, учредителях, размере УК, отрасли, организационной структуре, наличии аудит-х проверок в предыдущие периоды, проблемы. Клиенту разъясняется специфика, особенности а.д. Определяются требования к а. При возможности выполнения предлагаемой работы ауд.фирма направляет клиенту письмо-обязательство о согласии проведения А. 1-й этап – предварительное планирование – получение инф-ции о видах деят-ти, структуре управления и капитала орг-ции, ознакомл-е с СБУ и СВК, внешних и внутренних факторах деят-ти орг-и. В рез-те а оценивает возможность проведения А и согласовывает с потенц-м клиентом организац-е вопросы. 2-й этап- подготовка и составление общего плана А. Для чего а с помощью аналитич-х процедур выявляет наиболее значимые для А области; *оценивает СВК; *устанавливает приемлемый уровень сущ-ти и ауд-го риска, позволяющий считать БО достоверной; *определяет необходимые процедуры. В общем плане указываются: ожидаемый объем, график, сроки ауд-кой проверки и пр. 3-й этап- подготовка и сост-е программы А, кот. включает в себя: определение перечня ауд-х процедур; сост-е программы тестов СВК, СБУ. Программа А определяет объем, виды и последовательность ауд-х процедур, необх-х д/формирования ауд.орг-цией объективного и обоснованного мнения о БФО ауд-го лица. Она служит детальной инструкцией ассистентам а и одновременно ср-вом контроля кач-ва для рук-лей ауд.проверки. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деят-ти ауд-го лица, сложности А, опыта работы а с данным лицом, а также знания особенностей его деят-ти. Правильно спланированный А является залогом рациональной орг-ции процесса А и уменьшения риска необнаружения сущ-ных ошибок в ФО экон-го субъекта.
| (114) Независимость ауд-х орг-ций, аудиторов. ФЗ № 307 ст. 8 Принципы А позволяют дать объективные, реальные, точные сведения об объекте А, выявить недостатки в ведении БУ и составлении БО, в н/обл, провести анализ фин. состояния субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Осн. принципы: - Объективность; - Профессионализм и компетентность; - Доброжелательность и лояльность; - Ответственность; - Конфиденциальность. Среди перечисленных принципов также указывается Независимость – аудитор ни в коем случае не д/б сотрудником проверяемой орг-ции; не д/б подчинен контрольно-ревизионным органам; не должен иметь на проверяемом пр-тии имущественных или личных интересов, а также не являться учредителем (участником) ауд-го лица или зависимых орг-ций (дочерних, филиалов, представительств)ю А не может проводиться: - ауд. орг-циями, инд. а, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению А, услуги по восстановлению и ведению БУ, а также по составлению БФО физ. и юр. лицам, в отношении этих лиц; - аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение БУ и составление БФО, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов); - ауд-ми орг-циями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих ауд-х орг-ций. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения ауд-ким орг-циям, инд.аудиторам за проведение аудита (в т.ч. обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания ауд-х услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате А. Каждая СРОА принимает одобренные советом по а.д. правила независимости аудиторов и ауд.х орг-ций. СРОА вправе включить в принимаемые ею правила независимости дополнительные требования. Ауд. орг-ции, инд. аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Конфликт интересов – это ситуация, когда заинтересованность ауд. орг-ции, инд. аудитора может повлиять на мнение такой ауд-кой орг-ции, инд. аудитора о достоверности БФО ауд-го лица. Случаи возникновения заинтересованности и меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.
|
116. (121) Методика оценки СБУ и СВК в ходе А проверки. А-ру необходимо понимание СБУ и СВК, достаточное д/планирования А. СБУ – это упорядоченная система сбора, регистрации и обощения инф-ции в стоимостном и кол-ном выражении об имуществе и обяз-вах орг-ции и их движения путем сплошного, непрерывного и докум-го учета всех хоз.операций и событий. СВК – процесс, кот. осущ-ся д/обеспечения достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности ФБО, эфф-ти и результ-ти хоз-х операций и соот-ие деят-ти НПА. Орг-ция и функц-ние СВК направлены на устранение каких либо рисков хоз. деят-ти. А-р должен обладать знаниями о СВК, необходимыми для проведения А, и использовать их для выявления факторов, кот. влияют на риски сущ-го искажения инф-ции, и при планировании характера, сроков и объема дальнейших ауд-х процедур. СВК организовывается собственником / руководством ауд-го лица, ее работа направлена на устранение каких-либо рисков, кот. угрожают достижению целей. А-ру важно установить, какие конкретные ср-ва контроля эфф-но предотвращают или выявляют и устраняют сущ-ные искажения при подготовке ФБО в группах однотипных операций, остатках по счетам БУ или случаях раскрытия инф-ции. Порядок орг-ции и функционирования СВК зависит от размеров и сложности структуры ауд-го лица. Этапы оценки СВК - *общее знакомство; *перичная оценка надежности СВК; *подтверждение достоверности оценки СВК. Элементы СВК: (Контрольная среда – осведомленность и практические действия рук-ва направленные на установление и поддержание СВК. Средства контроля – части СВК, установленные рук-вом на отд-х направлениях и участках хоз. деят-ти д/обеспечения эфф-го и надежного управления ею. Оценка СВК базируется на получении ответов на контрольные вопросы, как правило, разработанные а заранее.) ИЛИ ПО ТЕТР. ↓ 1.Контрольная среда – основа д/эфф-ной СВК, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Ее хар-р оказывает влияние на процесс оценки рисков сущ-го искажения инф-ции. Элементы к.среды: организац-я структура; кадровая политика; компетентность и стиль работы рук-ва и др. Недостатки в контр. среде могут подорвать эфф-ть ср-в контроля. 2.Процесс оценки рисков самим ауд-мым лицом – риски имеющие отношение к отчетности могут возникать или изменяться вследствие: изменения в окружении ауд-го лица; внедрения информ-х систем; стремительный рост пр-тия (СВК не успевает отслеживать); новый персонал и т.д. 3.Информационная система – вкл. в себя СБУ и состоит их соот-х процедур и записей – ведение учета активов, обяз-в, кап-ла, их регистрацию, обработку док-в и т.д. 4.Контрольные действия – проверяется как выполняются распоряжения рук-ва и как устраняются возникающие при этом препятствия. Это: *проверка выполнения (сопоставление внутр. и внешн. данных, факт. и план. пок-лей); *обработка инф-ции; *проверка наличия и состояния объектов (инвент-ция); *разделение обяз-тей… 5.Мониторинг ср-в контроля – оценка эфф-ной работы СВК во времени. СВК может считаться эфф-ной, если она вовремя предупреждает о недостоверной информации, т.е. в максимально короткий срок после возникновения. СВК и СБУ не могут предоставить руководству док-ва достижения поставленных перед ними целей из-за неотъемлемых ограничений: *возможность ошибки вследствие человеческого фактора-небрежность, рассеянность, непонимание инструкций, *возможность злоупотреблений полномочиями, *возможность обойти процедуры контроля путем сговора, *нет контроля за редкими операциями (только текущие),* обычное требование рук-ва, что затраты на СВК, не должны быть выше ожидаемых выгод, *неотслеживание изменений нормат-но-прав-й базы и др. Хорошая работа внутренних служб снижает риски при внешнем А, но не подменяет его, т.к. независимо от степени самост-ти и объективности не может достичь требуемой степени независимости (ввиду подчиненности и зависимости от рук-ва)(ст-т 29) | 117.(102)Аудиторская выборка. (А.В.) 2 этап-сбор ауд.доказ-в. А.В. – это применение ауд.процедур менее, чем ко всем элементам совокупности (групп одинаковых операций // одной статьи отчетности…) // Генеральная совокупность делится на страты, каждая из которых проверяется отдельно. Виды: статистическая выборка т.е. у всех элементов совокупности ненулевая вероятность быть отобранной: *случайный отбор, по табл. случайных чисел, *систематический, задается интервал.*проверка блоками; *бессистемная (непредсказуемость) Нестатистическая опирается на професс-е суждение а. (тестирование СВК). Также а может: 1.Провести сплошную проверку (при небольшой совокупности); 2.Отобрать отд. элементы (как в статистич.выборке); 3.Отобрать специфические элементы (напр.элементы, превышающие опред. величину; с высокой стоимостью), проверка эфф-на, но выводы по рез-там нельзя распространить на всю генеральную совокупность. С А.В. связаны 2 типа риска: 1. Риск того, что а придет к выводу о том, что риск СВК ниже, чем на самом деле (при выполнении тестов СВК) // и риск того, что а придет к выводу, что сущ-ой ошибки нет. при том, что она есть (при проведении процедур по существу) – этот риск влияет на надежность А и может привести к ненадлежащему ауд-му мнению. 2. . Риск того, что а придет к выводу о том, что риск СВК выше, чем на самом деле (при выполнении тестов СВК) // и риск того, что а придет к выводу, что сущ-ная ошибка есть, при том, что ее нет (при проведении процедур по существу) Для А.В. (последовательность): Определение целей // Опред-е какая генер-я совокупность д/б использована д/проверки (т.е. надлежащей (кач-ная мера) и достаточной (кол-во)) // Предварительная оценка уровня ошибки // Приемлемо низкий уровень риска влияет на объем выборки. По рез-там ауд-х процедур а должен экстраполировать (распространить) ошибки, выявленные в отобранной совокупности во всей генеральной совок-ти и должен проанализировать влияние экстраполированной ошибки на конкретную область А (и сопоставить с планируемым ауд-м риском). Аномальная (случайная) ошибка исключается, и, включается в совокупность при необходимости уже после экстраполяции. Планируемый ауд-кий риск (ПАР) рассчитывается: ПАР = НР * РСК * РН Неотъемлемый риск * Риск средств контроля * Риск необнаружения
| 118. (103+сущ-ть) Аудиторские риски. (а.р.) Ст- № 8 А.р.- субъективно определяемая а вероятность признать по итогам проверки, что отчетность может содержать невыявленные сущ-ные искажения после признания ее достоверности или признать, что она содержит сущ-ные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет.(риск выражения а ошибочного мнения). А.р. включает: Неотъемлемый (внутрихоз-ный) риск (НР) – субъективно определяемая вероятность проявления сущ-х искажений до их выявления СВК или при допущении, что ВК отсутствует. Характ-ет степень подверженности сущ-ным искажениям конкретного счета БУ, статьи баланса, однотипной группы операций, отчетности в целом. Риск СВК (РСК) - субъективно определяемая вероятность того, что средства СВК и СБУ не будут своевременно обнаруживать и исправлять искажения, являющиеся сущ-ными по отдельности или в совокупности, и/или препятствовать возникновению таких нарушений. Неотъемлемый и риск СВК м/б объеденены в риск сущ-ного искажения инф-ции, и чем выше их оценка, тем дольше ауд-х доказ-в необходимо получить в ходе процедур проверки по существу. Риск необнаружения (РН)- субъективно определяемая вероятность того, что применяемые ауд-е процедуры не позволят обнаружить реально сущ-щие ошибки и искажения, имеющие сущ-ный хар-р в совокупности или по отдельности. Характеризует эфф-ть и кач-во работы эк. субъекта и зависит от порядка проведения конкретной проверки, квалификации исполнителей, понимания дея-ти эк. субъекта. Задачи а-ра: - Ограничение ауд-го риска в отдельных счетах или операциях, чтобы при завершении проверки суммарный ауд. риск был низким или наоборот, чтобы уровень уверенности а в своих выводах был достаточно высок, чтобы позволить ему выразить мнение относительно отчетности в целом; - Достижение желаемой уверенности наиболее эфф-ным путем. В целом ауд-й риск можно представить в виде модели: ПАР = НР * РСК * РН, где ПАР – планируемый или приемлемый риск. (напр. 80%*50%*10% = 4% // то же 0,8*0,5*0,1*100% = 4%) (ст-т 13) – Особое внимание уделяется подверженности ФБО сущ-ным искажениям вследствие ошибок и недобросовестных действий, поэтому (ст-т 1) в ходе планирования и всего периода проведения А необходимо проявлять професс-ный скептицизм. Между существенностью и А риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень ауд-го риска, и наоборот. 119. (103+риски) Материальность (сущест-ть) в аудите. Ст-т № 4 Инф-ция считается сущест-ной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономич.решения пользователей, принятые на основе БФО. (а оценивает то, что является сущ-ным, по своему професс-ному суждению). Уровень сущ-ти – предельное значение искажений ФБО, начиная с которого квалифицированный пользователь перестает быть в состоянии принимать правильные решения и делать верные выводы. (При нахождении ур. сущ-сти за основу принимают базовые пок-ли ФБО, кот. как правило разрабатывает ауд.орг-ция) Как значение, т.е. кол-во так и хар-р, т.е. кач-во искажений должны приниматься во внимание (кач-ные: *недостаточное, неточное описание уч. политики; *нераскрытие о нарушениях нормат.требований, когда применение санкций может оказать влияние на деят-ть хоз-го субъекта, а пользователь БФО будет введен в заблуждение). Оценка сущ-ти (и риска) на стадии планир-я может отличаться от такой оценки после подведения итогов ауд-х процедур – это м/б вызвано изменениями обстоятельств или информированностью а по рез-там проверки. Если вывод а, что искажения могут оказаться сущ-ми, а необходимо снизить ауд-кий риск посредством проведения допол-х процедур или требовать от рук-ва внесения поправок в отчетность. Сущ-ть принимается во внимание при оценке последствий искажений, при определении сроков проведения А, при определении объема и хар-ра процедур. Определение уровня сущ-ти может зависеть также и от внутрифирменных ст-тов. Аудиторы учитывают различные факторы: Относительная величина ошибки – отношение вероятной ошибки к базовой величине, такой как прибыль / сумма активов и др.; Абсолютная величина ошибки, кот-я д/разных условий м/б признана допустимой или неприемлемой; Кумулятивный эффект – оценка общего эфф-кта известных и возможных ошибок. Основные подходы при оценке сущ-ти: Индуктивный – определяется сущ-ть по статьям отчетности, затем оценки суммируются и рассчитывается общая сущ-ть; Дедуктивный – определяется общая величина допус-мой ошибки, после распределяется по статьям отчетности. В международной ауд-кой практике понятие материальности соответствует понятию существенности. |
| 120. (131)Ауд-кие доказательства (а.док-ва. ст-т №5) и рабочие док-ты аудитора(р.д.а. ст-т №2). а.док-ва – это инф-ция, полученная, а в ходе проверки от клиента или третьих лиц, результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить мнение а по предмету проверки. К а.док-вам относятся - первичные док-ты и бух-кие записи, письменные разъяснения сотрудников ауд-ого лица и инф-ция, полученная от третьих лиц. В соот-вии со ст-том 5, кол-во необходимой инф-ции д/ауд. оценок жестко не регламентируется. а сам-но определяет объем инф-ции, кот. потребуется д/выдачи объективного заключения о достоверности БО клиента. а на основе своего проф-го суждения обязан сам-но принять решение о кол-ве инф-ции, необх-мой д/сост. заключения о достоверности БО экон. субъекта. Объем док-ции д/б такой, чтобы при необходимости передачи работы др. а – новый а смог на ее основе понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего а (не прибегая к доп. беседам и переписке). К а.док-вам применимы понятия: Достаточности – кол-ная мера; Надлежащего хар-ра – кач-ная мера. Эти понятия взаимосвязаны и применяются к а.док-вам, полученным в рез-те тестирования ср-в СВК (получение док-в по орг-ции и эфф-ти работы служб ВК и БУ) и проведения ауд-ких процедур по существу (док-ва существ-х искажений ФБО – аналитич. процедуры // тесты, оценивающие правильность отражения операций и сальдо на счетах). На суждение а о том, что явл-ся надлежащим и достаточным а.док-вом влияют: *величина ауд-го риска; *наличие свидетельств от третьих лиц; *хар-р СБУ и СВК; *получение док-ств в форме док-тов и письменных показаний; *существенность проверяемой статьи; *рез-ты ауд. процедур с возможным обнаружением мошенничества, ошибок и др. При получении а.док-в а должен рассм-ть хар-р док-тов с целью подтверждения каждой предпосылки подготовки ФБО: Права и обяз-ти - принадлежность клиенту А и О на опред.дату; Существование – наличие актива / обяз-ва (А и О), на опред. дату; Стоимостная оценка – отраж-е ст-ти А и О в ФБО; Полнота – отражены все хоз.операции; Возникновение – событие/операция была совершена в проверяемом периоде. Внутренние док-ва – инф-ция, полученная от клиента. Внешние – инф-ция, от третьих лиц в письм.виде (по запросу ауд. орг-ции). Смешанные – инф-ция от клиента в письм./устном виде подтвержденная третьей стороной в письм. виде. Наибольшую ценность представляют внешние док-ва. Для составления объективного и обоснованного заключения а обязан собрать достаточное кол-во кач-ных док-тв. При оценке надежности док-тв учитывается, что: 1.док-ва, полученные из внешних источников, надежнее док-тв, полученных из внутренних ист-в; 2.док-ва, полученные из внутренних источников, более надежны, если СБУ и СВК эфф-ны; 3.док-ва, собранные а надежнее док-тв, представленных эк.субъектом; 4.док-ва в письменной форме надежнее устных заявлений. а получает а.док-ва путем: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета и аналитических процедур. Источники: первичные док-ты клиента и 3-х лиц; регистры БУ; рез-ты АФХД; устные и письм. свид-ва сотрудников пр-тия и 3-х лиц; сопоставление одних док-тов эк.субъекта с другими, а также сопоставление док-тов эк.субъекта с док-тами 3-х лиц; рез-ты инвентаризаций. Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует док-ва, полученные из различных источников и разные по форме представления. _____________ р.д.а. - док-ты и мат-лы, кот готовятся а-ром и д/а-ра. М/б представлены в виде таблиц, фотопленке, на бумажных/цифровых носителях и др. Состав, кол-во, содержание, объем р.д. аудитор определяет самост-но, опираясь на свой опыт. (Должны содержать обоснование всех важных моментов с включением всех сущ-х фактов, ставших известными а на текущий момент). Содержание опред-ся хар-ром задания, состоянием СВК и СБУ, сложностью, требованию к заключению и т.д. Р.д. явл-ся собств-тью а, содержащаяся в ней инф-ция конфиденциальна и не подлежит исп-ию без согласия клиента. По окончании А р.д. сдается в архив ауд-кой фирмы, где хранится не менее 5 лет. Р.д.а. используются при планировании и проведении А, д/фиксирования доказ-в, при проверке и осущ-нии текущего контроля. Р.д. как правило содержат инф-цию: об отрасли; о организ-ной структуре; хар-ре, объеме процедур; письм. заявления; доказ-ва по выявленным фактам; выводы по наиболее важным вопросам и мн.др.
Эк.субъект и другие лица, включая налоговые и иные гос.органы, не имеют права требовать от ауд. орг-ии предоставить рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных закон-вом РФ.
| 121. (128) Использование рез-тов работы внутреннего аудита. (в.а.) Фед.ст-т №29 В.а. - это контрольная деятельность, осущ-мая внутри а-го лица его подразделением-службой в.а. Функции в.а.: -мониторинг адекватности и эфф-ти СВК; -исследование фин-вой и управл. инф-ции; -контроль за соблюдением закон-ва РФ, норм.актов, требований рук-ва и др. Деят-ть службы в.а. не может достичь той степени независ-ти,кот. требуется от внеш.А. При эфф-ном в.а. можно уменьшить объем ауд-ких процедур, но не заменить. При оценке работы службы в.а.(с.в.а.) учитывается: - объем функций, выполняемый с.в.а.; - орг-ционный статус с.в.а.(способность с.в.а. быть объективной т.е. кому подчиняется, нет ли дополнит. нагрузок, функций, кроме А, как это влияет на кач-во); - проф.компетентность. Внеш. а должен получить доступ к отчетам с.в.а., документирует свои выводы относит. конкретной работы с.в.а. в отношении кот. были выполнены А.процедуры по ее оценке. Цель с.в.а. меняются в зависимости от требований руководства. Осн. цель внеш.А - получить разумную уверенность, что БФО не содержит сущ-х искажений. Внешний А несет исключительную ответственность за выраженное аудиторское мнение, и эта ответственность не уменьшается при использовании результатов работы службы внутреннего аудита. |
122. (127) Использование работы эксперта. Чтобы уменьшить риск при оценке специфический обстоятельств и избежать сущ-х ошибок – на стадии планирования решается вопрос о необходимости привлечения эксперта Эксперт – это специалист, имеющий специальное образование, достаточные знания, навыки и опыт работы в определенной области, отличной от БУ и А (Как физ. так и юр. лица). А-р не обязан обладать экспертными знаниями, которыми обладает лицо, получившее соот-щую проф.подготовку. Эксперт должен быть объективным, иметь соот-щую квалиф-цию, подтв-ную док-ми, опыт и репутацию. Эксперт может быть: сотрудником ауд-го лица или а-ра, либо привлеченным по дог-ру к участию в выполнении задания ауд-мым лицом или аудитором (хотя риск необъективности увеличивается, если эксперт – сотрудник ауд-го лица или связан иным образом – финансово зависим и т.д.). Дог-р оказания услуг эксперта, кроме общепринятых, должен содержать: *цели и объем работы; *описание конкр-х вопросов д/эксперта; *конфиденц-ть инф-ции экон.субъекта; *сведения о предположениях и методах, кот.будут исп-ся экспертом; *форму и содержание заключения эксперта. Эксперт может представлять свидетельства по след. вопросам: *оценка отдельных видов имущества, его состояние и кол-во; *определение объемов выполненных и предстоящих работ; *юридическая оценка док-тов и т.д. (Сферы привлечения экспертов – земля, здания, оборудование, месторождения пол.ископаемых, проектные, строительные, геологоразведочные работы и др.) Заключение эксперта в письменном виде должно быть полным и подробным, с тем, чтобы иметь представление о проделанной работе. В нем отражается объем продел-ой работы и предел ответст-ти эксперта, применявшиеся методы, любые неразрешенные сущ-ные сомнения, рез-ты проведенной работы. Обычно закл.состоит из 3-х частей: вводной, исследовательской и выводов. В безоговорочно положительном ауд. заключении а не делает ссылку на эксперта – за заключение несет ответственность сам. Если в модифицированном заключении нужно сослаться на эксперта, необходимо получить его письменное разрешение.
| 123. (134) Аудиторское заключение (А.З.) по бух-кой отчетности. ФСАД 1/2010, 2/2010, 3/2010. Оформление рез-тов А относится к III этапу проведения А. А.З.-офиц-ный док-т, предназначенный д/пользователей БФО ауд-х лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение а (ауд.орг-ции) о достоверности БФО ауд.лица во всех сущ-ных отношениях и соот-ие ведения БУ закон-ву РФ. // А.З. строго стандартизированная форма (но открытый док-т). Требования к форме, содержанию, структуре, порядку подписания и представления А.З. устанавливаются ФСАД и ФЗ №307. Структура А.З. (ФСАД 1): А.З. должно содержать: наименование «А.З.» // указание адресата // сведения об ауд-мом лице и сведения о ауд.орг-ции (а) // перечень БФО, по кот.проводилась проверка и период // объем А // распределение отв-ти в отношении указанной БФО между а и ауд.лицом // мнение о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, кот.оказывают либо могут оказать влияние на достоверность // указание даты А.З. // подпись (расшифровка). А.З. представляется только ауд-му лицу или лицу, заключ. дог-р. (ФСАД 2). «Модифицированное мнение в А.З.» Модификация – это внесение какого либо изменения в четкую структуру. Цель – привлечение внимания пользователей к какой либо ситуации. Мнение модифицируется в случаях невозможности получить достаточных надлежащих ауд.док-в об отсутствии сущ-х искажений или когда на основании полученных ауд.док-в составляется мнение о том, что БО содержит сущ-е искажения. (напр: Ограничение объема А рук-вом ауд. лица). В этом случае в А.З перед частью содержащей «Мнение» аудитора включается отдельная Специальная часть, кот. именуется «Основание д/выражения мнения с оговоркой»; «Основание д/выраж. отрицат. мн.»; «Основания д/отказа от выражения мнения» в кот включаются описания причин, искажений;ставшие известными обстоятельства и т.д. Выражается в след. формах: - Мнение с оговоркой (а получив достаточные надлежащие ауд. док-ва приходит к выводу, что имеющееся сущ-ное икажение (по отдельности или в совокупности) не является всеобъемлющим и не затронет большинство значимых элементов БО); - Отрицательное мнение (Влияние вместе или по отдельности искажений в БО явл-ся одновременно и сущ-ным и всеобъемлющим) - Отказ от выражения мнения (при наличии множественных фактов неопределенности, когда несмотря на получ-е док-ва а не может выразить мнение о достоверности БО из-за возможных взаимосвязей разных неопред-тей и их возможным суммарным влиянием на БО). ФСАД 3: «Дополнительная инф-ция в А.З.» Включается д/привлечения внимания пользователей БО к важным основополагающим д/понимания БО обстоятельствам. Привлекающая внимание часть вкл. в А.З. при условии, что а получил достаточные надлежащие док-ва того, что это обстоятельство сущ-но не искажено. Такие обст-ва: *Неопределенность из-за незавершенных судебных разбират-в; *крупная катастрофа, кот. оказывает влияние на фин-е положение и др. Привлекающая внимание часть д/б расположена после части содерж-й «Мнение а»; иметь название «Важные обстоят-ва». Должна содержать конкретную ссылку на обст-во в БО, д/возможности ее быстрого поиска и др. Эта часть включает только отраженные в БО обст-ва. При вкл. привлекающей внимание части необходимо иметь в виду, что она д/б краткой, понятной, по существу. Если необходимо привлечь внимание пользователей инф-цией не отраженной в БО, они описываются в части «Прочие сведения» необходимость ее включения возникает когда А.З. предназначено ограниченному кругу пользователей или когда а не может отказаться от проведения А(то в этой части сообщает о причинах по кот не смог отказаться от проведения А) - ее расположение зависит от хар-ра инф-ции: - если понимание хар-ра А – после части «Мнения аудитора»; - если понимание дополнительных обязанностей аудитора, описанных в А.З. – то в составе «А.З.»; - если понимание содержания А.З. то после «А.З.» Вывод: Если а выражает любое, кроме безоговорочно положительного мнение, он должен четко огласить все причины в А.З., и по возможности дать коллич-ю оценку влияния на БО (причины м/б ограничение объема, разногласия с рук-вом, искажения и др.) Заведомо ложное (Признается лишь по решению суда) – А.З. составленное без проведения А либо составленное по рез-там А, но явно противоречащее предоставленным эк.субъектом док-там. Влечет отв-ть в виде аннулирования а/ауд.орг-ции лицензии на осущ-е а.д., а д/лица, подписавшего такое З. также аннул-е квалиф-ного аттестата и привлечение к уголовной отв-ти в соот-ии с закон-вом РФ.
| 124. (148) А орг-ции бух.учета и контроля, учетной политики орг-ции. Цель-оценка соот-я внутренних док-в; орг-ции, подготовки, ведения БУ эк-го субъекта, СВК; уч.политики (УП) орг-ции, действующему в проверяемом периоде закон-ву. Нормат-е док-ты: ФЗ 129 «О БУ»; ПБУ 1/2008 «УП орг-ции»; ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»; ПБУ 6/01 «Учет ОС»; ПБУ 14/2007 «Учет НМА»; План счетов, Инструкцией по его применению и др. Источники инф-ции: *Приказ об УП; *рабочий план счетов; *перечень лиц, имеющих право подписи на первичных док-х; *формы первичных док-в; *должностные инструкции; *график док-то/оборота; *порядок проведения инвентаризаций и др. УП – совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения БУ на пред-тии за отчетный год. А-ру необходимо: *Выяснить лиц, ответ-х за составление, орг-цию, ведение БУ, за формирование УП, своевременное представление полной и достоверной БО; *Изучить состав и соподчиненность, разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бух-кой службы; *Изучить СБУ и СВК на предмет адекватности масштабам деят-ти экон-го субъекта и т.д. В УП д/б отражены: - Орг-ция и форма БУ; - Рабочий план счетов (синт. и аналитич.); - Формы неунифицированных первичных док-в; - Порядок проведения инвентаризаций; - МОЛ и лица имеющие право подписи; - Правила докум/оборота и технологии обработки учетной док-ции; - Порядок контроля за совершенными операциями; - Правила принятия, постановки на учет, выбытия, амортизации и др. по объектам ОС, НМА, МЦ; - Порядок начисления и оплаты труда, совмещения, б/л, отпусков, обязат-х отчислений и др. Основная задача А УП изучение СБУ. Проверка и оценка основных элементов УП и ее реализации д/целей БУ проводится в части: - Соблюдение одновременных условий д/принятия объекта в кач-ве ОС/НМА (при этом ст-ть ОС в пределах лимита, установл-го в УП, не более 20 000 руб могут отражаться в МПЗ); - Способ начисления аморт-ции ОС/НМА; - Оценка ГП; произв-х запасов; НЗП; товаров; - Резервов предстоящих расходов и платежей; резервов по сомнит-м долгам; - Расходов будущих периодов; - Признание прибыли от реализации продукции (работ,услуг); - Оценки задолженности по полученным займам; - Орг-ции учета затрат на пр-во и калькулирования с/с прод(раб,усл); - Орг-ция инвентаризации имущ-ва и обязательств и мн.другое. Типичные ошибки:- Приказ об утверждении УП на текущий год датирован после его начала (надо до 31.12.); - Филиалы и представительства не придерживаются УП головной орг-ции; - Отсутствуют утвержденные правила докум/оборота; - Не утвержден порядок контроля за хоз-ми операциями; - Орг-ция применяет метод списания не установ-й УП и т.д.
|
125. (132) А учредительных док-тов орг-ции. Цель - установить соот-ие действующему закон-ву правоустанавливающих док-тов, дающих право орг-ции на ведение ФХД. Задачи: *изучение статуса юр. лица орг-ции, сферы деят-ти и права его функционирования; *наличие лицензий по видам деят-ти. Норм-е док-ты: *ФЗ № 129 «О БУ»; *ГК РФ; *ФЗ «Об АО»; *ФЗ «Об ООО»; *ФЗ «О лицензировании отд-х видов деят-ти»; ФЗ «О гос. регистрации юр. лиц и ИП» и др. Источники инф-ции: - Устав (учредительный дог-р); - Протоколы собрания учредителей; - Док-ты, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату уставного капитала (УК) (акты независимой оценки имущ-ва); - Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ – един. гос. реестр юр. лиц; (ЕГРИП – е.г.р. инд. предпринимателей); - Свидетельства о гос. регистрации: В органах статистики; В налоговой инспекции; В Фондах (ПФ; ФОМС; ФСС); - Дог-р на банковское обслуживание; - Лицензии и разрешения на опред-е виды деят-ти; - Для АО – реестр акционеров, док-ты, связанные с приватизацией и акционированием орг-ции. Также аудиторы имеют право получить инф-цию: *об учредителях орг-ции; *о размере УК и доле каждого учредителя; *о праве орг-ции создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и др. структурные подразделения выделенные на самост-ный баланс; *о порядке распределения чистой прибыли; *о том какие счета имеет право открывать экон-й субъект в учреждениях банка Изначально, на ознакомительном этапе проверяется соот-ие учредительных док-в требованиям закон-ва. Далее – изучить соот-ие видов деят-ти закрепленных в уставе и осуществляемые орг-цией. Соблюдение орг-цией минимального размера уставного капитала: ОАО – не менее 1000кратной суммы МРОТ; ЗАО – не менее 100кратной суммы МРОТ; ООО миним.р-р УК – не менее 10 тыс.руб. Необходимо проверить соот-ие сальдо сч 80 «УК» размеру УК, зафиксированному в учедит-х док-х и изменения кап-ла (после внесения изменений в учред-е док-ты). После гос. регистрации: Д 75 К 80. Фактич-е поступление вкладов: Д (ден.ср-в и др.ценностей) 51,52,08,10,15… К75. Аналитич-й учет; *по сч.80 должен обеспечить инф-цию по учр-лям, стадиям формир-я кап-ла и видам акций; * по сч. 75 – учет д/б по каждому учредителю (участнику). Типичные ошибки: *несоот-е данных о раз-ре УК в учредит-х док-х и регистрах БУ; *деят-ть без лицензии; *неполное внесение учредителями долей в УК; *невнесение или несвоевременное внесение изменений в учедит-е док-ты; *нарушения, связ-е с порядком выплаты дивидендов и др.
| 128. (109) А учета основных средств (ОС). Цель А заключ-ся в оценке соотв-я ведения БУ ОС действующим проверяемом периоде в РФ нормативным док-там. Нормат-ные док-ты: ПБУ 6/01 «Учет ОС»; ПБУ 1/2008 «УП»; ГК РФ; НК РФ; Метод-е указ-я к ПБУ,(ОКОФ)Общеросс-кий классификатор осн.фондов и др.) Источники инф-ции д/проверки: *первичные док-ты (сч-фактуры, акты на списание, инвентарные карточки, дог-ра купли-продажи, Гл.книга, регистры по счетам 01,02,03,08,07,20,25,26,60,91, Проверку необходимо начинать с изучения учетной политики. Для достижения цели А д/б решены задачи: *изучение состава и структуры ОС, условий хранения и эксплуатации; *подтверждение первичной оценки СВК и СБУ ОС; *правильность оформления и отражения в учете операций по движению ОС; *Оценка раз-ров начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете; *установление объемов выполненных ремонтов ОС; * подтверждение переоценки ОС; *оценка кач-ва инвентаризации ОС и др. /// Задачи опред-ют содержание ауд. проверки, отражаются в программе А. // Изучение состава и структуры ОС; *правильность отнесения к ОС – соблюдение единовременных условий (использ-е более года; получение эк.выгод; участие в произ-ве; не перепродажа); *проверка условий хранения и эксплуатации (осмотр, сверка данных по инвентарным карточкам, регистрам анал.учета); *подтверждение первичной оценки СВК и СБУ (вопросы теста – определен ли круг МОЛ; проводятся ли внезапн. инвентар-и; произведена ли классиф-ция по ОКОФ; выявляются ли лица, виновные в порче ОС и т.д.); *проверка правильности формирования первонач-й ст-ти (типичные операции – выборочно, нетип-е и выбытие – сплошным порядком); *правильности начисления амортизации; *правильность отнесение затрат на ремонт ОС (наличие планов и смет, актов выполненных работ, дог-ров подряда, правильности отнесение затрат и т.д.). // На заключит-м этапе проверкиоценивается влияние выявленных нарушений на пок-ли ФО. Типичные ошибки: *фактич.метод начисления аморт-ии не соот-ет указанному в уч.политике; *неверное определение первонач-ой ст-ти; *начисление аморт-ции по самортизированным ОС; *несвоевр-ное оприходование и др. | 129.(100) Аудит учета НМА Цель – Установление соот-я применяемой в орг-ции методики БУ, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам. Нормат-я база: ФЗ 129 «О БУ»; ПБУ 14/2007 «Учет НМА»; 1/2008 «УП»; План счетов БУ и Инструкция по его применению; Приказ Минфина РФ «О формах БО орг-ции» и др. Источники инф-ции: Бух-й баланс; Отчет о движении ден.ср-в; Гл. книга или оборотно-сальдовая ведомость; Положение об УП; Регистры БУ по сч. 04,05,91,90,98; Карточки учета НМА, Акты приемки / списания НМА; Ведомость учета и др. К НМА относят: Приобретенные орг-цией бухг-кие программы; Исключительное право патентообладателя на изобретение, промыш-й образец, полезную модель; искл. право владельца на товарный знак и т.п., а также деловая репутация орг-ции (Разница между покупной ценой орг-ции (как приобретенного имущества) и ст-тью по БУ всех ее активов и обяз-в). а необходимо проверить первичные док-ты, подтверждающие записи по сч 04. Выяснить нет ли в учете объектов не относящихся к НМА. Далее подтверждается первичная оценка СВК, СБУ учета НМА, своевременность и полнота отражения в учете операций. Подтверждение СВК и СБУ заключается в установлении аудитором: - Определен ли круг лиц, ответственных за сохранность объектов и обеспечено ли неразглашение коммерч. тайны; Произведена ли классификация на соот-щие группы и т.д. Выясняется как складывалась первоначальная ст-ть (Все суммы непосредственно связанные с приобретением и созданием актива, кроме возмещаемых сумм налогов). Если дог-р дарения – то правильное определение текущей рыночной ст-ти на основе экспертной оценки; вклад в уставный кап-л – оценка, согласованная учредителями. Проверка операций поступления и создания НМА (в т.ч. соблюдение единовр. условий: Способность приносить эк.выгоды в будущем; Надлежаще оформл. док-ты (патенты, св-ва); Возможность выделения объекта от др. активов; Не предполагается перепродажа; Предназначен д/исп-я в теч. длит. времени; Отсутствие мат-но-вещ-й формы; Ст-ть м/б достоверно определена); учета амор-ции; учета выбытия НМА. Особое внимание следует обратить на правильность перехода права на владения НМА, напр. они должны подтверждаться лицензионными соглашениями, зарегистрированными в патентном отделе и оформлены договорами. Аналитический учет в карточках учета НМА ведется на каждый объект отдельно. Срок полезного действия определяет сама организация (исходя из ожидаемого срока использования актива или срока действия прав орг-ции на рез-т интеллектуальной деят-ти), поэтому проверка правильности определения срока их полезного дейстия явл-ся важным аспектом при проведении А. Амортизация может начисляться одним из способов: линейным; уменьшаемого остатка; списание ст-ти пропорционально объему продукции. Выбранный способ закрепляется в УП и применяется на протяжении всего срока исп-ния. Доходы и расходы от списания НМА отражаются в отчетном периоде и относятся на финн-е рез-ты (сч. 91) (Расходы по приобретению и созданию НМА относят к долгоср. инвестициям 08-10,60,69,70,76 – формирование затрат по выполнению НИОКР собст. силами; 04-08 – оприходованы положит. рез-ты НИОКР в виде НМА.) Типичные ошибки: Неправильно сформирована первонач. ст-ть НМА; Неправильное определение срока полезного исп-ния НМА; Не выполняются единовременные условия д/принятия объекта в кач-ве НМА; Нет аналитич. учета объектов НМА; Отсутствие док-в, подтверждающих правомерность включения объектов в НМА или док-ты оформлены с нарушениями.
|