Рынок ценных бумаг в России и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:31, доклад

Описание работы

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Работа содержит 1 файл

Тема 1 по цен бумАгам.docx

— 47.76 Кб (Скачать)

    Юридические лица размещают на первичном рынке  акции для:

    -Формирования  уставного фонда;

    -Увеличения  уставного фонда;

    -Реорганизации.

    Как мы знаем, акция предоставляет владельцу  право на управление акционерным  обществом. Следовательно, размещая акции  на первичном рынке, руководство  компании вынуждено будет впоследствии делиться властными полномочиями с  акционерами.

    Паевые  инвестиционные фонды размещают  свои акции (паи) среди инвесторов, привлекая, таким образом, необходимый капитал.

    Государство, органы регионального и муниципального управления, а также частные инвесторы  акции не выпускают.

    Органы  власти ни с кем не делятся властными  полномочиями в обмен на деньги: государство – это не акционерное  общество (АО). Частный же инвестор, сам по себе, не образует акционерного общества (АО), следовательно, ни о какой дополнительного выпуска акций речь в данном случае не идёт.

    И если перечень участников первичного рынка ценных бумаг выступающих  на нём в роли эмитентов ограничен, то инвестором может быть каждый.

    Инвесторы делятся на два больших класса:

    -Индивидуальные;

    -Институциональные.

    К институциональным инвесторам относятся: коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды.

    Инвестор  покупает акцию с целью:

    Получения прибыли;

    Размещения  временно свободных денежных средств;

    Получения контроля над предприятием-эмитентом.

    Профит  от акции складывается из двух компонентов:

    Получения дивидендов;

    Роста (advance, growth) стоимости акции на вторичном рынке.

    Ошибаются те, кто считает, что основной профит по акции составляют дивиденды. Очень  часто акционерное общество (АО) принимает решение вообще их не выплачивать; часть дохода, приходящаяся на дивиденды  акционерам, направляется на развитие производства. – Впрочем, эти вопросы  относятся уже к дивидендной  политике конкретного предприятия. Регулярная выплата дивидендов поднимает  престиж компании и привлекает потенциальных  инвесторов.

    NB. Основной профит по акциям  может быть получен при их  продаже на вторичном рынке  по более высокой цене (capital gain). Однако иногда инвестор может понести убыток – курс акций может сильно упасть. Об этом всегда следует помнить. Акция – достаточно рискованный объект вложений.

    Акция, регулярно приносящая дивиденды, но курс которой на вторичном рынке в течение долгого времени не меняется, называется на Западе «дойной коровой» (cash cow).

    Юридические лица размещают на первичном рынке  облигации для:

    -Привлечения  денежных средств на реализацию  каких-либо проектов;

    -Документального  оформления и реструктуризации  задолженности;

    -Погашения  локального дефицита бюджета.

    Государство, органы регионального и муниципального управления также выходят на первичный  рынок облигаций в качестве эмитентов. Первичный рынок гос. облигаций  очень тесно связан с вторичным  рынком; вместе с ним он образует единую систему, играющую в жизни  общества огромную роль.

    Физические  лица, как правило, облигаций на первичном  рынке не размещают, так как с  точки зрения всего рынка объём  их кредитов незначителен, а аваля  ненадёжны.

    В США некоторые крупные компании, имеющие переизбыток активов, выпускают  краткосрочные облигации сроком до одного месяца (commercial papers), которые покупают также крупные компании, нуждающиеся в денежных ресурсах. Рынок таких облигаций называется рынком коммерческих бумаг (commercial papers market).

    Инвесторами на первичном рынке могут выступать  все участники рынка. С точки  зрения инвестора облигация –  это инструмент:

    -Получения  выгоды;

    -Размещения  временно свободных денежных  средств;

    -Планирования  финансовой деятельности предприятия;

    -Страхования  от понижения % ставки.

    Профит  владельца облигации (инвестора) складывается из номинальной стоимости и купонных процентов (в общем случае). Для  того чтобы первичный рынок облигаций  успешно функционировал, инвесторы  должны располагать необходимым  объёмом временно свободных денежных средств, достаточным для покупки  серии облигаций. Так как каждая облигация имеет фиксированное  время погашения, покупая её, инвестор может планировать свою будущую  финансовую деятельность; впрочем, он может продать её досрочно на вторичном  рынке, если таковой существует.

    Облигацию с фиксированными купонными выплатами  можно рассматривать как инструмент страхования от понижения ставки %, так как если ставка падает, владелец облигации оказывается в выигрыше: он заранее вложил свои деньги с  доходом.

    Если  же инвестор приобрёл облигацию, а на следующий день % ставка, скажем, по депозитам, возросла, то тогда ему  приходится мириться с недополученной доходом.

    Покупая облигацию, нужно быть уверенным  в том, что курс валюты, в которой  номинирована облигация, не упадёт; в  противном случае эти вложения могут  обесцениться.

    Цель  эмитента акций на первичном рынке  ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально возможной  цене. Маржа между фактической  совокупной стоимостью размещения серии  новых акций и их совокупной номинальной  ценой называется учредительской выгодой. Эмитент вправе рассчитывать на учредительскую выгода, если инвесторы проявят повышенный интерес к траншу, и, таким образом, спрос превысит предложение.

    Цель  эмитента облигаций на первичном  рынке ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально  возможной цене. Чем выше будет  стоимость покупки облигаций  инвесторами, тем дешевле обойдётся  заем эмитенту. Размещая облигации, эмитент  обязан предусмотреть конкретный механизм выплаты процентов по ним и  их погашения. Объём выпуска надо сделать оптимальным: на облигации  должен сохраняться спрос со стороны  инвесторов, следовательно, объём дополнительного  выпуска не должен быть большим. Кроме  того, чем больше компания занимает на рынке, тем больше ей придётся отдавать! – Перед выходом на первичный  рынок необходимо специальное исследование. В проведении таких исследований эмитентам помогают инвестиционные банки и компании.

    Некоторые заёмщики финансируют погашение  предыдущих выпусков облигаций за счёт новых серий; хотя в отдельных  случаях это допустимо, в целом  этот метод порочен.

    Цель  покупателя акций (инвестора) на первичном  рынке – купить подешевле надёжные акции наиболее перспективных предприятий, чтобы затем получить обильные дивиденды и выиграть в дальнейшем от роста стоимости ранее купленных ценных бумаг.

    Цель  покупателя облигаций (инвестора) на первичном  рынке – купить подешевле надёжные облигации наиболее перспективных эмитентов, чтобы затем получить профит в виде маржи между стоимостью покупки и продажи (погашения) облигации, а также в виде купонных процентов.

    NB. Цели эмитентов и инвесторов  на первичном рынке ценных  бумаг противоположны: между эмитентами  и инвесторами существует противоречие. Конкретная стоимость размещения  акций или облигаций – плод  компромисса между ними.

    Кроме того, каждый конкретный эмитент и  инвестор по-разному оценивают цену акции или облигации. Поэтому  на рынке ценных бумаг имеет место  также конфликт представлений.

    В настоящее время существует тенденция  к расширению объёма первичного рынка  ценных бумаг; всё больше предприятий  прибегает к дополнительного выпуска акций и облигаций. Государство и органы местного самоуправления практически во всех промышленно развитых странах также постоянно увеличивают объём заимствований, что не всегда благоприятно сказывается на функционировании экономики и финансов.

    Первичный рынок ценных бумаг можно также  рассматривать как альтернативный источник финансирования экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Ценные  бумаги - необходимый атрибут всякого  рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эмитированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.

    С переходом России к рыночной экономике  оборот ценных бумаг резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда он касался лишь так называемых «фондовых», или «инвестиционных» ценных бумаг - акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой  составили базу для многих злоупотреблений.

    Эффективно  работающий рынок ценных бумаг выполняет  важную макроэкономическую функцию, способствуя  перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных  отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым  сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг  предоставляет инвесторам возможность  хранить и преумножать их сбережения.

    Рынок ценных бумаг входит в структуру  финансового рынка как составная  часть, объединяя сегменты денежного  рынка и рынка капиталов. На рынке  ценных бумаг происходит перераспределение  капиталов между отраслями и  сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. Рынок ценных бумаг, являясь  одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств.

    Несмотря  на многие  проблемы,  с  которыми  столкнулся в настоящее  время  российский фондовый рынок,  следует  отметить, что это молодой,  динамичный и  перспективный  рынок,  который  развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг  в связи с приватизацией государственных  предприятий,  быстрого создания новых  коммерческих образований и холдинговых  структур,  привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также,  необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление  и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач,  стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1.  «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996, №39-ФЗ,  (с изменениями от 15.04.2006г)

    2. Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – М.: Финансы и статистика, 2001 г.

    3. Булатов В.В. Фондовый рынок в структурной перестройке экономики.- М.: Наука, 2002.

    4. Буренин А.Н. «Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов» – М.: Финансы и статистика, 2001г.

    5. Ценные бумаги: Учебник/Под  ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского – М.: Финансы и статистика, 2000г.

    6. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2000г.

    7. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.:Русская Деловая Литература, 1999г.

    8. Перспективы рынка ценных бумаг на 2007 год – Управляющая компания УралСиб

    9. Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. -М.: «Экзамен», 2002.

    10. Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. – М.: ФА, 2000.

    11. Рынок ценных бумаг и биржевое дело.- Учебное пособие./Под редакцией Т. Б. Бердникова,2000

    12.   Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N336 "О мерах по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России и перспективы его развития